Процессный подход в управлении организацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 05.04.2021

Статья просмотрена: 263 раза

Библиографическое описание:

Куликов, М. Г. Процессный подход в управлении организацией / М. Г. Куликов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79720/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: BPM, EPM, BPI, бизнес-процессы, процессный подход, стратегия организации.

Бизнес-процессы способны значительно повысить эффективность бизнеса в любой сфере. Бизнес-процесс является уникальным средством, чтобы взглянуть на процессы предприятия со стороны, увидеть узкие места и слабые стороны в процессе и улучшить процесс, оптимизировать его, если это будет необходимо. Технология описания бизнес-процессов позволяет обеспечить ясность и понятность каждой операции бизнеса, помогает проанализировать результаты различных сбоев, которые могут произойти на определенном этапе выполнения работ, а также своевременно обнаружить ошибки и исправить их.

Основное свойство бизнес-процесса заключается в том, что это взаимосвязанная и конечная совокупность определенных действий, которая определяется отношениями, ограничениями, ресурсами и мотивами внутри конечного множества субъектов и объектов, которые объединяются в систему с целью удовлетворения общих интересов и для получения конечного конкретного результата, потребляемого самой системой.

Для графического представления деятельности учреждения используются блок-схемы процессов. Любой бизнес-процесс, как правило, берет свое начало со спроса потребителя и заканчивается удовлетворением этого спроса.

Владельцем бизнес-процесса чаще всего выступает должностное лицо, имеющее в подчинении персонал, распоряжающееся инфраструктурой, оборудование и программным обеспечением, обладающее нужной информацией о процессе, управляющее течением бизнес-процесса и несущее ответственность за эффективность и результативность процесса.

Процессное управление помогает заниматься организацией и усовершенствованием бизнес-процесса более планомерно и осмысленно, а также изменять масштабность изучаемого бизнес-процесса. Люди, которые организуют и проектируют бизнес-процесс, напрямую связаны с менеджерами и с другими подразделениями предприятия. Эта связь состоит в передаче полномочий другим сотрудникам и распределении поручений между ними. Именно поэтому, сначала обязательно определяется порядок взаимодействия подразделений и руководителей, которые участвуют в управлении бизнес-процесса, а уже потом запускается процесс. Чтобы знать, кто, чем занимается, разрабатываются специальные документы, регламентирующие порядок работы каждого отдела и менеджеров, управляющих процессом.

На самом деле, объектом управления выступает сам процесс — его описание, контроль, измерение процесса, доведение до автоматизма согласно инструкциям, различным алгоритмам и критериям. Управление бизнес-процессом — это сложная постоянная работа над бизнес-процессом. Процесс проектируется, организуется и совершенствуется в деятельности учреждения в динамике.

Из-за усиления конкуренции и недостатка времени и запасов главные ресурсы для роста эффективности процессов содержатся внутри самих бизнес-процессов. Для того чтобы разобраться, как повысить эффективность и результативность бизнес-процесса, необходимо осуществить его моделирование. Именно поэтому сейчас компании активно описывают бизнес-процессы, их регламентацию, занимаются проектированием и аудитом. На сегодняшний день это является необходимостью.

Нужно отметить, что финансовая деятельность учреждений требует особого внимания. Финансовые бизнес-процессы во многих учреждениях являются второстепенными. Они выполняют обслуживающую или вспомогательную функции. Задача финансовых бизнес-процессов заключается в следующем: они помогают всем остальным функциям учреждения (производство, продажи, снабжение, логистика и администрирование) извлекать максимальную прибыль, при этом разумно используя основные и оборотные средства. Помощь финансовых бизнес-процессов состоит в оценке управленческих решений, обеспечении приемлемого объема финансирования операционной деятельности по доступной стоимости. Бизнес-процессы финансового отдела тоже бывают несовершенны, и в них часто имеются недостатки, поэтому им тоже очень важно уделять внимание, проектировать, анализировать и совершенствовать, обращая внимание на проблемные места.

Основная задача предприятия — управление финансовыми процессами. Предприятие должно анализировать, обрабатывать уже имеющиеся данные предыдущих периодов, выявлять недостатки, проблемные места и заниматься их исправлением. Планирование дает возможность учреждению стремиться к определенным целям, которые поставлены на основе уже имеющихся реальных данных. Таким образом, функции планирования и контроля гарантируют постоянную прибыль учреждению. Финансовое планирование и контроль происходят постоянно в деятельности компании. Перед началом описания любого бизнес-процесса необходимо сначала определиться с входными и выходными данными процесса, а также полностью описать окружение бизнес-процесса. Только после этого можно приступать к его моделированию и проектированию.

Управление бизнес-процессами (англ. Business Process Management, BPM) — это система управления, которая связывает цели и стратегию компании с потребностями и ожиданиями клиентов компании через определенную организацию сквозных процессов.

Таблица 1

Матрица областей использования ВРМ

1.PNG

Таким образом, методы управления бизнес-процессами сосредотачиваются на конечных результатах, а также на путях для их достижения. Следующая матрица наглядно изображает три основные области использования BPM.

Первая область применения BPM — усовершенствование бизнес-процессов (BPI). Она представляет собой проект, направленный на улучшение гармонии между ожиданиями клиентов и стратегией компании. BPI состоит из выбора, анализа, проектирования и внедрения улучшенного бизнес-процесса. В этой области могут использоваться такие прикладные методы, как методология BPM (жизненный цикл), шесть сигм, бережливый менеджмент, TQM и другие.

Нужно отметить, что в качестве BPM может приниматься целая система, которая включает в себя ряд проектов и инициатив.

Следующая область применения BPM — это управление процессами предприятия (EPM). EPM — это использование методов, принципов и процессов в определенном учреждении. EPM:

а) позволяет обеспечить согласование процессного регулирования, соответствие архитектуры и портфеля сквозных процессов ресурсам и стратегии учреждения;

б) передает модель регулирования с целью управления и оценки BPM инициативами. В EPM определяется степень зрелости управления процессами для определения достигнутого уровня.

И наконец, непрерывная оптимизация — область применения, представляющая собой долгосрочный метод для увеличения производительности и результативности определенных процессов, основываясь на постоянно работающей системе управления с обратной связью.

Литература:

  1. Горшков, Д. О. Реинжиниринг отдельных бизнес-процессов как средство нахождения новых точек роста сбытовой сети / Д. О. Горшков, Д. А. Корнилов — Текст: непосредственный // Вестник НГИЭИ. — 2017. — № 11 (78). — С.148–161.
  2. Лыкова, А. И. Система управления эффективностью бизнес-процессов / А. И. Лыкова — Текст: непосредственный // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. — 2017. — № 2. — С.66–74.
  3. Федорова, О. В. Применение методологий SADT и ARIS для моделирования и управления бизнес-процессами информационных систем / О. В.Федорова, А. А. Мамаева, Е. А. Якунина — Текст: непосредственный // Вестник ВГУИТ. — 2018. — № 1 (75). — С.105–109.
Основные термины (генерируются автоматически): BPM, EPM, BPI, процесс, TQM, стратегия компании.


Похожие статьи

Процессный подход как принцип системы менеджмента качества

Особенности внедрения и факторы успеха реализации BPMS

В статье приведено рассмотрение особенностей внедрения управленческой концепции BPM при процессном подходе к управлению организацией, а также анализ факторов успеха в реализации систем класса BPMS.

Стратегический анализ внутренней среды организации

В статье рассматривается анализ внутренней среды организации с помощью метода SNW как способ влияния на формирование стратегии, а также формулируются рекомендации по повышению эффективности управления процессами выбора внешних ресурсов на основе анал...

Необходимость документирования и анализа бизнес-процессов для предприятия малого бизнеса

Стратегическое управление строительной организацией в современных условиях

Риски в ситуационном управлении проектами

Педагогические технологии в образовательной практике

Роль финансовой стратегии в разработке финансовых решений

Автоматизация бизнес-процессов в корпоративном и государственном управлении

Стратегическое управление организацией

В статье исследуются ключевые аспекты, связанные с эффективным управлением персоналом.

Похожие статьи

Процессный подход как принцип системы менеджмента качества

Особенности внедрения и факторы успеха реализации BPMS

В статье приведено рассмотрение особенностей внедрения управленческой концепции BPM при процессном подходе к управлению организацией, а также анализ факторов успеха в реализации систем класса BPMS.

Стратегический анализ внутренней среды организации

В статье рассматривается анализ внутренней среды организации с помощью метода SNW как способ влияния на формирование стратегии, а также формулируются рекомендации по повышению эффективности управления процессами выбора внешних ресурсов на основе анал...

Необходимость документирования и анализа бизнес-процессов для предприятия малого бизнеса

Стратегическое управление строительной организацией в современных условиях

Риски в ситуационном управлении проектами

Педагогические технологии в образовательной практике

Роль финансовой стратегии в разработке финансовых решений

Автоматизация бизнес-процессов в корпоративном и государственном управлении

Стратегическое управление организацией

В статье исследуются ключевые аспекты, связанные с эффективным управлением персоналом.

Задать вопрос