На современном этапе развития человеческого сообщества у большинства людей преобладает антропоцентрический тип сознания, при котором природа воспринимается только лишь как источник полезного продукта. Но в условиях глобального экологического кризиса и истощения природных ресурсов, назрела необходимость перехода к экоцентрическому типу мировоззрения, при котором природа воспринимается как высшая ценность. В связи с этим, приоритетными направлениями в решении глобальных экологических проблем должны стать экологическое образование и отказ от господствующего типа взаимоотношения человека и природы.
Большое внимание в Концепции экологического образования в системе общего образования уделяется необходимости применения экологических знаний и умений на практике, а также включению школьников в эковолонтерскую и групповую деятельность для популяризации экологоориентированного образа жизни [4].
На основании вышеизложенного очевиден тот факт, что государственный заказ на сегодняшний день в системе основного общего образования направлен на повышение уровня экологической культуры обучающихся, расширение экологических знаний и применение этих знаний на практике.
В 2021 году на базе МАОУ СОШ № 2 был создан экологический отряд. Цель отряда — формирование экологической культуры через создание организационно-методических условий, способствующих формированию целостного мировоззрения, основанного на экологическом и системном мышлении. Инновация проекта заключается в создании добровольческого движения экологической направленности, эффективная деятельность которого заключается в интеграции пропагандистко-агитационного, поисково-исследовательского, художественно-эстетического и практико-деятельного направлений.
Обоснованием устойчивости результатов инновационной деятельности выступили следующие аспекты:
— создание и функционирование экологического отряда;
— создание агломерации: общеобразовательная организация, учреждение дополнительного образования и некоммерческие организации в области экологии;
— привлечение педагогов дополнительного образования и специалистов в области экологии для реализации инновационной деятельности.
Для достижения результата инновационной деятельности были использованы следующие методы:
Теоретические — проведение анализа готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности. А также были проведены мониторинговые исследования уровня готовности обучающихся к занятию эколого-исследовательской и природоохранной деятельностью.
Практические — создана педагогическая модель функционирования региональной инновационной площадки, а также сопровождение процесса реализации обучающимися эколого-исследовательской и природоохранной деятельности.
В ходе реализации инновационного проекта решались следующие задачи:
- Разработка целевой модели функционирования экологического отряда в образовательной организации;
- Разработка и реализация программы дополнительного образования экологического характера, учитывающая междисциплинарный характер эколого-исследовательской деятельности, дополняющая содержание основной общеобразовательной программы и учитывающая возможности информационно-библиотечных центров.
- Разработка и реализация мероприятий экологического характера совместно с организациями-партнерами.
- Активное участие в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах, акциях, конференциях, форумах экологической направленности.
- Обобщение и представление результатов инновационной деятельности через публикацию материалов в СМИ и научных журналах.
- Создание на базе школы экологической лаборатории для развития у участников экологического отряда и обучающихся школы эколого-исследовательских умений и навыков практической направленности (см. рис. 1).
Рис. 1. Участники экологического отряда в школьной лаборатории
Деятельность экологического отряда предполагает групповые формы работы. Обучающиеся занимаются написанием исследовательских работ, проведением субботников, экологических акций, классных часов, практической природоохранной деятельностью, просветительской работой среди обучающихся школы и города, мониторинговыми исследованиями, полевыми выходами, участием в городских/региональных/всероссийских конкурсах, проведением городских и областных мероприятий экологического характера (см. рис. 2).
Рис. 2. Экологическая акция в национальном парке «Таганай»
Опыт функционирования экологического отряда показал, что коллективная работа имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, большее количество участников могут выполнить больший объем природосберегающей и природоохранной деятельности, а следовательно, и получить наиболее высокий эффект. Во-вторых, в коллектив может предложить больше идей по реализации того или иного проекта. В-третьих, в коллективе всегда можно найти поддержку и опору.
Экологический отряд создается на базе общеобразовательной организации, поэтому для вступления в него для обучающихся нет ограничений. Единственное и основное условие участия в деятельности экоотряда — это желание самого ребенка. Как и в любой общественной организации, в экологическом отряде должно быть разработано положение, в котором прописаны цели, задачи, правила, структура, количество участников и их должности, распланированы основные направления работы.
Для набольшего эффекта работы экологического отряда и успешного решения поставленных задач, в детском коллективе проводится анализ уровня готовности обучающихся к эколого-исследовательской и природоохранной деятельности. Полученные данные могут служить своеобразной точкой отсчета результативности реализации проекта, педагогическими условиями которого выступают:
— организация педагогического сопровождения внеурочной формы реализации непрерывного экологического образования;
— информационно-просветительская работа по результатам деятельности экологического отряда.
При организации работы экологического отряда особое внимание стоит обратить на роль тьютора. В нашем случае тьютор — это педагог, в задачи которого входит обеспечить разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ для членов экологического отряда. От профессионально выполнения тьютором своих функции зависит насколько обучающиеся смогут расширить свои знания об окружающей среде, узнать о мировых экологических проблемах и возможности их решения, повысят мотивацию и разовьют навык природоохранной деятельности на уровне города и района, сформируют умения проводить эколого-исследовательскую деятельность, станут носителями экологического мировоззрения.
В качестве примера хочется привести несколько организационных форм работы тьютора с участниками экологического отряда.
Беседа. Этот прием помогает педагогу найти обучающихся, мотивированных на экологическую деятельность, предложить им вступить в члены экологического отряда.
Консультация. Может быть индивидуальной и групповой. Основная цель ее проведения — разработка плана работы, проведение экологического исследования, акций, решение значимых вопросов или обсуждение возникших сложностей. В случае индивидуальной консультации, тьютор получает возможность определить, на какой стадии исследования находится обучающийся.
Полевой выход. Это одна из основных организационных форм работы тьютора с членами экологического отряда. В ходе неё обучающиеся с руководителем выходят в природную среду, где они могут совершить экскурсию, провести акцию, отобрать образцы проб для дальнейшего проведения экологического исследования и многое другое.
Практическое занятие. Может быть организовано в форме лабораторных исследований или отдельных опытов с целью получения новой информации. Проведение практических занятий можно организовать в ходе полевых выходов.
Образовательное событие. Предполагает проведение мероприятий (вебинар, семинар, лекция, фестиваль, марафон, публичная защита, участие в конференциях, конкурсах, и т. д.), на которых участники экологического отряда получают возможность транслировать результаты своего исследования. Если мероприятие проводится в собственной образовательной организации, то для объективной оценки деятельности ребят, необходимо пригласить социальных партнеров, компетентных в вопросах экологии.
Как и у любого другого сотрудника системы образования у тьютора должна быть рабочая документация, которая помогает ему в работе с экологическим отрядом.
- 1.Тьюторский журнал и дневники тьюторантов — необходимы для записей встреч и консультаций.
- Индивидуальная образовательная программа тьюторанта — представляет собой индивидуальную траекторию проектной деятельности обучающегося. В ней отражаются цели и задачи тьюторского сопровождения, описываются формы взаимодействия с тьюторантом, намечается результат исследования.
- Анкеты, опросные листы, тесты и др. — используются для оценки деятельности тьюторанта, определения его знаний и умений.
- Портфолио тьюторанта — позволяет определить успешность тьюторского сопровождения и динамику достижений тьюторанта.
Особо стоит отметить то, что при организации тьюторского сопровождения экологического отряда, в обязанности тьютора входит:
— создавать благоприятную, творческую и мотивирующую среду для реализации учащимися своего внутреннего потенциала;
— адаптировать и разрабатывать методические материалы по функционированию экологического отряда;
— проводить консультации для обучения учащихся методике проведения исследования и для решения текущих проблемных ситуаций и сложностей;
— учитывать интересы учащихся при выборе темы исследования;
— сопровождать и корректировать работу экологического отряда;
— организовывать рефлексию деятельности участников экологического отряда;
— использовать и адаптировать опыт других тьюторов в собственной практике.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что при реализации Концепции экологического образования в системе общего образования, экологические отряды играют достаточно значимую роль. Данное образовательное объединение обучающихся направлено на развитие знаний, умений и навыков эколого-исследовательской и природоохранной деятельности, формирование экологической, информационной и исследовательской компетенции, обучение навыкам самостоятельной работы и, в конечном счете, на формирование личности, обладающей экоцентрическим типом сознания.
Литература:
- Бабенкова, А. И. Городские и экологические отряды школьников: традиции и инновации / А. И. Бабенкова // Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых. Актуальные проблемы летней оздоровительной кампании для детей и подростков: материалы Межрегиональной научно-практической конференции / под ред. Е. В. Коротаевой. — Екатеринбург, 2017. — С. 96–100.
- Бродская, О. Н. Методические рекомендации по созданию и организации работы экологического отряда на базе образовательного учреждения / О. Н. Бродская; Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым «Эколого-биологический центр». — Симферополь, 2018. — 17 с.
- Концепция формирования экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mineco.gov74.ru/mineco/activities/formirovanieekologicheskojkult/koncepciyapoformirovaniyuekolo/tekstkoncepcii.htm
- Концепция экологического образования в системе общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://voopirk.ru/content/files/Kontseptsiya-ekoobrazovaniya.-08.05.22-.pdf