Технология организации педагогической практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (74) сентябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 16.09.2014

Статья просмотрена: 893 раза

Библиографическое описание:

Ахмеджанов, М. М. Технология организации педагогической практики / М. М. Ахмеджанов, Ш. С. Шарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15 (74). — С. 248-250. — URL: https://moluch.ru/archive/74/11746/ (дата обращения: 15.11.2024).

В современных условиях система образования и подготовки кадровых специалистов должна быть непрерывно и всесторонне связана с осуществляемыми реформами нашего общества, нашей жизни.

Перед нами стоят задачи подготовки педагогических кадров, отвечающих новым требованиям: внедрение государственных образовательных стандартов, работа с новыми учебными программами, подготовка методологического фундамента в структурах профессиональных колледжей и академических лицеев, проведение мероприятий, основывающихся на непрерывном образовании — воспитании.

Успешная самостоятельная педагогическая деятельность инженеров-педагогов зависит от профессиональной подготовки и духовно-педагогического уровня, отвечающих современному учебно-воспитательному процессу.

Студенты, получающие профессиональное образование (бакалавриат), наряду с изучением социально-политических, общетехнических и специально-инженерных профессий, также получают и знания в области психологии и педагогики. Это, в свою очередь, формирует у студентов умения и навыки подготовки и проведения занятий. Подобные компетенции помогают находить методы и средства обучения, учитывая индивидуально-психологические особенности учащихся, их образование и воспитание, а также адекватное содержание учебного материала.

В процессе педагогической практики у студентов формируются профессиональные умения и навыки инженеров-педагогов. Формирование личностных качеств студента-практиканта неразрывно связано с подготовкой практических занятий, их уровня организации и проведения. Нами разработано учебное пособие под названием «Технология организации педагогической практики», которое широко применяется на практике.

Обобщая приведённые данные, можно выразить цель и сущность педагогической практики. Важное место в практике имеет структура подготовки инженеров-педагогов, которая дает возможность глубоко изучить учебно-воспитательный процесс в целом и его элементы. Педагогическая практика создает основу формирования личности студента, способствует повышению уровня знаний, развивает компетенции в области прогрессивных форм и направлений обучения, а также подготовки и проведения внеклассных и воспитательных работ, с использованием всех необходимых методов и средств.

Перед студентами формируется содержание эффективной интеграции механизмов образования и науки с целью формирования у студентов навыков параллельного обучения и научного исследования, освоения свода знаний по предмету, обосновывается принцип неразрывности научно-практических занятий с целью обеспечения основы педагогики.

В педагогической практике самостоятельная деятельность и профессиональная подготовка будущих инженеров-педагогов, как один из основных этапов, направлена на выполнение следующих воспитательных задач:

-          расширение и углубление студентами знаний по психологии, педагогике, а также по методике преподавания специальных инженерных дисциплин, закрепление теоретических знаний;

-          в соответствии с целью и типом урока, составом, методами обучения и наличием учебных средств, обучение преобразованию теоретических знаний в учебный материал.

Правильная организация и проведение практики является одним из основных условий повышения качества подготовки инженеров-педагогов.

Процесс подготовки практики студентов ведётся по рекомендуемой авторами ниже схеме:

Во время педагогической практики формирование личности инженера-педагога зависит от успешности и точности организации во всех проявлениях учебного процесса. В педагогической практике формирование личности инженера-педагога зависит от точной организации совместной работы во всех отраслях учебного процесса.

Государственным стандартом высшего образования (раздел 5111000, «Профессиональное образование» по направлениям бакалавриата) поставлены требования к степени подготовки бакалавров и содержанию преподаваемых знаний. Объектами профессиональной деятельности являются: преподаватели профессиональных колледжей и академических лицеев, учебно-воспитательный процесс, педагогические технологии и методы обучения, государственные и частные организации, научно-производственные объединения, научно-исследовательские организации, структура государственного управления.

Педагогическую практику студенты проходят в два этапа: ознакомительная (пассивная) и квалификационная (активную) практики.

В ознакомительную (пассивную) практику бакалавра входят:

-          структура средне-специального, профессионального образовательного учреждения;

-          директивно-нормативные документы средне-специальных и профессиональных учреждений;

-          подготовительные направления средне-специальных и профессиональных учреждений;

-          основы изучаемых предметов в средне-специальных и профессиональных учреждениях;

-          приемы организации специальных предметов в профессиональных колледжах;

-          посещение и анализ уроков преподавателей специальных предметов;

-          проведение учебно-воспитательных работ в профессиональных колледжах;

-          требования контроля и оценки профессиональных знаний, умений и навыков учащихся;

-          знание и использование методов повышения результативности изучения специальных предметов в профессиональных колледжах.

В квалификационную (активную) практику бакалавра входят:

-          наблюдение и анализ деятельности сотрудников средне-специальных и профессиональных образовательных учреждений;

-          умение использовать на практике изученные нормативные документы;

-          теоретические и практические знания по учебно-воспитательной работе в профессиональных колледжах;

-          претворение на практике теоретических знаний по выбранной специализации;

-          претворение на практике педагогических технологий в преподавании специальных предметов;

-          методика преподавания специальных предметов на подготовительных направлениях;

-          наблюдение и анализ деятельности сотрудников по руководству педагогической практикой;

-          подготовка отчета по проведенной практике;

-          в процессе преподавания специальных предметов, практикант должен обладать навыками управления деятельностью студентов, уметь контролировать и оценивать знания учащихся;

-          по итогам проведенной практики студенты подготавливают и сдают отчеты.

Помимо вышесказанного, практиканты также собирают информацию, необходимую для выполнения дипломной (выпускной) работы.

Основная задача современных средне-специальных профессиональных колледжей, как очага подготовки квалифицированных рабочих и технических кадров – это подготовка для себя всесторонне знающего, отвечающего современным требованиям инженера-педагога.

Чтобы углубить и расширить методическую и теоретическую подготовку, студенты направления «Профессиональное образование» должны пройти практику, это для них первый шаг к специальности и возможность овладеть первичным педагогическим мастерством.

Эффективность педагогической практики студентов в академических лицеях и профессиональных колледжах нарастает согласно установленным требованиям, поэтапно, по принципу неразделимости.

Педагогическая практика начинается на третьем и заканчивается на выпускном курсе. Завершающим этапом является производственная практика после двухлетнего опыта.

Педагогическая практика включает в себя:

1.                  ознакомление с профессиональным колледжем и производством по изучении курса «Введение в специальность»;

2.                  прохождение годовой практики в качестве инженера-педагога в профессиональных колледжах или учебных отделах производства;

Все элементы производства по соответствующим направлениям отражены в необходимых программах. На всех этапах педагогической практики руководство осуществляется профессорами-преподавателями ВУЗов или сотрудниками профессиональных колледжей и производств.

Например: студентами 3 курсов руководят профессора-преподаватели кафедры «Педагогика, психология», директор колледжа, заместитель директора по учебной и духовно-просветительской работе, мастера производственного обучения, руководители групп, общественные организации учебного заведения. Воспитательная работа с учащимися проводится под руководством педагогов (представителями управдома, махалли, педагогическими отрядами, «Камолот»).

Управляют и контролируют квалификационную практику студентов 4 курса: профессора-преподаватели кафедры «Педагогика, психология» совместно с кафедрой специальных дисциплин, директор колледжа, заместитель директора по учебной и учебно-производственной работе, учителя-предметники.

Успешные результаты практики неразрывно связаны с продолжительностью и оперативностью опыта. Важно регулярно контролировать работу практиканта, только в таком случае студенты становятся активными помощниками руководящим организациям и должностным лицам: в воспитании учащихся, в развитии у них навыков самообразования, в оживлении организации социально-политических, духовно — просветительских работ, привлечении молодежи к общественно-полезному труду.

В процессе педагогической практики у студентов формируются навыки не только по организации и осуществлению учебно-воспитательной работы, но и вырабатывается положительная мотивация к продолжению дальнейшего успешного обучения в институте. Это, в первую очередь, применимо к психолого-педагогическим, инженерным дисциплинам и поможет студентам проявить чувства значимости и выгодности в будущей деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая практика, знание, колледж, предмет, студент, анализ деятельности сотрудников, учебно-воспитательная работа, учебно-воспитательный процесс, учебный материал, учебный процесс.


Задать вопрос