Из опыта работы: внедрение стандарта второго поколения в МАОУ СОШ № 25 г. Томска | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 20.11.2014

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Петрачкова, Т. И. Из опыта работы: внедрение стандарта второго поколения в МАОУ СОШ № 25 г. Томска / Т. И. Петрачкова, Т. Л. Брославская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 594-595. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13681/ (дата обращения: 19.11.2024).

С 2013–2014 учебного года МАОУ СОШ № 25 является пилотной площадкой опережающего введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). С сентября 2012 года школьники 5а, б, в, г классов перешли на обучение по новым федеральным образовательным стандартам. В учебном плане появились новые для пятиклассников предметы: география, биология, обществознание.

Введение стандарта второго поколения во многом меняет школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому стандартом, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание уделяется развитию различных видов деятельности ребенка. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. На ступени основного общего образования (5–9 кл.) у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

На уроках и во внеурочной деятельности акцент ставится на выполнении различных проектных и исследовательских работ. На сегодняшний день в этом направлении школа имеет положительный опыт: ежегодно учащиеся осуществляют разработку индивидуальных, групповых и коллективных проектов; многие дети становятся победителями не только школьных, но и городских, региональных научно-практических конференций. Технология преподавания учебных предметов в нашей школе носит проблемно-диалогический характер, что также формирует у обучающихся навыки учебной и исследовательской деятельности. Эти факты ещё раз подтверждают, что педагогический коллектив школы выходит на результат образования с опережением, на шаг вперёд. Практическая направленность уроков, занятий позволяет учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать.

Одним из новшеств стандартов второго поколения следует считать появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело. Например, спортивно-оздоровительные занятия по баскетболу, волейболу или занятиях по программе «Зарничка», при освоении которой дается начальная военно-техническая и морально-психологическая подготовка. У ребят формируются навыки по строевой, медико-санитарной подготовке, по основам тактической подготовки. Навыки юнармейских специальностей школьники проверяют и развивают в тактических военных и подвижных спортивных играх, комбинированных эстафетах, смотрах, конкурсах, викторинах. В рамках программы ребята учатся устанавливать палатку, знакомятся с материальной частью автомата Калашникова, занимаются сборкой и разборкой АК.

Пятиклассникам предлагается также развить свои лингвистические способности при изучении второго иностранного языка при выборе курсов: «Английский с удовольствием» и «Немецкий с удовольствием». Особенностью содержательного построения данных курсов является использование оригинальной сюжетной линии, которая связывает все занятия. Приключенческое, насыщенное большим количеством страноведческого материала, содержание курсов обеспечивает высокий уровень мотивации учащихся, которым действительно интересно следить за развитием сюжета. Занятия проходят в нетрадиционной обстановке, что создаёт атмосферу игры, доверительной беседы, снимает психологические барьеры. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильное произношение и обучить беглому говорению. Необходимая информация предоставляется не только в виде привычного текста, но и в звуковой форме, видеоизображения, а также в форме видеоигры. Широко используются игры, песни, оригинальный или адаптированный материалы детской поэзии и прозы, иноязычные сказки, легенды, которые помогают запоминанию активной лексики и новых грамматических конструкций, приобщают учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка.

Курс внеурочной деятельности «Юный натуралист» объединяет юных любителей природы. В рамках курса ребята выполняют ряд практических и лабораторных работ, связанных с миром растений, посещают томский Ботанический сад, совершают экскурсии по заповедным местам Томской области.

Особой популярностью среди пятиклассников пользуется внеурочный курс «Театральная студия». Курс направлен на развитие творческой активности, чувства меры, стиля, вкуса. Особое внимание уделяется культуре и технике развития речи, развитию двигательной активности, музыкальных способностей, умению выражать свои чувства и эмоции через пластику тела. Также формируется навык публичного выступления, стимулируется фантазию и воображение. Во время занятий ребята осваивают приёмы пантомимы, импровизации, театральной миниатюры, готовят тематические инсценировки, концертные номера, разрабатывают сценарии школьных праздников. С удовольствием ребята также занимаются ритмопластикой и темпоритмикой, посещают театры, концертные залы, музеи.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Отдельные воспитательные программы существуют в деятельности каждого классного коллектива и разработаны для каждой возрастной ступени школы. Для нас принципиально важно, что школа помимо знаний должна ставить целью воспитание учащихся.

«Здоровье — это ещё не всё, но всё без здоровья — ничто», — гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т. д. Традиционные Дни Здоровья, третий час физкультуры, а также внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный и воспитательный процесс школы направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей в нашей школе.

В соответствиями с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений обучающихся. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Данная форма оценивания достижений учащихся в нашей школе освоена. Теперь наличие подобного Портфолио становится обязательным требованием. Педагогами школы накоплен опыт оценивания текстовых умений учащихся. Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции, характеристика социальных чувств, индивидуальные психологические характеристики выпускников школы.

Что позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта? Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства, имеющееся ресурсное обеспечение в школе. Всё это и многое другое позволят создать условия для реализации Основной образовательной программы общего образования, прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах, которые в свою очередь выведут нас на качественно новый результат образования.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, результат образования, занятие, исследовательская деятельность, основное общее образование, ребята, стандарт второго поколения, умение, учебный план, федеральный государственный образовательный стандарт, школа.


Похожие статьи

Мужчина в школе — воспитательный момент. Из опыта работы педагога дополнительного образования МАОУ СОШ № 25 г. Томска

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Особенности проведения пятидневных учебных сборов по основам военной службы в МАОУ СОШ № 25 г. Томска в июне 2015 года (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 33 «Дельфин» р. п. Гремячево, Кулебакский район)

Интеллектуальная игра шашки в условиях дошкольной образовательной организации (из опыта работы педагогов МБДОУ № 116 города Калуги)

Анализ уровня осведомленности школьников 9–11-х классов по вопросу информационной безопасности (на примере МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара)

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Реализация модели инклюзивного образования с МБОУ «СОШ № 74» г. Кемерово в рамках программы «Доступная среда»

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Похожие статьи

Мужчина в школе — воспитательный момент. Из опыта работы педагога дополнительного образования МАОУ СОШ № 25 г. Томска

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Особенности проведения пятидневных учебных сборов по основам военной службы в МАОУ СОШ № 25 г. Томска в июне 2015 года (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 33 «Дельфин» р. п. Гремячево, Кулебакский район)

Интеллектуальная игра шашки в условиях дошкольной образовательной организации (из опыта работы педагогов МБДОУ № 116 города Калуги)

Анализ уровня осведомленности школьников 9–11-х классов по вопросу информационной безопасности (на примере МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара)

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Реализация модели инклюзивного образования с МБОУ «СОШ № 74» г. Кемерово в рамках программы «Доступная среда»

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Задать вопрос