Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Исходя из этого, администрацией нашей школы были созданы условия для организации системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения.
Воплощена основная идея: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.
С чего мы начинали работу по организации внеурочной деятельности обучающихся среднего звена. Прежде всего, администрацией школы была проанализирована работа учителей начальных классов по данному направлению, сделаны выводы, высвечены проблемы. При организации перехода учреждения на новые образовательные стандарты была подготовлена «Дорожная карта», куда была включена и внеурочная деятельность. Важно было сохранить преемственность при переходе обучающихся от начального звена к среднему звену, создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей.
Преемственность мы сохранили. На данный момент в 5–6 классах продолжают работу, начатую в начальной школе, детские объединения «Английский с удовольствием», «Немецкий с удовольствием». Работа детских объединений — «Человек среди людей», «Мир вокруг нас» тесно связана с детским объединением начального звена «Краеведение». Детское объединение для младших школьников — «Азбука добра» нашло продолжение в работе детского объединения «Мастера добрых дел» для 5–6 классов.
Следующим шагом, было необходимо выявить потребности детей и родителей во внеурочной деятельности. Родители являются участниками педагогического процесса, мы выполняем их заказ. Для того, чтобы выяснить потребности родителей и детей администрацией школы были разработаны анкеты для школьников и их родителей.
Исходя из того, что основным отличием дополнительного образования от общего является свободный выбор ребенком вида и занятий, администрацией школы, были организованы родительские лектории, где проводились презентации детских объединений, знакомили родителей с целями, задачами внеурочной деятельности, условиями работы по данному направлению. И только поле этого было проведено анкетирование.
Следующим шагом в рамках управленческих мероприятий был проведен мониторинг кадровых и материальных ресурсов школы для организации внеурочной деятельности на основании анализа анкет, в соответствии с запросом родителей и детей.
После чего администрация школы провела серию обучающих семинаров для учителей — предметников, педагогов дополнительного образования, классных руководителей. За круглым столом обсуждались проблемы, пути их решения, отличия внеурочной деятельности от дополнительного образования. В результате вышеперечисленных управленческих мероприятий была создана Модель внеурочной деятельности школы № 25.
Анализ развития дополнительного образования и внеурочной деятельности детей показал, что мы можем использовать Вторую Модель организации работы с внеурочной деятельности, не прибегая к помощи учреждений дополнительного образования. В настоящий момент мы используем собственные ресурсы для организации внеурочной деятельности обучающихся — это педагоги дополнительного образования, классные руководители, учителя — предметники. У нас имеется хороший потенциал, все педагоги прошли курсовую подготовку, в течении 2012–2013 учебного года администрацией школы на школьном уровне проводились семинары для педагогического коллектива, подготовлена материальная база для реализации внеурочной деятельности.
Следующим шагом при организации внеурочной деятельности была разработка, экспертиза, и утверждение программы внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности составлена педагогами дополнительного образования и учителями предметниками, она состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются разные направления деятельности.
В основе внеурочной деятельности лежит системно — деятельностный подход. Новые знания не даются ученику в готовом виде, школьники «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Администрация школы оперативно реагирует на запросы родителей и детей.
Появился интерес у школьников к занятиям «Робототехникой», поступил запрос от родителей, педагоги прошли курсовую подготовку, была подготовлена материальная база для занятий, закуплено оборудование и организована работа объединения «Робомир».
Появился интерес у обучающихся к занятиям военно-спортивной направленности, администрация школы обеспечила кадры, приобрела электронный тир, соответствующее обмундирование, организовала занятия объединения «Зарничка».
Появился интерес к занятиям проектной деятельностью, в школе созданы условия для занятий детских объединений «Человек среди людей», которыми руководят классные руководители 5–6 классов. Работа этих объединений направлена на сплочение классного коллектива, расширение социума, социализацию школьников, развитие проектной деятельности обучающихся.
Процесс развития — это обучение деятельности. Администрация школы создала условия, чтобы школьники приобретали как можно больше практических навыков деятельности в ходе занятий внеурочной деятельностью. Навыки простейших трудовых действий школьники получают в детском объединении «Робомир». Практическое общение на иностранном языке достигается в ходе занятий в объединениях «Английский с удовольствием», «Немецкий с удовольствием». Умственные действия, развивающие логику мышления, приобретаются во время занятий в объединении «Шахматы — школе», развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками.
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся. Мониторинг качества внеурочной деятельности проводится администрацией школы, разработаны диагностические карты.
Школа успешно справляется с проблемами возникающими в ходе деятельности.
При подготовке сквозных программ. Школа — живой организм, очень подвижный. Запросы родителей и школьников часто меняются, соответственно школе приходится менять приоритеты, планы, программы. На данный момент у нас имеются сквозные программы для работы в 5–6 классах.
При подготовке нелинейного расписания. Проблема в том, что обучающиеся посещают занятия по внеурочной деятельности по тому или иному направлению не целым классом, а группами, или объединенными группами. Совместить работу разных детских объединений, разных педагогов бывает сложно. К тому же возрастает нагрузка на обучающихся, увеличивается количество занятий в день. Поэтому при составлении графика внеурочных занятий в школе № 25 использованы элементы схемы нелинейного расписания
Литература:
1. Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы».
2. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).