Статья рассматривает применение моделирования по методике IDEF в системе менеджмента качества для описания и классификации процессов по данному направлению деятельности современного промышленного предприятия.
Ключевые слова: IDEF0, сеть процессов, смк, система менеджмента качества, промышленное предприятие, моделирование, анализ, мониторинг, процессный подход.
The article considers the use of IDEF modeling in a quality management system to describe and classify processes in this area of activity of a modern industrial enterprise.
Keywords: IDEF0, process network, QMS, quality management system, industrial enterprise, modeling, analysis, monitoring, process approach.
Моделирование — это один из ключевых элементов во время описания процессов современного промышленного предприятия. Разработка моделей необходима для того, чтобы провести анализ изучаемого процесса, а также выявить ключевые показатели и основные нюансы и риски в нем. Моделирование помогает проводить реструктуризацию компании на базе составленной модели на функциональном уровне.
Данная функция играет большую роль для эффективной работы предприятия и повышения конкурентного преимущества на рынке по той причине, что она обеспечивает непрерывный мониторинг и анализ внедренных процессов. [1] На основе полученных во время моделирования данных можно оценить результативность различных направлений коммерческой деятельности. К примеру, сферу взаимоотношений с потребителем или поставщиком, внутреннее функционирование компании, финансовые вопросы и степень инновационной составляющей и соответствие современным стандартам в сфере, где работает предприятие в целом. Но одним из наиболее значимых сфер, где сейчас широко применяется моделирование — это качество продукции и, в частности, система менеджмента качества.
В соответствии с действующими стандартами (в частности, МС ИСО 9001:2000), представление системы менеджмента качества должно выглядеть в качестве сетки процессов, которая призвана обеспечить ее прозрачность для оценки первой, второй и третьей сторонами, заинтересованными в процессе. Также такое моделирование является доказательной базой и подтверждением возможности обеспечения результата на должном уровне.
Для обеспечения вышеперечисленных функций самый эффективный вариант — это составление IDEF0-моделей. Именно этот метод позволяет добиться максимального результата. [2] К модели сети процессов в рамках СМК выдвигаются определенные требования, или вопросы, на которые они должны давать исчерпывающий ответ. К ним относятся:
1) Какие процессы в рамках определенного предприятия и всех подразделений относятся к системе менеджмента качества?
2) Какова структура процессов (вход, выход, потребители, поставщики)?
3) Каким образом осуществляется взаимодействие процессов?
4) Как именно процессы удовлетворяют требования международного стандарта ИСО 9001:2000?
Для обеспечения ответа на поставленные вопросы, описанные выше, к функциональной модели сети процессов СМК, они должны выстаиваться в соответствии с дополнительными требованиями. [3] К ним относятся:
1) Проработка и создание функциональной модели производится в соответствии с точкой зрения высшего менеджмента качества предприятия.
2) Модель должна включать в себя обязательные процессы, которые описаны в стандарте ИСО 9001:2000.
3) Модель должна содержать обязательные элементы описанных процессов, которые также обозначены в стандарте.
4) Предложенная модель обязана включать в себя все стадии жизненного цикла продукта, который выпускает предприятие.
Отсюда следует вывод, что функциональная модель должна удовлетворять всем перечисленным требованиям и обязана строиться в форме модели делового процесса. Где под деловым процессом понимается совокупность процессов и операций по их взаимодействию, в результате которого производится определенная продукция или услуга, которые в конечном итоге поставляются потребителю (это выход). [4] А вход в рамках делового процесса — это материальные, трудовые и информационные потоки, поставка которых осуществляется контрагентами предприятия.
Для примера рассмотрим промышленное предприятие, одна из основных задач которого заключается в производстве корзины сцепления. Потребителем продукции компании является завод по производству автомобилей, а также предприятия вторичного рынка, которые занимаются продажей запасных частей такого типа. [5] Деловым процессом промышленного предприятия является «Производство корзины сцепления» (Рисунок 1).
В МС ИСО 9001:2000 обязательными процессами в сфере СМК являются:
1) Проработка ответственности высшего менеджмента в сфере управления качеством выпускаемой продукции.
2) Ресурсное управление (сюда относятся процессы в сфере кадров, инфраструктуры и рабочей силы).
3) Описание обязанностей менеджмента производственного процесса, где должны быть указаны процессы ЖЦП и приравненные к ним по важности процессы вспомогательного обеспечения.
4) Процессы мониторинга и анализа полученных сведений о результативности системы менеджмента качества продукции.
5) Документация, содержащая политику, цели и задачи компании по данному направлению.
6) Описание процедур в документальном виде, а также документы, в которых прописана ответственность сотрудников предприятия.
7) Документирование процессов, необходимых для улучшения, обеспечения и эффективного планирования и улучшения процессов.
8) Статистика по качеству выпускаемой продукции.
Соответственно, модель делового процесса СМК в рамках современного промышленного предприятия должна обязательно включать вышеперечисленные положения.
Рис. 1. Модель процесса на промышленном предприятии
В заключение можно сделать вывод о том, для успешного функционирования современного промышленного рынка в настоящих реалиях, ранее обозначенные требования к моделированию бизнес-процессов и процессов системы менеджмента качества должны быть расширены. Кроме того, повсеместное внедрение расширенного списка требований позволит наладить единый язык взаимодействия между компаниями, аудиторами и экспертами, которые работают в данной отрасли. А для повышения эффективности моделирования сети процессов стоит использовать многочисленные программы и компьютерное обеспечение, которые необходимо для полной автоматизации работы в данной сфере.
Литература:
- Описание процессов в рамках систем менеджмента качества на основе методологии функционального моделирования IDEF0 // Interface. URL: http://www.interface.ru/fset.asp?Url=/misc/idef.htm.
- Международный стандарт ИСО 9001. Системы менеджмента качества. Требования. 3-е изд. 2000–12–15. ISO — 2018.
- Давид Марка, Клемент МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования. Пер. с англ. М.:2017, 240 с., ISBN 5–7395–0007–9.
- Логанина, В. И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях: Практическое руководство. / В. И. Логанина. — М.: КДУ, 2018. — 148 c.
- Губарев, А. В. Информационное обеспечение системы менеджмента качества. / А. В. Губарев. — М.: ГЛТ, 2016. — 142 c.