Технология проектирования и разработки методических рекомендаций
Автор: Урсегова Наталья Александровна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)
Дата публикации: 09.12.2017
Статья просмотрена: 4420 раз
Библиографическое описание:
Урсегова, Н. А. Технология проектирования и разработки методических рекомендаций / Н. А. Урсегова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13504/ (дата обращения: 24.12.2024).
В 2015 году увидел свет профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н. Именно этот документ регламентирует и разъясняет требования к должности методиста:
‒ принципиально новой функцией методиста становится работа по проведению маркетинговых исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых;
‒ особую актуальность приобретает функция «сопровождения»: методисту необходимо оказывать педагогу поддержку для перехода от низкого к более высокому уровню, преодоления своих профессиональных трудностей, поиску скрытых педагогических и личностных ресурсов и создавать на этой основе условия для развития педагога. Функция «сопровождение» предполагает разработку методистом программного и методического обеспечения, знание специфики работы с одаренными учащихся, учащихся с ограниченными возможностями здоровья и т. п.;
‒ методисту необходимы организаторские и управленческие функции, направленные на достижение качества образовательного процесса, планирования и проведения мониторинга и оценки качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.
Требования профессионального стандарта, таким образом, ориентируют современного специалиста на овладение не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и применение определённых навыков творческого решения практических задач, постоянное повышение квалификации, быструю адаптацию к изменяющимся условиям.
Анализ профессиональных затруднений методистов (по итогам проведения курсов повышения квалификации, а также реализации дополнительных программ профессиональной переподготовки) свидетельствует о специфичности их образовательных потребностей, направленных, прежде всего, на приобретение способности и опыта по составлению методических рекомендаций. Данная способность может быть отнесена к специальным компетенциям методиста.
В целях оказания методической помощи методистам системы дополнительного образования детей и взрослых, предлагается к обсуждению вариант технологического подхода к процессу проектирования, разработки и самооценки качества методических рекомендаций. Думается, что материалы данной работы будет полезны как методистам, так и преподавателям, которые готовятся к прохождению аттестации на квалификационную категорию.
Общие подходы кпроектированию иразработке методических рекомендаций
- При разработке методических рекомендаций необходимо выбрать проблематику методических рекомендаций, исходя из актуальности — теоретической или практической.
- Разработчик методических рекомендаций должен определить категорию участников образовательного процесса, для которых разрабатываются методические рекомендации: педагоги, родители, обучающиеся.
- В процессе подготовки к разработке методических рекомендаций необходимо:
‒ изучить научные и методические литературные источники, нормативно-правовые документы по избранной проблематике;
‒ составить план работы;
‒ накопить фактический материал;
‒ подобрать наиболее яркие, характерные факты для обоснования и иллюстрации приведенных положений и рекомендаций.
- В ходе написания методических рекомендаций необходимо сформулировать цель работы, подчинив ей основную содержательную часть работы; обязательно указать, кому адресованы рекомендации; дать рекомендации о том, какими передовыми педагогическими технологиями надо пользоваться для улучшения образовательного процесса.
- Общий объем работы не должен превышать 5–10-ти страниц машинописного текста.
Основные этапы разработки методических рекомендаций
1. Вступительная часть − пояснительная часть работы, в которой обосновывается актуальность и практическая (или теоретическая) целесообразность данной работы, определяется цель составления методических рекомендаций, дается краткий анализ разработанности данной проблемы в научно-методической литературе, разъясняется, какую помощь призвана оказать работа.
Вступительная часть должна содержать следующую информацию:
‒ обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь необходимо дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, настоящее положение дел, указать, в чем его достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
‒ определение цели составления методических рекомендаций (например; оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми; составить алгоритм подготовки и проведения мероприятий разного уровня и т. п.);
‒ краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций (например: овладение опытом организации конкретных мероприятий; повышение мотивации учащихся к изучению конкретного содержания и т. п.).
2. Основная часть. Содержание этой части состоит из анализа и описания передовых технологий, которыми пользуются руководители, педагоги для достижения поставленных целей. Одновременно указывается, что именно рекомендуется делать для исправления и улучшения существующего положения, дается описание перспективы результатов использования рекомендаций.
Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т. п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
‒ описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов);
‒ дать советы по решению организационных вопросов (разработка плана работы; определение этапов и сроков информирования потенциальных участников мероприятия, распределение поручений, обеспечение рекламы и т. д.);
‒ вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта).
3. Заключение. Здесь излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.
4. Список использованной ирекомендуемой литературы. Список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.
5. Приложения. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в основную часть. Автору следует описать, что может быть использовано в качестве приложений к разработанным методическим рекомендациям (планы проведения конкретных мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; схемы, диаграммы, фотографии, карты; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т. д.).
Критерии самооценки качества разработанных методических рекомендаций
Прежде чем разработанные методические рекомендации будут внедрены в практическую сферу, будут отданы на стороннее рецензирование, необходимо провести самоанализ качества методических рекомендаций. Выполнить самодиагностику можно по следующим основаниям-критериям:
- Автор рекомендаций разделяет проблематику и цель методических рекомендаций.
- Цель формулируется в понятной для педагогов/преподавателей (учащихся, родителей) форме.
- Цель, поставленная автором работы, способствует разрешению обозначенной проблемы.
- Цель, поставленная автором работы, способствует повышению качества образования.
- В ходе написания методических рекомендаций автор работы демонстрирует знание заявленной проблематики.
- Автор работы хорошо ориентируется в различных источниках (методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по заявленной проблематике.
- Материал изложен в доступной, понятной и логичной форме.
- Автор работы демонстрирует владение современными методами обучения, воспитания, организации определенной деятельности.
- Представленные в методических рекомендациях методы соответствуют поставленной цели, содержанию проблематики, условиям и времени ее разрешения.
- Автор работы демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и методическими пособиями, компьютерными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами.
- В работе использованы авторские или самостоятельно разработанные методические или дидактические материалы.
- Автор демонстрирует знание основных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в области дополнительного образования детей.
- Автор работы демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения.
- Методические решения, отраженные в работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью.
Рассмотренные выше подходы к проектированию и разработке методических рекомендаций могут быть использованы также в написании иных видов методических работ, обобщающих личный практический опыт преподавателя или методиста, так как процесс проектирования представляет собой особый взгляд на профессиональную деятельность в соответствии с требованиями педагогического сообщества и ценностными ориентациями самого педагога.
Представление проектирования должно осуществляться последовательно, через его этапы. Такое изложение позволяет дать с одной стороны, технологичное описание последовательности действий по созданию проекта методических указаний, а, с другой, обобщенное представление о технологии проектирования без учета предметной специфики и особенностей внутреннего содержания.