В современных условиях система образования и подготовки кадровых специалистов должна быть непрерывно и всесторонне связана с осуществляемыми реформами нашего общества, нашей жизни.
Перед нами стоят задачи подготовки педагогических кадров, отвечающих новым требованиям: внедрение государственных образовательных стандартов, работа с новыми учебными программами, подготовка методологического фундамента в структурах профессиональных колледжей и академических лицеев, проведение мероприятий, основывающихся на непрерывном образовании — воспитании.
Успешная самостоятельная педагогическая деятельность инженеров-педагогов зависит от профессиональной подготовки и духовно-педагогического уровня, отвечающих современному учебно-воспитательному процессу.
Студенты, получающие профессиональное образование (бакалавриат), наряду с изучением социально-политических, общетехнических и специально-инженерных профессий, также получают и знания в области психологии и педагогики. Это, в свою очередь, формирует у студентов умения и навыки подготовки и проведения занятий. Подобные компетенции помогают находить методы и средства обучения, учитывая индивидуально-психологические особенности учащихся, их образование и воспитание, а также адекватное содержание учебного материала.
В процессе педагогической практики у студентов формируются профессиональные умения и навыки инженеров-педагогов. Формирование личностных качеств студента-практиканта неразрывно связано с подготовкой практических занятий, их уровня организации и проведения. Нами разработано учебное пособие под названием «Технология организации педагогической практики», которое широко применяется на практике.
Обобщая приведённые данные, можно выразить цель и сущность педагогической практики. Важное место в практике имеет структура подготовки инженеров-педагогов, которая дает возможность глубоко изучить учебно-воспитательный процесс в целом и его элементы. Педагогическая практика создает основу формирования личности студента, способствует повышению уровня знаний, развивает компетенции в области прогрессивных форм и направлений обучения, а также подготовки и проведения внеклассных и воспитательных работ, с использованием всех необходимых методов и средств.
Перед студентами формируется содержание эффективной интеграции механизмов образования и науки с целью формирования у студентов навыков параллельного обучения и научного исследования, освоения свода знаний по предмету, обосновывается принцип неразрывности научно-практических занятий с целью обеспечения основы педагогики.
В педагогической практике самостоятельная деятельность и профессиональная подготовка будущих инженеров-педагогов, как один из основных этапов, направлена на выполнение следующих воспитательных задач:
- расширение и углубление студентами знаний по психологии, педагогике, а также по методике преподавания специальных инженерных дисциплин, закрепление теоретических знаний;
- в соответствии с целью и типом урока, составом, методами обучения и наличием учебных средств, обучение преобразованию теоретических знаний в учебный материал.
Правильная организация и проведение практики является одним из основных условий повышения качества подготовки инженеров-педагогов.
Процесс подготовки практики студентов ведётся по рекомендуемой авторами ниже схеме:
Во время педагогической практики формирование личности инженера-педагога зависит от успешности и точности организации во всех проявлениях учебного процесса. В педагогической практике формирование личности инженера-педагога зависит от точной организации совместной работы во всех отраслях учебного процесса.
Государственным стандартом высшего образования (раздел 5111000, «Профессиональное образование» по направлениям бакалавриата) поставлены требования к степени подготовки бакалавров и содержанию преподаваемых знаний. Объектами профессиональной деятельности являются: преподаватели профессиональных колледжей и академических лицеев, учебно-воспитательный процесс, педагогические технологии и методы обучения, государственные и частные организации, научно-производственные объединения, научно-исследовательские организации, структура государственного управления.
Педагогическую практику студенты проходят в два этапа: ознакомительная (пассивная) и квалификационная (активную) практики.
В ознакомительную (пассивную) практику бакалавра входят:
- структура средне-специального, профессионального образовательного учреждения;
- директивно-нормативные документы средне-специальных и профессиональных учреждений;
- подготовительные направления средне-специальных и профессиональных учреждений;
- основы изучаемых предметов в средне-специальных и профессиональных учреждениях;
- приемы организации специальных предметов в профессиональных колледжах;
- посещение и анализ уроков преподавателей специальных предметов;
- проведение учебно-воспитательных работ в профессиональных колледжах;
- требования контроля и оценки профессиональных знаний, умений и навыков учащихся;
- знание и использование методов повышения результативности изучения специальных предметов в профессиональных колледжах.
В квалификационную (активную) практику бакалавра входят:
- наблюдение и анализ деятельности сотрудников средне-специальных и профессиональных образовательных учреждений;
- умение использовать на практике изученные нормативные документы;
- теоретические и практические знания по учебно-воспитательной работе в профессиональных колледжах;
- претворение на практике теоретических знаний по выбранной специализации;
- претворение на практике педагогических технологий в преподавании специальных предметов;
- методика преподавания специальных предметов на подготовительных направлениях;
- наблюдение и анализ деятельности сотрудников по руководству педагогической практикой;
- подготовка отчета по проведенной практике;
- в процессе преподавания специальных предметов, практикант должен обладать навыками управления деятельностью студентов, уметь контролировать и оценивать знания учащихся;
- по итогам проведенной практики студенты подготавливают и сдают отчеты.
Помимо вышесказанного, практиканты также собирают информацию, необходимую для выполнения дипломной (выпускной) работы.
Основная задача современных средне-специальных профессиональных колледжей, как очага подготовки квалифицированных рабочих и технических кадров – это подготовка для себя всесторонне знающего, отвечающего современным требованиям инженера-педагога.
Чтобы углубить и расширить методическую и теоретическую подготовку, студенты направления «Профессиональное образование» должны пройти практику, это для них первый шаг к специальности и возможность овладеть первичным педагогическим мастерством.
Эффективность педагогической практики студентов в академических лицеях и профессиональных колледжах нарастает согласно установленным требованиям, поэтапно, по принципу неразделимости.
Педагогическая практика начинается на третьем и заканчивается на выпускном курсе. Завершающим этапом является производственная практика после двухлетнего опыта.
Педагогическая практика включает в себя:
1. ознакомление с профессиональным колледжем и производством по изучении курса «Введение в специальность»;
2. прохождение годовой практики в качестве инженера-педагога в профессиональных колледжах или учебных отделах производства;
Все элементы производства по соответствующим направлениям отражены в необходимых программах. На всех этапах педагогической практики руководство осуществляется профессорами-преподавателями ВУЗов или сотрудниками профессиональных колледжей и производств.
Например: студентами 3 курсов руководят профессора-преподаватели кафедры «Педагогика, психология», директор колледжа, заместитель директора по учебной и духовно-просветительской работе, мастера производственного обучения, руководители групп, общественные организации учебного заведения. Воспитательная работа с учащимися проводится под руководством педагогов (представителями управдома, махалли, педагогическими отрядами, «Камолот»).
Управляют и контролируют квалификационную практику студентов 4 курса: профессора-преподаватели кафедры «Педагогика, психология» совместно с кафедрой специальных дисциплин, директор колледжа, заместитель директора по учебной и учебно-производственной работе, учителя-предметники.
Успешные результаты практики неразрывно связаны с продолжительностью и оперативностью опыта. Важно регулярно контролировать работу практиканта, только в таком случае студенты становятся активными помощниками руководящим организациям и должностным лицам: в воспитании учащихся, в развитии у них навыков самообразования, в оживлении организации социально-политических, духовно — просветительских работ, привлечении молодежи к общественно-полезному труду.
В процессе педагогической практики у студентов формируются навыки не только по организации и осуществлению учебно-воспитательной работы, но и вырабатывается положительная мотивация к продолжению дальнейшего успешного обучения в институте. Это, в первую очередь, применимо к психолого-педагогическим, инженерным дисциплинам и поможет студентам проявить чувства значимости и выгодности в будущей деятельности.