Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Олейник, О. С. Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области) / О. С. Олейник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45.1 (544.1). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/archive/544/118690/ (дата обращения: 22.12.2024).



На современном этапе развития человеческого сообщества у большинства людей преобладает антропоцентрический тип сознания, при котором природа воспринимается только лишь как источник полезного продукта. Но в условиях глобального экологического кризиса и истощения природных ресурсов, назрела необходимость перехода к экоцентрическому типу мировоззрения, при котором природа воспринимается как высшая ценность. В связи с этим, приоритетными направлениями в решении глобальных экологических проблем должны стать экологическое образование и отказ от господствующего типа взаимоотношения человека и природы.

Большое внимание в Концепции экологического образования в системе общего образования уделяется необходимости применения экологических знаний и умений на практике, а также включению школьников в эковолонтерскую и групповую деятельность для популяризации экологоориентированного образа жизни [4].

На основании вышеизложенного очевиден тот факт, что государственный заказ на сегодняшний день в системе основного общего образования направлен на повышение уровня экологической культуры обучающихся, расширение экологических знаний и применение этих знаний на практике.

В 2021 году на базе МАОУ СОШ № 2 был создан экологический отряд. Цель отряда — формирование экологической культуры через создание организационно-методических условий, способствующих формированию целостного мировоззрения, основанного на экологическом и системном мышлении. Инновация проекта заключается в создании добровольческого движения экологической направленности, эффективная деятельность которого заключается в интеграции пропагандистко-агитационного, поисково-исследовательского, художественно-эстетического и практико-деятельного направлений.

Обоснованием устойчивости результатов инновационной деятельности выступили следующие аспекты:

— создание и функционирование экологического отряда;

— создание агломерации: общеобразовательная организация, учреждение дополнительного образования и некоммерческие организации в области экологии;

— привлечение педагогов дополнительного образования и специалистов в области экологии для реализации инновационной деятельности.

Для достижения результата инновационной деятельности были использованы следующие методы:

Теоретические — проведение анализа готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности. А также были проведены мониторинговые исследования уровня готовности обучающихся к занятию эколого-исследовательской и природоохранной деятельностью.

Практические — создана педагогическая модель функционирования региональной инновационной площадки, а также сопровождение процесса реализации обучающимися эколого-исследовательской и природоохранной деятельности.

В ходе реализации инновационного проекта решались следующие задачи:

  1. Разработка целевой модели функционирования экологического отряда в образовательной организации;
  2. Разработка и реализация программы дополнительного образования экологического характера, учитывающая междисциплинарный характер эколого-исследовательской деятельности, дополняющая содержание основной общеобразовательной программы и учитывающая возможности информационно-библиотечных центров.
  3. Разработка и реализация мероприятий экологического характера совместно с организациями-партнерами.
  4. Активное участие в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах, акциях, конференциях, форумах экологической направленности.
  5. Обобщение и представление результатов инновационной деятельности через публикацию материалов в СМИ и научных журналах.
  6. Создание на базе школы экологической лаборатории для развития у участников экологического отряда и обучающихся школы эколого-исследовательских умений и навыков практической направленности (см. рис. 1).

Участники экологического отряда в школьной лаборатории

Рис. 1. Участники экологического отряда в школьной лаборатории

Деятельность экологического отряда предполагает групповые формы работы. Обучающиеся занимаются написанием исследовательских работ, проведением субботников, экологических акций, классных часов, практической природоохранной деятельностью, просветительской работой среди обучающихся школы и города, мониторинговыми исследованиями, полевыми выходами, участием в городских/региональных/всероссийских конкурсах, проведением городских и областных мероприятий экологического характера (см. рис. 2).

Экологическая акция в национальном парке «Таганай»

Рис. 2. Экологическая акция в национальном парке «Таганай»

Опыт функционирования экологического отряда показал, что коллективная работа имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, большее количество участников могут выполнить больший объем природосберегающей и природоохранной деятельности, а следовательно, и получить наиболее высокий эффект. Во-вторых, в коллектив может предложить больше идей по реализации того или иного проекта. В-третьих, в коллективе всегда можно найти поддержку и опору.

Экологический отряд создается на базе общеобразовательной организации, поэтому для вступления в него для обучающихся нет ограничений. Единственное и основное условие участия в деятельности экоотряда — это желание самого ребенка. Как и в любой общественной организации, в экологическом отряде должно быть разработано положение, в котором прописаны цели, задачи, правила, структура, количество участников и их должности, распланированы основные направления работы.

Для набольшего эффекта работы экологического отряда и успешного решения поставленных задач, в детском коллективе проводится анализ уровня готовности обучающихся к эколого-исследовательской и природоохранной деятельности. Полученные данные могут служить своеобразной точкой отсчета результативности реализации проекта, педагогическими условиями которого выступают:

— организация педагогического сопровождения внеурочной формы реализации непрерывного экологического образования;

— информационно-просветительская работа по результатам деятельности экологического отряда.

При организации работы экологического отряда особое внимание стоит обратить на роль тьютора. В нашем случае тьютор — это педагог, в задачи которого входит обеспечить разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ для членов экологического отряда. От профессионально выполнения тьютором своих функции зависит насколько обучающиеся смогут расширить свои знания об окружающей среде, узнать о мировых экологических проблемах и возможности их решения, повысят мотивацию и разовьют навык природоохранной деятельности на уровне города и района, сформируют умения проводить эколого-исследовательскую деятельность, станут носителями экологического мировоззрения.

В качестве примера хочется привести несколько организационных форм работы тьютора с участниками экологического отряда.

Беседа. Этот прием помогает педагогу найти обучающихся, мотивированных на экологическую деятельность, предложить им вступить в члены экологического отряда.

Консультация. Может быть индивидуальной и групповой. Основная цель ее проведения — разработка плана работы, проведение экологического исследования, акций, решение значимых вопросов или обсуждение возникших сложностей. В случае индивидуальной консультации, тьютор получает возможность определить, на какой стадии исследования находится обучающийся.

Полевой выход. Это одна из основных организационных форм работы тьютора с членами экологического отряда. В ходе неё обучающиеся с руководителем выходят в природную среду, где они могут совершить экскурсию, провести акцию, отобрать образцы проб для дальнейшего проведения экологического исследования и многое другое.

Практическое занятие. Может быть организовано в форме лабораторных исследований или отдельных опытов с целью получения новой информации. Проведение практических занятий можно организовать в ходе полевых выходов.

Образовательное событие. Предполагает проведение мероприятий (вебинар, семинар, лекция, фестиваль, марафон, публичная защита, участие в конференциях, конкурсах, и т. д.), на которых участники экологического отряда получают возможность транслировать результаты своего исследования. Если мероприятие проводится в собственной образовательной организации, то для объективной оценки деятельности ребят, необходимо пригласить социальных партнеров, компетентных в вопросах экологии.

Как и у любого другого сотрудника системы образования у тьютора должна быть рабочая документация, которая помогает ему в работе с экологическим отрядом.

  1. 1.Тьюторский журнал и дневники тьюторантов — необходимы для записей встреч и консультаций.
  2. Индивидуальная образовательная программа тьюторанта — представляет собой индивидуальную траекторию проектной деятельности обучающегося. В ней отражаются цели и задачи тьюторского сопровождения, описываются формы взаимодействия с тьюторантом, намечается результат исследования.
  3. Анкеты, опросные листы, тесты и др. — используются для оценки деятельности тьюторанта, определения его знаний и умений.
  4. Портфолио тьюторанта — позволяет определить успешность тьюторского сопровождения и динамику достижений тьюторанта.

Особо стоит отметить то, что при организации тьюторского сопровождения экологического отряда, в обязанности тьютора входит:

— создавать благоприятную, творческую и мотивирующую среду для реализации учащимися своего внутреннего потенциала;

— адаптировать и разрабатывать методические материалы по функционированию экологического отряда;

— проводить консультации для обучения учащихся методике проведения исследования и для решения текущих проблемных ситуаций и сложностей;

— учитывать интересы учащихся при выборе темы исследования;

— сопровождать и корректировать работу экологического отряда;

— организовывать рефлексию деятельности участников экологического отряда;

— использовать и адаптировать опыт других тьюторов в собственной практике.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что при реализации Концепции экологического образования в системе общего образования, экологические отряды играют достаточно значимую роль. Данное образовательное объединение обучающихся направлено на развитие знаний, умений и навыков эколого-исследовательской и природоохранной деятельности, формирование экологической, информационной и исследовательской компетенции, обучение навыкам самостоятельной работы и, в конечном счете, на формирование личности, обладающей экоцентрическим типом сознания.

Литература:

  1. Бабенкова, А. И. Городские и экологические отряды школьников: традиции и инновации / А. И. Бабенкова // Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых. Актуальные проблемы летней оздоровительной кампании для детей и подростков: материалы Межрегиональной научно-практической конференции / под ред. Е. В. Коротаевой. — Екатеринбург, 2017. — С. 96–100.
  2. Бродская, О. Н. Методические рекомендации по созданию и организации работы экологического отряда на базе образовательного учреждения / О. Н. Бродская; Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым «Эколого-биологический центр». — Симферополь, 2018. — 17 с.
  3. Концепция формирования экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mineco.gov74.ru/mineco/activities/formirovanieekologicheskojkult/koncepciyapoformirovaniyuekolo/tekstkoncepcii.htm
  4. Концепция экологического образования в системе общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://voopirk.ru/content/files/Kontseptsiya-ekoobrazovaniya.-08.05.22-.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): экологический отряд, природоохранная деятельность, инновационная деятельность, дополнительное образование, обучающийся, экологический характер, экологическое образование, общее образование, общеобразовательная организация, экологическая направленность.


Похожие статьи

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Анализ уровня осведомленности школьников 9–11-х классов по вопросу информационной безопасности (на примере МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области)

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Особенности использования мобильных телефонов учениками 5–11-х классов и перспективы развития смартфонов (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Формы и методы экологического воспитания обучающихся основного общего и среднего общего образования (на примере МОУ «Кизильская школа № 2», село Кизильское Челябинской области)

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Похожие статьи

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Анализ уровня осведомленности школьников 9–11-х классов по вопросу информационной безопасности (на примере МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области)

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Особенности использования мобильных телефонов учениками 5–11-х классов и перспективы развития смартфонов (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Формы и методы экологического воспитания обучающихся основного общего и среднего общего образования (на примере МОУ «Кизильская школа № 2», село Кизильское Челябинской области)

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Задать вопрос