Фундаментальные основы описания бизнес-процессов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 26.12.2022

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Ширяев, Д. Д. Фундаментальные основы описания бизнес-процессов / Д. Д. Ширяев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 404-405. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98312/ (дата обращения: 30.10.2024).



В настоящее время в нашей стране сложились достаточно сложные экономические и геополитические условия, которые требуют от субъектов хозяйствования уделять больше внимания перспективам развития, а не только концентрироваться на поддержании текущего финансового состояния. С этой целью важно иметь четкое понимание о том, как организованы бизнес-процессы внутри компании.

Актуальной в современных условиях становится проблема построения рациональных бизнес-процессов и выбора для этого наиболее оптимальной модели.

В современных условиях уже разработано достаточно много различных моделей организации бизнес-процессов как универсальных, так и специализированных. При этом большинство характеризуются сложностью изучения и значительными затратами для их внедрения. В большей степени специалисты предлагают модели, которые позволяют решить только одну проблему, которая имеет достаточно узкое направление.

В экономической науке первым, кто попытался сформулировать технологию бизнес-процесса, стал Адам Смит. Принципы организации труда были им сформированы в 1776 году в фундаментальном труде «Благосостояние нации». В рамках исследования был предложен механизм по разделению индустриального производства на более простые, базовые операции. По мнению Адама Смита, такое разделение позволило бы увеличить производительность, в связи с тем, что рабочие более эффективно выполняют свою работу и совершенствуют свое мастерство. В последствие, простейшие операции, предложенные Адамом Смитом, стали называть «бизнес-процессы [1, с. 34].

В большинстве отечественных научных исследованиях, понятие «бизнес-процесс» используется как аналог делового процесса. Большинство разделяют понятия «процесс» и «бизнес». В этом случае, «процесс» является средством разделения процессов создания конечного продукта, который принесет эконмическую выгоду, и других процессов, которые действуют внутри компании.

Такое утверждение, по нашему мнению, не является корректным. Объяснить это можно тем, что любой бизнес-процесс, который происходит в компании находится в тесной взаимосвязи с иными процессами, что формирует единую систему, позволяющую произвести продукт, который в дальнейшем принесет экономическую выгоду.

В основе моделирования бизнес-процессов в компании лежит характеристика бизнес-процессов, которые происходят в компании в настоящее время. При этом дается характеристика обязанностей сотрудников и их действий в рамках данной системы. Также описывается движение необходимой документации и рассчитывается надежность существующего бизнес-процесса. В рамках анализа проводят оценку вероятности ошибок при существующей системе бизнес-процессов и вероятность его модернизации [3, с. 88].

В повышении эффективности работы компании в целом заключается цель бизнес-моделирования. С этой целью проводится исследование результативности процесса и вероятности сокращения материальных и временных затрат для его осуществления.

Фундаментальных методов моделирования бизнес-процессов в настоящее время достаточно много. Методология структурного анализа и проектирования (SADT) лежит в основе указанных методов. Также семейство стандартов IDEF и алгоритмические языки весьма распространены в системе бизнес-планирования [2, с. 126].

Методы совершенствования и оптимизации бизнес-процессов необходимы для повышения эффективности управления и оптимизации существующих бизнес-процессов любой компании. Два основных подхода выделяют в современном процессном управлении:

1. Метод постепенный. Автором данного метода является Деминг Уильям Эдвардс. Такой метод не требует больших материальных вложений, а также может не требовать затрат вовсе, так как все изменения происходят внутри существующей организационной системы управления компанией;

2. Метод кардинальный. Авторами такого метода являются Майкл Хаммер и Джеймс Чамли. В рамках метода происходят фундаментальные измерения в структуре управления и в структуре действующих бизнес-процессов в компании [4].

Ряд методов поваляет усовершенствовать бизнес-процессы в компании при использовании указанных подходов. В настоящее время существует пять основных методов для совершенствования бизнес-процессов компании:

— методика быстрого анализа решения (FAST);

— бенчмаркинг процесса;

— перепроектирование процесса;

— инжиниринг процесса;

— реинжиниринг процесса.

Возможность применения того или иного метода оптимизации бизнес-процессов позволяет анализ различий и общих положений существующих методов. Такой подход дает возможность определить наиболее подходящий метод совершенствования бизнес-процессов или комбинацию методов, для целей конкретной компании.

Литература:

  1. Демченко С. А. Предпосылки применения субъектно-ориентированного подхода к моделированию бизнес-процессов в проектной организации // Управление экономическими системами — 2019. — № 3 (121) — С. 34.
  2. Семенова М. Р. Моделирование бизнес-процессов как метод улучшения качества и эффективности работы предприятия // Аллея науки — 2018. — том 6, № 4 (20). — С. 125–128.
  3. Таканиева Ц. Э., Торосян Е. К. Современные подходы к моделированию бизнес-процессов // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире — 2019. — № 16–2. — С. 87–89.
  4. 10 антикризисных инструментов управления бизнесом: учебник // FinAnswers — образовательно-консалтинговый проект Натальи Удаловой. — URL: http:// https://www.finanswers.ru/10antikrizis_ instruments_business — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): компания, FAST, IDEF, SADT.


Задать вопрос