Управление качеством — это методы и виды деятельности оперативного характера, направленные на успешность реализации образовательной программы, регулирование и контроль образовательного процесса, своевременное устранение несоответствий и отклонений процесса. В свою очередь, под управлением качеством образования принято понимать целенаправленное и непрерывное воздействие на процессы и условия образовательной деятельности, которое обеспечивает достижение образовательных результатов [1].
Для того чтобы выполнить ряд задач по совершенствованию деятельности организации, необходимо пройти этап моделирования ее бизнес-процессов. Любое современное предприятие является сложной системой, его деятельность включает в себя исполнение десятков тысяч взаимосвязанных функций и операций. Человек не в состоянии понимать, как такая система функционирует в деталях, — это выходит за границы его возможностей. И только моделирование, по сути, упрощающее систему до требуемого уровня адекватности, обеспечивает возможность принятия аргументированных решений по ее модификации. Одним из главных назначений модели организации служит то, что она является языком для фиксации знаний об организации и передачи понимания о происходящем на нем процессах [2].
Автоматизация любой деятельности предполагает ее моделирование, которое позволит оценить имеющиеся проблемы и возможные пути их решения [3].
Одна из разработок в области моделирования предприятия — создание специального языка, который был бы предназначен для моделирования бизнес-процессов BPML ( Business Process Modeling Language ). Этот язык обеспечивает построение абстрактной исполняемой модели взаимодействующих процессов на основе концепции конечного автомата (машины конечных состояний). BPML представляет бизнес-процессы, объединяя описания взаимодействий потоков управления, потоков данных и потоков событий со вспомогательными ортогональными средствами моделирования бизнес-правил, ролей, контекста взаимодействия. Он поддерживает синхронные и асинхронные распределенные транзакции, поэтому его можно использовать в качестве исполняемой модели для встраивания существующих приложений в качестве компонентов процессов в бизнес-процессы.
Собственно, бизнес-процессы описываются с использованием BPMN ( Business Process Management Notation ), обеспечивающего графическую нотацию для описания процессов BPD ( Business Process Diagram ), а также внутренние связи между элементами нотации и внешние связи с конструкциями других компонентов BPML .
На диаграмме BPD моделируются события бизнес-процессов организации, сосредотачивая основное внимание на том, где процессы выполняются и где события имеют место. Эти диаграммы включают следующие основные элементы:
– события перед запуском процесса;
– активности (бизнес-процессы, бизнес-функции, бизнес-операции);
– конечные результаты выполнения процесса;
– информационные объекты, которые привязаны к потокам (данные, документы, в общем все, информация о которых обновляется при выполнении процесса);
– специальные узлы (шлюзы), которые позволяют моделировать ветви;
– специальные объекты (плавательные дорожки и бассейны), которые используются для уточнения модели и демонстрации того, в какой организационной единице происходит событие или процесс, с целью визуального разделения обработки потоков по организациям и организационным единицам [2].
Методология BPMN 2.0 предоставляет возможность описать деловой процесс в виде диаграммы, что позволяет получить комплексное восприятие выполняемого процесса всеми участниками рабочей группы [4]. BPM предполагает управление процессом. Моделирование процесса управления качеством образовательного процесса было выполнено в данной нотации (рис. 1).
Рис. 1. BPMN -модель процесса управления качеством образовательного процесса
Исполнителями процесса являются отдел проектирования образовательных программ, кафедра, отдел контроля качества образования и оценка рисков. Отдел проектирования образовательных программ анализирует требования заказчика, определяет основные направления развития вуза, решает основные вопросы по организации учебно-воспитательной работы, планирует образовательные услуги и анализирует получившийся план. Заказчиками данного процесса выступают работодатели, государство. Связь с заказчиками позволяет университету получать данные об удовлетворенности клиентов и степени выполнения их требований.
Следующим этапом является работа кафедры университета. Работа заключается в разработке учебно-методической документации, подготовке учебного процесса, а именно проектирование всех видов занятий и создание методических материалов для обучающихся, повышение качества учебного процесса, календарное планирование учебного процесса, устранение отклонений от плана.
Далее идет работа отдела контроля качества образования. Управление качеством определяется действиями, которые направлены на создание, использование, поддержание и усовершенствование способов влияния на качество выпускаемой продукции на всех этапах производства, в нашем случае влияния на качество образовательного процесса. К функциям отдела по управлению качеством относят прогнозирование и действия по планированию качества, мониторинг показателей, свидетельствующих о качестве образования, и сопоставление с критериальными показателями, предлагаемые потребителями образовательной услуги университета, обеспечение контроля качества образовательного процесса, а также сбор и обработка информации о результативности СМК образования и формирование материалов по проблемам качества образования.
Завершающим этапом процесса является оценка рисков. В сферу деятельности эксперта по оценке рисков входят процессы идентификации, изучения, контроля и постоянного мониторинга существующих рисков. Также в функции оценивающего риски специалиста входит подготовка необходимой информации для своевременного принятия решений, которые направлены на снижение уровня риска, а также уточнение и оценка последствий ранее принятых решений.
Построенная модель позволяет представить процесс управления качеством образовательного процесса в виде простого механизма. Модель отображает структуру и функции системы, потоки информации и материальных объектов, связывающих эти функции. Моделирование в нотации BPMN отображает бизнес-процесс в простой и наглядной форме для различных категорий специалистов: аналитиков, которые моделируют бизнес-процессы, технических разработчиков, создающих системы для выполнения данных процессов, менеджеров, которые должны понимать процессные диаграммы, чтобы принимать деловые решения.
Литература:
- Коберник, О. Мониторинг как способ управления качеством обучения // Народное образование. — 2002. — № 9. — 142 с.
- Кальянов, Г. Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 240 с.
- Черняховская, Л. Р., Никулина Н. О., Гарайшин Ш. Г., Малахова А. И., Ярмухаметова Г. И. Управление бизнес-процессами на основе результатов имитационного моделирования и анализа проблемных ситуаций // Информационные и математические технологии в науке и управлении. — 2020. — № 2 (18). — С. 73–83.
- Черняховская, Л. Р., Никулина Н. О., Ширяев О. В. Интеллектуальное управление сложными деловыми процессами на основе онтологических баз знаний: учебное пособие / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. — Уфа: РИК УГАТУ, 2018. — 183 с.