Многие современные организации являются функциональным и иерархическими; они страдают от отдельных ведомств, плохой координации, а также ограниченной боковой связи. Слишком часто, работа фрагментирована и разобщена, и менеджеры тратят кучу усилий, чтобы добиться поставленной цели. Ученые столкнулись с подобными проблемами в своих исследованиях, чтобы описать организационную работу в весьма общих терминах. Их усилия по решению проблемы процессов в современном бизнесе рассматривались как коллективный феномен, либо были тесно сосредоточены теоретические и методологические заявления, либо фокусировались на одном типе теории процессов.
Ключевые слова: элементы управления, менеджмент, бизнес-процессы, анализ, основные подходы
Процессы обеспечивают вероятное решение той или иной цели. В самом широком смысле, они могут быть определены как наборы задач и мероприятий, которые вместе — и только вместе — преобразовывают входы в выходы [1]. В организациях эти входы и выходы могут быть столь же разнообразны, как материалы, информация и люди. Типичные примеры процессов включают разработку новых продуктов, выполнение заказов и обслуживание клиентов, а также распределение ресурсов и принятия решений.
Тем не менее, когда теории, взятые в месте, они обеспечивают мощный объектив для понимания организации и управления:
Во-первых, процессы обеспечивают удобный, промежуточный уровень анализа. [5] Потому что они состоят из разнообразных, связанных между собой задач, они открывают так называемый «черный ящик» фирмы, не подвергая аналитиков рискам. Исследования ученых фокусируются либо на отдельных задачах или иных видов деятельности, либо на организации в целом. Перспективный процесс дает необходимую интеграцию, гарантируя, что реалии производственной практики связаны в одно целое со стабильным функционированием фирмы. [3]
Во-вторых, процесс объектив и обеспечивает новое понимание управленческого поведения. На самом деле, большинство прошлых исследований показали фрагментарное качество работы рабочих мест менеджеров, а не их согласованности. Процессный подход, напротив, подчеркивает связь между видами деятельности, показывая, что, казалось бы, не связанные задачи такие как — телефонный вызов, короткий разговор или внеплановая встреча — часть одной, разворачивающейся последовательности. [2] С это точки зрения, управленческая работа становиться гораздо более рациональной и упорядоченной.
Дадим основу для осмыслений процессов, их последствий, а также последствий для менеджеров. Начнем с процессов на организационном уровне.
Ученые разработали три основных подхода к организации процессов. Их лучше всего рассматривать как отдельные, но взаимосвязанные школы мысли, потому что каждый сосредоточен на конкретном процессе и исследует свои отличительные особенности и проблемы. [6] Три категории: рабочие процессы, поведенческие процессы, процессы изменений.
Рабочие процессы. Подход рабочего процесса имеет свои корни в промышленном строительстве и оценке его работы, основное внимание стоит на решении задач производства. Рабочий процесс начинается с простой, но мощной идеи: организации выполняют свою работу через связанные цепочки деятельности разделенную между отделами и функциональными группами. [2] Эти цепи называются процессами и могут быть удобно сгруппированы в две категории: (1) процессы, которые создают, производят и поставляют продукты и услуги, которые клиенты хотят, и (2) процессы, которые не производят результатов, которые клиенты хотят, но они по-прежнему необходимы для ведения бизнеса. Разработка новых продуктов, производство, логистика, дистрибуция — являются примерами операционных процессов, в то время как стратегическое планирование, бюджетирование — являются административными процессами (необходимыми для ведения бизнеса).
Рабочие процессы наиболее знакомы менеджерам. Это в значительной степени основывается на принципах движения предметов труда и реинжиниринга. [10] Очевидным преимуществом здесь является то, что работники более внимательно изучают реальную работу организации.
Поведенческие процессы. Подход к поведенческим процессам имеет корни в теории организации и групповой динамики, особое внимание здесь уделяется моделям поведения людей. Эти модели отражают характерные способы организовывать взаимодействия в организации, а также принятия решений. Все поведенческие процессы имеют ряд характеристик. [8] Они являются обобщением из наблюдений за повседневной работой и не имеют самостоятельного существования, кроме рабочих процессов, в которых они проявляются. Поведенческие процессы сильно влияют на форму, сущность и характер рабочих процессов путем формирования модели поведения у работников. [11]
Различают три категории поведенческих процессов: принятия решений, коммуникации и организации обучения.
Процессы изменений. Данный подход отражается в стратегическом управлении и истории бизнеса, и фокусируется на последовательности событий во времени. Эти последовательности, называемые процессы, описывают, как отдельные лица, группы и организации адаптируются, развиваются и растут. Процессы изменений являются явно динамичными, в отличии от относительно статичных рабочих и поведенческих процессов. [9]
Все процессы изменений имеют несколько характеристик. Они являются динамичными, предназначенные для реализации конкретных действий, а также всегда разворачиваются с тремя компонентами: набор начальных условий, функциональная конечная точка и сам процесс изменений.
Также различают две формы данных процессов: автономные и индуцированные. [12] Автономные процессы имеют свою собственную жизнь и исходят из внутренней динамики компании. Другими словами, субъект развивается естественным образом. Процессы во второй категории включают в себя организационные и отраслевые сдвиги, возникающие в результате революционных изменений в технологиях, применяемых в организации. В отличие от автономных процессов, индуцированные не происходят сами по себе, они должны быть созданы.
Три основных подхода к организации процессов имеют много общего (см. «Таблица 1»)
Таблиц 1
Основные подходы корганизации процессов
Рабочие процессы |
Поведенческие процессы |
Процессы изменений |
|
Определение |
– Последовательность действий, которые преобразуют входы в выходы |
– Широко общие закономерности поведения и способы взаимодействия |
– Последовательность событий во времени |
Роль |
– Осуществляют работу организации |
– Формировать способы работы путем воздействия на отдельных лиц или групп |
– Изменение масштаба, характера организации |
Основные категории |
– Оперативные и административные |
– Индивидуальные и межличностные |
– Автономные и индуцированные |
Примеры |
– Разработка новых продуктов, выполнение заказов, стратегическое планирование |
– Принятие решение, коммуникации, организационное обучение |
– Создание, рост, преобразование чего-либо |
Несмотря на эти сходства, три типа процессов захвата различных организованных явлений, лучше всего рассматривать в качестве дополнительных частей. Они могут быть объединены в одну структуру, которая включает в себя как поперечные, так и динамичные элементы. [7]
Резюмируя эти три подхода можно сказать, что именно они и есть суть профессии менеджера и могут быть применены в равной степени в выборе управления, переговорах, продажах, а также помогут настроить мониторинг и контроль (см. «Таблица 2»)
Таблица 2
Управленческие процессы
Направление процессов установления |
Переговоры ипроцесс продаж |
Мониторинг ипроцессы управления |
|
Цель |
– Создание организационного направления и цели |
– Получение необходимой поддержки и ресурсов |
– Отслеживание текущей деятельности |
Основная задача |
– Разработка повестки дня |
– Построение сети |
– Сбор информации |
Критические навыки |
– Синтез, определение приоритетов, связь |
– Сроки и последовательность, ведение презентаций |
– Анкетирование и прослушивание собранные данных |
Литература:
- The Six Core Elements of Business Process Management // researchgate. URL: https://www.researchgate.net/publication/226852950_The_Six_Core_Elements_of_Business_Process_Management (дата обращения: 1.10.2017).
- How to Analyze a Business Process // bridging-the-gap. URL: http://www.bridging-the-gap.com/how-to-analyze-a-business-process/ (дата обращения: 1.10.2017).
- Elements of knowledge management in the improvement of business processes // degruyter. URL: https://www.degruyter.com/view/j/manment.2016.20.issue-2/manment-2015–0063/manment-2015–0063.xml (дата обращения: 1.10.2017).
- business process management (BPM) // techtarget. URL: http://searchcio.techtarget.com/definition/business-process-management (дата обращения: 4.10.2017).
- What is business process management (BPM)? The key to enterprise agility // cio. URL: https://www.cio.com/article/3219064/business-process-management/what-is-business-process-management-bpm-the-key-to-enterprise-agility.html (дата обращения: 4.10.2017).
- Анализ бизнес-процессов как один из элементов управления // eup. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY/an-bp.htm (дата обращения: 7.10.2017).
- В. В. Ильин. Моделирование бизнес-процессов. Практический опыт разработчика. — Москва: Вильямс, 2014. — 134 с.
- Е. Всяких, Е. Сидоренко, А. Зуева. Практика и проблематика моделирования бизнес-процессов. —: Направление, 2015. — 178 с.
- Инструменты управления и моделирования бизнес-процессов // rzbpm. URL: http://rzbpm.ru/knowledge/instrumenty-upravleniya-i-modelirovaniya-biznes-processov.html (дата обращения: 9.10.2017).
- How are New Data Technologies Affecting Data Quality and Data Governance? // DATAVERSITY. URL: http://www.dataversity.net/new-data-technologies-affecting-data-quality-data-governance/ (дата обращения: 9.10.2017).
- How 13 Global Industries use Artificial Intelligence — TCS Global Trend Study // TCS. URL: www.tcs.com/ (дата обращения: 12.10.2017).
- Бизнес-процессы: моделирование, внедрение, управление // payture. URL: http://blog.payture.com/management/biznes-protsessy-modelirovanie-vnedrenie-upravlenie (дата обращения: 12.10.2017).