В статье рассмотрены основные виды и аспекты организации педагогической практики будущих учителей в системе высшего профессионального образования в 1950–60-е гг. на примере педагогических вузов Донбасса.
Ключевые слова: педагогическая практика, высшее профессиональное образование, педвузы, студенты.
Современная система высшего профессионального образования претерпевает существенные изменения, которые направлены на повышение качества подготовки профильных специалистов. Педагогические вузы самопровозглашенных республик Донбасса в рамках реализации новых стандартов образования, корректируют содержание учебных планов и педагогической практики. Поэтому достаточно актуальным становится изучение опыта организации педагогической практики в советский период.
В педагогических словарях термин «педагогическая практика» рассматривается как вид организации внеаудиторной работы студентов педагогических вузов под руководством методиста с целью творческой реализации теоретических знаний и практических навыков по педагогике, психологии и других специальных дисциплин; составная часть подготовки будущих педагогических работников [2, с. 75; 4, с. 95].
Прохождение педагогической практики являлось обязательным компонентом учебной программы педвузов с 1920-х гг. В 1950-е гг. Министерством просвещения СССР были введены учебные планы, в которых теоретическая подготовка студентов по педагогике сокращалась от 130 до 90 ч., в пользу часов для прохождения педагогической практики [1, с. 42].
В 1960 г. в соответствии с Приказом Министерства просвещения УССР «Об организации педагогической практики студентов и мерах улучшения практической подготовки студентов к работе в школе» в новую программу педпрактики был включен перечень обязательных мероприятий для отчетности студентов-практикантов. Во вступительной части основных организационных документов данного периода значилось: «Эти высшие учебные заведения должны выпускать таких учителей для средней школы, которые глубоко знают науку в области своей специальности, обладают достаточными педагогическими навыками, хорошо знают жизнь, могут воспитывать учащихся…» [3, д. 266, л. 1].
В 1950–60-е гг. на территории Донбасса подготовку педагогических кадров осуществляли три вуза: Луганский государственный педагогический институт имени Т. Г. Шевченко, Сталинский государственный педагогический институт (с 1961 г. — Донецкий государственный педагогический институт) и Славянский государственный педагогический институт (с 1954 г. получивший статус высшего учебного заведения).
Педагогическая практика будущих учителей начиналась уже со второго семестра I курса. Студенты I–II курсов проходили педпрактику в III–IV классах в качестве помощников учителей или вожатых пионерских отрядов. На II курсе практика проходила на протяжении года без отрыва от занятий. Она была направлена на изучение школьного коллектива и на изучение работы ученической и пионерской организаций школ. Под руководством кафедры педагогики, классных руководителей и комсомольской организации школы студенты приобретали опыт организации тематических вечеров, культпоходов и экскурсий. Третьекурсники направлялись для работы в школу в V–VIII классы в качестве помощников классных руководителей, вожатых отрядов и руководителей кружков в том числе в летнее время.
Педпрактика студентов IV курса носила обучающий характер и предусматривала проведение пробных уроков по предметам широкого профиля. Вместе с тем, обязательным условием было выполнение студентом всесторонней воспитательной работы среди школьников [3, д. 126, л. 23–25]
В 1960-е гг. началось массовое открытие новых школ, повлекшее нехватку учителей. Этот факт обусловил введение в педвузах нового вида педагогической практики — стажерской. Студенты V курса проходили стажерскую практику, в период которой выполняли всю работу учителя в течение целого семестра. В отчетах педвузов Донбасса по опыту перестройки педагогической практики студентов за 1961–62 учебный год значилось: «Все студенты V-х курсов проходят стажерскую практику с 25 августа 1961 г. по 1 января 1962 г. на штатной должности учителя и классного руководителя». Анализ и оценка стажерской практики возлагалась на школу, в которую были направлены студенты. Для контроля за ходом практики и оказания методической помощи работникам школ пединституты направляли наиболее опытных преподавателей профильных кафедр [3, д. 266, л. 284].
В учебных планах пединститутов Донбасса было предусмотрено проведение студентами-практикантами экспериментальных работ в школе, например, апробировалась авторская методика составления психологической характеристики учащихся. Параллельно с этим, студентов со II-го курса привлекали к лекционной работе среди родителей и населения по общественно-политической и педагогической тематике [3, д. 266, л. 286].
Нехватка педагогических кадров способствовала увеличению количества специалистов, которых вузы готовили без отрыва от основной работы. Расширение системы заочного обучения должно было решить вопрос не только дефицита педагогических кадров, но привлечь в педвузы работающих учителей без высшего педагогического образования [4, с. 96].
В планах-календарях межсессионной работы студентов-заочников отмечалось, что прохождение педагогической практики в V–X классах любого типа школы (восьмилетней, средней, вечерней, школе-интернате) является обязательным. От прохождения практики освобождались студенты, которые в настоящее время работали по специальности с нагрузкой не менее шести еженедельных уроков и предоставивших в вуз положительную характеристику из школы.
Студенты заочной формы обучения проходили две практики: первую — на IV курсе в течение седьмого семестра без отрыва от работы по месту жительства; вторую — на V курсе в течение 4-х недель в учреждении по направлению от института за счет тарифного или неоплачиваемого отпуска. Для оказания практической помощи студентам-заочникам функционировали консультационные пункты в районных центрах Донбасса [3, д. 748, л. 234].
К прохождению педпрактики студентов готовили заранее. Преподаватели институтов на практических занятиях по методике преподавания профильных предметов отрабатывали со студентами навыки использования различных приемов и средств обучения. Обязательным условием перед прохождением педпрактики было изучение опыта ведущих учителей и классных руководителей, обучение методике проверки письменных и практических работ школьников.
За полгода до начала педагогической практики определялись лучшие школы областных центров и назначались руководители практики. Руководство педпрактикой осуществляли методисты профильных кафедр, завучи и лучшие учителя школ. За не прохождение обязательной педпрактики или получения неудовлетворительной оценки, студентов не допускали к сдаче государственных экзаменов [3, д. 727, л. 35].
В рамках реализации постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 октября 1966 г. и ЦК КП Украины и Совета Министров УССР от 14 октября 1966 г. «О мерах по улучшению подготовки специалистов и улучшения руководства высшим и средним специальным образованием в стране» отдельные кафедры могли вносить корректировку в учебные планы. Например, учебная практика по предметам кафедры физвоспитания начиналась не с III, а с I курса. Первокурсники проводили только часть урока, показывая отдельные элементы техники. Полноценные школьные и секционные уроки давали студенты уже II и III курсов [3, д. 607, л. 10].
Согласно отчетным документам педвузов, несмотря на то, что 90 % оценок по педпрактике составляли «хорошо» и «отлично», среди основных недочетов проведения педагогической практики в 1950–60-е гг. можно отметить следующие: периодическое возвращение к старым инструкциям по педпрактике; перегруз руководителей большим количеством часов; недооценка некоторыми методистами объема и роли воспитательной работы; формирование очень больших потоковых групп практикантов; слабый контроль над проведением воспитательных мероприятий;недостаточное знание студентами-практикантами содержания школьных учебников по профильным предметам [3, д. 607, л. 10].
Таким образом, система организации педагогической практики на Донбассе в 1950–60-е гг. предполагала непрерывность практической деятельности студентов (с I по V курсы), введение новых видов практик (общественно-полезную, летнюю в пионерских лагерях, стажерскую) и была направлена на улучшение качества профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Тем не менее, подобный опыт организации педпрактики показал определенные недочеты, что способствовало принятию уже в 1970-х гг. улучшенных программ педпрактики.
Литература:
1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
2. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. — 135 с.
- Государственная архивная служба Луганской Народной Республики (Госархив ЛНР). Ф. Р-416. Оп. 2.
- Никульников А. Н. Особенности педагогической практики студентов в СССР (1918–1991 гг.) // Сибирский педагогический журнал. — 2018. — № 4. — С. 94–101.