Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)
Авторы: Жилина Людмила Владимировна, Головачева Оксана Викторовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 05.11.2018
Статья просмотрена: 4345 раз
Библиографическое описание:
Жилина, Л. В. Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска) / Л. В. Жилина, О. В. Головачева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 36-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14628/ (дата обращения: 16.12.2024).
Модернизация системы образования рассматривается сегодня как потенциал инновационного развития общества, залог будущего благополучия граждан и безопасности страны. И это закономерно, так как именно изменения в образовании во многом обеспечивают интенсивное движение экономических, социальных и политических процессов в современном мире.
Педагог — ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» [2], считал К. Д. Ушинский. В стремительно меняющемся открытом мире человеку предъявляются жесткие требования — это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность. Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только учителя, обладающие высоким профессионализмом.
Не секрет, что образовательные результаты школьников напрямую зависят от качества преподавания учителей. Данный постулат объясняет актуальность эффективного механизма профессионального развития педагогов, каким является методическая работа, и требует её развития и совершенствования.
Методическая работа — это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя.
Поскольку методическая работа может существенно влиять на качество обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, можно рассматривать ее как важный фактор управления образовательным процессом.
Цель методической работы — обеспечение профессиональной компетентности каждого педагога через создание системы непрерывного профессионального развития; постоянное изменение набора качественных услуг в зависимости от запроса государства, социума.
Таким запросом и ориентиром для обновления содержания методической работы являются федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и профессиональный стандарт «Педагог», в котором закреплены требования к квалификации учителя, необходимые для качественного выполнения возложенных на него обязанностей.
Методическая работа осуществляется по четырем направлениям: аналитическое, информационное, организационно — методическое, консультационное. Очевидно, что эти «традиционные» направления не теряют своей актуальности и в современных условиях.
Значимыми являются относительно новые направления методической работы:
– информатизация системы образования, включающая мониторинг информационных потребностей педагога в соответствии с задачами ФГОС; создание банка сервисных услуг непрерывного образования педагогов;
– научное обеспечение развития системы образования: это обеспечение подготовки педагогов к реализации ФГОС через освоение идеологии нового стандарта, структуры и содержания основных документов, новой системы требований к оценке образовательных результатов учащихся, принятие современных педагогических стратегий обучения детей.
В рамках методической работы осуществляется методическое сопровождение и методическое обеспечение.
Методическое сопровождение — это взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности. Сопровождение осуществляется: во-первых, в процессе актуализации проблемы. Так, по итогам мониторинга образовательных достижений учащиеся не достигли базового уровня сформированности умения «составлять план прочитанного текста», следовательно, актуальной для педагога проблемой является «Методика работы над пониманием прочитанного текста»; во-вторых, осуществляется информационный поиск возможного пути решения проблемы, т. е., методического материала (теоретического и практического): в данном случае методического пособия Омороковой М. И. «Чтение в начальных классах», рекомендаций ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО» по итогам мониторинговых исследований, материалов «Школы цифрового века» и других Интернет-ресурсов; в-третьих, проведение консультаций и конструирование плана действий:
– определение актуальной для педагога информации из найденных источников,
– участие в вебинарах (очное или просмотр в записи «Урок литературного чтения: методика многократного перечитывания текста с разными целевыми установками» (издательство «Академкнига/Учебник»), «Смысловое чтение как универсальное учебное действие» (сайт объединенной издательской группы «ДРОФА» и «ВЕНТАНА-ГРАФ»),
– отбор заданий для включения в содержание урока (ресурс сайта НИКО),
– планирование контрольных точек;
и, наконец, реализация плана:
– применение на уроках литературного чтения приёмов по формированию умения составлять план текста и заданий, позволяющих отслеживать их результативность,
– собеседование с сопровождаемым или отчёт на заседании методической кафедры об итогах проведённой работы.
Методическое обеспечение — это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий: совместную продуктивную работу методиста и педагога или коллектива; апробацию и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров;
– это разнообразные методические средства, которые способствуют более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности.
Являясь одной из образовательных педагогических технологий, соответствующей требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, технология проектного обучения использована в методической работе: пять «П» — проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация. Педагогами кафедры учителей начальных классов разработаны и реализованы 6 методических проектов, продуктами которых стали:
- Пособие «Рабочие программы внеурочной деятельности», Основная образовательная программа начального общего образования.
Тема «ФГОС начального общего образования: содержательный и методический аспект» потребовала изучения теоретических положений, лежащих в его основе: целевые установки, структура и содержание стандарта, система ведущих понятий, идей, состав ключевых задач, обеспечивающих планируемые результаты. Актуальной деятельностью стала работа по разработке Основной образовательной программы начального общего образования, рабочих программ урочной и внеурочной деятельности, а, значит, изучение требований к их структуре, содержанию, обеспечению — в издательстве ЛЕМА вышло пособие «Рабочие программы внеурочной деятельности».
- «Проектирование современного урока».
В подготовке учителя начальных классов к внедрению стандарта на первый план вышли вопросы, касающиеся организации деятельности учащихся на уроке. В рамках институциональной «Школы педмастерства» был представлен опыт по теме «Современный урок как средство формирования универсальных учебных действий», где дана сравнительная характеристика традиционного и современного урока, поэтапно представлены универсальные учебные действия.
Разработка мастер — класса «Проектирование современного урока» — результат работы коллектива учителей начальных классов по изменению подходов к построению урока и основание для организации работы на базе гимназии городской творческой группы «Современный урок в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта». Материалы мастер-класса были презентованы на муниципальном и региональном уровне (I Ноябрьские педагогические чтения «Введение ФГОС: первые итоги»: I Ноябрьские педагогические чтения: Материалы научно-практической конференции (10 ноября 2012)-СПб.: Издательство «ЛЕМА», 2012.-157с.; первый модуль региональной стажировочной площадки «Реализация УМК системы Л. В. Занкова в рамках ФГОС НОО»: Реализация УМК системы Л. В. Занкова в рамках ФГОС НОО. Часть 1: Методическое пособие. — Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2014. — 102с.; статья в электронном журнале «Образование Ямала» № 3, апрель 2013г. «К вопросу о проектировании современного урока (из опыта работы по опережающему введению ФГОС)»).
В практику работы учителей начальных классов вошла технологическая карта урока. Разработанные технологические карты размещены в сборниках «Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС НОО», «Инновации в преподавании русского языка и литературы в начальной и основной школе: опыт и решения».
- Пособие «Как воспитать человека?», «Духовно- нравственное развитие и воспитание учащихся».
Так как основным разделом основной образовательной программы начального общего образования, навигатором в реализации ФГОС является целевой раздел, в котором обозначены планируемые результаты, на повестку дня вышла задача их обеспечения, достижения и оценки. Поэтому в рамках единой методической темы гимназии «Разработка и внедрение в образовательный процесс современной системы оценки образовательных результатов обучающихся как условие обеспечения качества общего образования» мы на протяжении нескольких лет работали над проблемой «Новые результаты образования как условие реализации ФГОС начального общего образования». Исходя из заявленных в стандарте требований к результатам учащихся, методическая работа была направлена на разъяснение основных понятий, осознание содержания, принятие и применение в практической деятельности технологий, способствующих формированию новых образовательных результатов, и инструментария по их оценке.
Поэтому появлению продукта, с которым работала группа, предшествовала работа над проблемой «Достижение личностных результатов», на формирование которых в первую очередь направлены Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся и Программа развития воспитательной компоненты. Изучению и реализации программ уделяется пристальное внимание: внесены изменения в структуру и наполнение плана воспитательной работы гимназии, классного руководителя. Опыт реализации содержания программ представлен на заседании городского методического объединения «Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника» и в пособии «Как воспитать человека?» (программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников)».
С выходом в издательстве «Просвещение» учебно-методического комплекта «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов» (авторы А. А. Логинова, А. Я. Данилюк) появился методологический инструментарий оценки личностных результатов учащихся. В текущем учебном году мы продолжаем апробацию данного комплекта.
- Методическое пособие «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе», Карта наблюдения уровня сформированности универсальных учебных действий «Работа с источником информации».
Вопросы формирования метапредметных результатов прошли сквозной линией на протяжении нескольких лет в рамках творческой группы «Такие разные учебные действия. Учимся определять и находить УУД», долгосрочного семинара «Современные образовательные технологии как средство достижения новых образовательных результатов», мастер — класса «Проект — это…», консультационной площадки по технологии проектного обучения.
Участие в одном из семинаров, организованных в рамках проекта «Гимназический союз России» в режиме видеоконференцсвязи, стало стартом работы в межрегиональной проблемно-творческой группе в рамках мобильной сетевой модели федерально-регионально-муниципальной методической службы в г. Томске при Федеральном государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ ДПО АПКиППРО). 5 педагогов приняли участие в разработке двух технологических карт «Ориентировочная основа коммуникативных универсальных учебных действий» и «Ориентировочная основа регулятивных универсальных учебных действий». Получив положительную оценку руководителя группы Злобиной А. К., методиста по управлению МАУ Информационно-методического центра г. Томска, результаты работы педагогов нашли отражение в методическом пособии «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе». Методическое пособие. Под общей редакцией О. А. Крупской — Томск, 2012. — 92с».
Повторный опыт сетевого взаимодействия 9 педагогов гимназии получили, приняв участие в апробации Карты наблюдения уровня сформированности универсальных учебных действий, разработанной в рамках сетевой межрегиональной проектной группы «Инструментарий мониторинга УУД «Работа с источником информации» на базе экспериментальной площадки Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ ДПО АПКиППРО) в рамках сетевого сообщества «Сетевая школа методиста». На муниципальном уровне результатом участия в городской проблемно — творческой группе «Формирование УУД в условиях введения ФГОС НОО» стала разработка диагностической проверочной работы для 1 класса по УМК «Начальная школа ХХI века» (Навигатор для учителя на пути внедрения ФГОС нового поколения. Диагностика метапредметных и личностных результатов. Методическое пособие для учителя. — СПб: «ЛЕМА», 2012–65с.).
Как только в издательстве «Фёдоров» вышла в печать программа педагогической диагностики готовности к обучению и мониторинга метапредметных УУД педагоги гимназии включились в апробацию данной программы, последовательно включая в неё классные коллективы и учителей. На сегодняшний день апробация программы завершена, работаем по ней в штатном режиме (рабочая тетрадь для первоклассников «Школьный старт: Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе» (авторы Т. В. Беглова, М. Р. Битянова, А. Г. Теплицкая); УМК Бегловой Т. В., Битяновой М. Р., Меркуловой Т. В., Теплицкой А. Г. «Учимся учиться и действовать»).
- «Новые подходы к оцениванию образовательных результатов учащихся».
Несмотря на то, что данная группа образовательных результатов для педагогов не нова, но, как оказалось, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует изменения подходов к оцениванию образовательных результатов этой группы. В гимназии началась опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению в образовательный процесс системы формирующего оценивания образовательных результатов учащихся под научным руководством Крыловой Ольги Николаевны, проректора по научной работе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (ГБУДПО СПб АППО), профессора, доктора педагогических наук. Проведены научно-практический семинар «Критериальный подход в системе оценивания образовательных результатов учащихся», «Самооценка как компонент системы оценки достижения планируемых результатов», педагогический совет и методическая неделя «Контрольно-оценочная деятельность педагогов в условиях введения ФГОС», составлены карты критериального оценивания образовательных результатов, разработано Положение о системе оценивания образовательных достижений учащихся. В методическом пособии Крыловой О. Н. и Муштавинской И. В. «Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО» (СПб: КАРО, 2013г.) размещены материалы по изменению в оценивании на современном уроке учителей гимназии.
Педагогический опыт по данной проблематике представлен на муниципальном и региональном уровне в форме
– мастер-класса «Портфолио как средство накопительной оценки» (августовская педагогическая конференция «Воспитание человека — обязанность, право, миссия современного образования»; первый модуль региональной стажировочной площадки «Реализация УМК системы Л. В. Занкова в рамках ФГОС НОО»: Реализация УМК системы Л. В. Занкова в рамках ФГОС НОО. Часть 1: Методическое пособие. — Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2014. — 102с.);
– деловой игры «Новые подходы к оцениванию образовательных результатов учащихся на уроке» (второй модуль региональной стажировочной площадки «Реализация УМК системы Л. В. Занкова в рамках ФГОС НОО»: Реализация УМК системы Л. В. Занкова в рамках ФГОС НОО. Часть 1: Методическое пособие. — Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2014. — 102с.). Данный образовательный продукт получил положительную оценку по результатам региональной экспертизы, ему присвоен гриф «Рекомендовано Региональным советом по развитию инновационной деятельности в сфере образования Ямало-Ненецкого автономного округа для использования в образовательном процессе образовательных организаций автономного округа» (протокол от 05.06.2015 № 2)
- Модернизация современной образовательной среды начальной школы для достижения образовательных результатов в рамках реализации ФГОС НОО»
Для создания комфортной развивающей образовательной среды в гимназии в штатном режиме реализуется инновационный проект «Модернизация современной образовательной среды начальной школы для достижения образовательных результатов в рамках реализации ФГОС НОО», ставший победителем регионального конкурса и получивший финансовую поддержку в размере 500 тыс. рублей. Приобретено учебное лабораторное оборудование, в том числе цифровое, что позволило вывести на новый уровень организацию проектной и исследовательской деятельности, проведение практических работ на уроках окружающего мира. Для учителей начальных классов и учителей — предметников основного общего образования, преподающих один из разделов программы курса «Окружающий мир» в 4-ых классах, прошли обучающие мероприятия по применению нового оборудования в практической деятельности.
Созданный опыт предъявлен педагогическому сообществу города в форме мастер — класса «Реализация дидактического потенциала виртуальной лаборатории в работе с учащимися начальных классов» (городской семинар «Создание IT-образовательной среды как условие реализации новой модели учебно-воспитательного процесса»).
Электронные формы учебников — ещё одна насущная тема. Появление их по развивающей системе Л. В. Занкова стало предметом внедрения в практическую деятельность. Первый опыт по теме «Электронные учебники как педагогическое средство обучения» мы презентовали на региональной стажировочной площадке «Реализация УМК системы Л. В. Занкова в рамках ФГОС НОО» (Реализация УМК системы Л. В. Занкова в рамках ФГОС НОО. Часть 1: Методическое пособие. — Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2014. — 102с.), а мастер — класс «Организация познавательной деятельности младших школьников средствами информационно — образовательной среды» на августовской научно — практической конференции «Качество образования сегодня — качество жизни завтра» на тематической площадке по вопросам реализации концепции развития современной информационно-технологической образовательной среды.
Отдельной строкой следует сказать о педагогическом опыте по реализации регионального проекта «1 ученик: 1 компьютер»:
– методические разработки и видеозаписи уроков 3 учителей начальных классов вошли в городской электронный Сборник уроков в образовательной модели «1 ученик:1 компьютер»;
– педагоги гимназии — участники городского конкурса открытых уроков, два из них стали победителем и призёром;
– проведён мастер-класс «Урок в модели «1 ученик: 1 компьютер» в рамках методического сопровождения реализации проекта «Создание электронной среды обучения «1 ученик: 1 компьютер» для педагогов основного общего образования образовательных учреждений города.
Сертификат учителя — апробатора ВЫСОКОинтерактивных пособий получили 3 учителя начальных классов в рамках Всероссийской апробации электронных учебных пособий издательства «Академкнига/Учебник».
Стали экспериментальной площадкой сетевой программы «Мир моих интересов» по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на основе договора о сетевом взаимодействии с НОУ «Открытый молодёжный университет» (г. Томск, под эгидой Института развития образовательных систем Российской Академии образования).
Важным направлением методической работы является самообразование учителя. Это самостоятельная познавательная деятельность, которая способствует как профессиональному, так и личностному росту, требует целенаправленного саморазвития — развития психических свойств, качеств, интеллектуальных, организационных умений и навыков. Так, все учителя начальных классов определили тему самообразования, исходя из профессиональных дефицитов, связанными с образовательными технологиями (13 учителей: технология деятельностного метода, проектного обучения, проблемно-диалогическая, ИКТ-технологии), с организацией контрольно-оценочной деятельности учащихся (3 учителя), спланировали сроки работы по теме и планируемые результаты, например, публикация, открытый урок, разработка контрольно-измерительных материалов, подбор диагностического материала и др.
По собственной инициативе наши педагоги — неоднократные участники Международного педагогического форума (г. Санкт-Петербург), Международной конференции лидеров образования (г. Екатеринбург), Всероссийского форума педагогов развивающего обучения (г. Тюмень), Всероссийского форума «Педагогический Олимп» (г. Сочи), Всероссийского интерактивного семинара (г. Анапа), федерального семинара-стажировки «Школьная лига РОСНАНО» (г. Санкт-Петербург).
Образовательные поездки с детьми — ещё один ресурс повышения профессиональной компетентности учителя: «Математические каникулы в Европу с Меташколой», паломническая поездка (г. Тобольск), в «Ребячью республику» (г. Тюмень), в Ясную Поляну (Тульская область), в Русскинской музей Природы и Человека, на конференцию «Юный исследователь» (г. Обнинск), на робототехнический фестиваль (г. Москва).
Успешность и результативность действий педагога как самостоятельной личности во многом зависит от умения осуществлять педагогическую рефлексию. Тогда он становится менеджером по отношению к самому себе и своим поступкам и исследователем по отношению к учащимся.
Таким образом, рост профессиональной компетентности педагога идет по двум тесно взаимосвязанным направлениям:
- Управляемый извне: это организованная методическая работа в учреждении:
– разнообразные традиционные формы;
– инновационная деятельность;
- Управляемый изнутри, со стороны самого учителя: через
а) самообразование;
б) самовоспитание;
в) саморазвитие.
Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя («Дерево роста») идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности — в основе, в корне лежит самообразование; далее по стволу располагается весь спектр форм методической работы, в этом случае практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом;а если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск, тогда результатом, кроной становится инновационная деятельность.
Итоги анкетирования по выявлению способности учителя к саморазвитию показывают, что 56 % учителей начальных классов гимназии активно реализуют свои потребности в саморазвитии, 44 % учителей не имеют сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.
Поэтому, на каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. А, значит, методическая работа никогда не перестанет быть актуальной.
Литература:
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)
- Ушинский К. Д. «Проблемы педагогики»
- Ерошина В. И. Методическая деятельность педагога