Здоровьесберегающее образование как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Комиссарова, Ю. Ю. Здоровьесберегающее образование как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения / Ю. Ю. Комиссарова, С. Б. Ермилова, А. Л. Коломов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 536-538. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8822/ (дата обращения: 18.11.2024).

Статья посвящена реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения через призму здоровьсбережения, где главным постулатом выступает диагностика и коррекция функционального состояния школьников, способствующая реализации потенциала личности «осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды».

Ключевые слова:здоровье, культура здоровья, стандарт, диагностика, коррекция, функциональное состояние, учащийся, школа.

Мировые тенденции глобализации, обуславливающие интенсификацию образования, позиционируют необходимость создания новых образовательных парадигм, соответствующих запросам общества и государства. Таким образом, школьное образование нуждается не только в пересмотре существующих подходов к учебно-воспитательному процессу, но и в модернизации системы обучения в целом.

Первым шагом к достижению обозначенной цели явилась реформа Российского образования в контексте внедрения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее ФГОС ООО) 2-го поколения, которые позволяют оценить успешность реализации целей образования по уровню достигнутых результатов при освоении школьниками основных образовательных программ. Стандарты являются важнейшим условием для решения новых задач в системе школьного образования, задавая ценностно-смысловые ориентиры его содержания, направленные на развитие личности учащегося.

Одной из основных личностных характеристик формирующих «портрет выпускника основной школы» является то, что «учащийся осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды» [8]. Однако, новая для России образовательная парадигма требует не только значительных ресурсных затрат, но и затрат со стороны так называемого «человеческого потенциала», что в свою очередь обуславливает тенденции снижения его эффективности. Данный факт, по мнению профессора Л. Г. Буйнова обусловлен тем, что «при пролонгированной интенсификации любого вида деятельности исчерпываются функциональные ресурсы организма, следствием чего является срыв адаптационных механизмов организма человека и в итоге болезнь» [1,3].

Таким образом, для успешной реализации ФГОС ООО 2-го поколения необходимо чтобы образование было здоровьсберегающим, которое, как отмечает Л. И. Сыромятникова «направлено на формирование у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, любви к окружающему миру» [7]. Здоровьсбереающее образование становиться особенно актуальным в преддверии Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи, а в 2019 году наша страна примет в Красноярске зимнюю Универсиаду. Следовательно, государственная политика направлена на возрождение отечественных традиций здорового образа жизни и культуры здоровья нации.

Столь масштабное поле здоровьсберегающей деятельности должно быть поэтапным с наибольшей концентрацией своего потенциала на обучающихся школ, ведь именно они в обозримом будущем будут представлять результат деятельности новой образовательной парадигмы, реализуемой сегодня. В этом контексте стоит обратиться к основным направлениям, подлежащим осуществлению в рамках здоровьсберегающего образования.

Как отмечает профессор Л. Г. Буйнов: «здоровьсбережение есть неотъемлемая часть школьной образовательной практики, следовательно, оно должно реализоваться комплексно, т. е. использованию методик и технологий, направленных на коррекцию того или иного компонента индивидуального здоровья, должна предшествовать диагностика функционального состояния организма» [2]. Данная цитата находит свое подтверждение в трудах Л. А. Сорокиной, где автор подчеркивает, что «диагностика и коррекция функционального состояния субъектов образовательного процесса на сегодняшний день остается как одним из самых актуальных, так одним из самых труднореализуемых направлений» [4]. Проведя анализ трудов Л. А. Сорокиной можно констатировать, что автор предлагает проводить диагностику и коррекцию функционального состояния школьников на основе комплексного использования методов, что на наш взгляд в условиях современной школы является актуальным.

Так, функциональное состояние, к примеру, пятиклассников, Л. А. Сорокиной рекомендовано диагностировать с использованием 4 основных показателей: антропометрия, нейродинамика, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и оценка питания. Исследование проводится с использованием комплекса адаптированных методик самими учащимися под контролем педагога, что облегчает трудоемкость процесса, а также позволяет формировать ценностное отношение к своему здоровью по средствам специфического психоэмоционального восприятия школьником процесса снятия показателей и их обработки. Полученные результаты позволяют школьнику установить совой тип здоровья по средствам использования балльно-рейтинговой системы: дисгармоничный низкий, компенсированный низкий, гармоничный, компенсированный высокий или дисгармоничный высокий. При самостоятельной диагностике определенного типа здоровья у школьника формируется устойчивая мотивация на ведения здорового образа жизни, а также целевые установки сохранения существующей на момент исследования гармонии [4].

Коррекцию функционального состояния Л. А. Соркина также предлагает проводить комплексно, с использованием трех групп методов: психоэмоциональных. дидактических и психофизиологических.

Первая группа методов: психоэмоциональные методы коррекции функционального состояния — это система психологических и педагогических воздействий, целью которых является эмоциональный настрой школьника на учебную деятельность, предупреждение и преодоление негативного отношения к учебе, обусловленного внутренней спецификой психоэмоционального состояния учащегося. Наиболее эффективными в образовательном процессе являются: арт-терапия; музыкотерапия; аутогенная тренировка; ролевая игра; психогимнастика [5].

Вторая группа методов: дидактические методы коррекции функционального состояния — это педагогическое воздействие на школьника средствами обучения, активизирующими его познавательную деятельность с целью побуждения ученика к энергичному, целенаправленному учению. Наиболее эффективными в образовательном процессе являются: рассказ, иллюстрация, демонстрация, просмотр фильмов; постановка вопросов, сравнительный анализ, моделирование, описание, проектирование; проблемное изложение; мозговой штурм; учебная дискуссия, доказательство; наблюдение, исследование, лабораторная работа, экскурсия, эксперимент [5].

Третья группа методов: психофизиологические методы коррекции функционального состояния — это система психологических и физиологических воздействий, целью которых является коррекция функционального состояния организма школьника. Наиболее эффективными в образовательном процессе являются: воздействие на биологически активные точки, самомассаж области головы и шеи, дыхательные упражнения, релаксационно-лечебные упражнения, сочетания методов [6].

Диагностика и коррекция функционального состояния школьников является основой здоровьсберегающего образования, так как реализация физиологических потребностей первостепенна для любого живого организма в соответствие с пирамидой потребностей А. Маслоу. Подход к здоровьесбережению как к эффективному средству реализации ФГОС ООО 2-го поколения основан на тесной взаимосвязи заложенных в стандарте планируемых результатов обучения, как с методиками подачи учебного материала, так и с методами, позволяющими сделать этот процесс более эффективным и безопасным. В совокупности позиционируемые методики будут способствовать формированию ценностей здоровьсбережения, целевых установок сохранение и приумножения соматического и психического здоровья, ценностно-смысловых ориентиров культуры здоровья, иными словами способствовать эффективному и безопасному процессу реализации ФГОС ООО 2-го поколения на благо учащегося и его Родины.

Литература:

1.                  Буйнов Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.

2.                  Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования № 4, Пенза, 2012 — стр.242.

3.                  Буйнов, Л. Г. Статокинетическая устойчивость и подходы к ее фармакологической коррекции [Текст]: / Л. Г. Буйнов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии, Санкт-Петербург, 2002 год, том 1, № 2, стр. 27–50.

4.                  Сорокина Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.

5.                  Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.

6.                  Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.

7.                  Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.

8.                  Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897] / [Текст] — М., 2010–67 с.

Основные термины (генерируются автоматически): функциональное состояние, группа методов, образовательный процесс, здоровый образ жизни, коррекция, функциональное состояние школьников, образовательная парадигма, образовательный стандарт основного, общее образование, школьное образование.


Похожие статьи

Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза

В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...

К вопросу о причинах и условиях препятствующих формированию российской идентичности у школьника

Эффективность организации процесса формирования российской идентичности у учащихся, в том числе и начальной школы, зависит от степени понимания особенностей среды, в условиях которой предстоит воспитывать ребёнка. Важно чётко представлять какие препя...

Условия для формирования автономности личности школьников, как основной категории при реализации стандартов ФГОС ООО

В соответствии с программой федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) приоритетным для учителя становится формирование в личности обучающегося универсальных учебных действий. Обобщенных действий, п...

Привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного простра...

Формирование навыков безопасного поведения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития

Статья посвящена проблеме формирования навыков безопасного поведения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития. Раскрывается актуальность проблемы, показана ведущая роль педагога-дефектолога в реализации комплексных задач по выработке ка...

Условия использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе по физической культуре младших школьников

В статье обосновываются условия использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе по физической культуре в третьем классе. С этой целью автором проведен анализ психоэмоционального состояния учащихся 3-го класса, и установлено, что состо...

Специфика работы с одаренными детьми в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В соответствии с ФГОС нового поколения личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Рабо...

Формирование культуры здоровья у обучающихся в начальной школе

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования культуры здоровья у обучающихся в начальной школе. Раскрываются основные понятия: «индивидуальное здоровье», «соматическое здоровье», «психологическое здоровье», «здоровьесбер...

Валеологические основы здоровьесберегающей педагогики и превентологии (профилактики социальных отклонений)

В статье показано, что в основе здоровьесберегающей педагогики и превентологии лежит междисциплинарное учение о здоровье, здоровом образе жизни — валеология, которая рассматривается как системообразующий фактор в изучении и формировании здоровья чело...

Интернет-ресурс как педагогический инструмент правового воспитания обучающихся среднего профессионального образования

Данная статья посвящена проблеме правового воспитания обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования, педагогическим педагогическому инструментарию формирования правового воспитания, критериям эффективности правового в...

Похожие статьи

Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза

В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...

К вопросу о причинах и условиях препятствующих формированию российской идентичности у школьника

Эффективность организации процесса формирования российской идентичности у учащихся, в том числе и начальной школы, зависит от степени понимания особенностей среды, в условиях которой предстоит воспитывать ребёнка. Важно чётко представлять какие препя...

Условия для формирования автономности личности школьников, как основной категории при реализации стандартов ФГОС ООО

В соответствии с программой федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) приоритетным для учителя становится формирование в личности обучающегося универсальных учебных действий. Обобщенных действий, п...

Привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного простра...

Формирование навыков безопасного поведения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития

Статья посвящена проблеме формирования навыков безопасного поведения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития. Раскрывается актуальность проблемы, показана ведущая роль педагога-дефектолога в реализации комплексных задач по выработке ка...

Условия использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе по физической культуре младших школьников

В статье обосновываются условия использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе по физической культуре в третьем классе. С этой целью автором проведен анализ психоэмоционального состояния учащихся 3-го класса, и установлено, что состо...

Специфика работы с одаренными детьми в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В соответствии с ФГОС нового поколения личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Рабо...

Формирование культуры здоровья у обучающихся в начальной школе

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования культуры здоровья у обучающихся в начальной школе. Раскрываются основные понятия: «индивидуальное здоровье», «соматическое здоровье», «психологическое здоровье», «здоровьесбер...

Валеологические основы здоровьесберегающей педагогики и превентологии (профилактики социальных отклонений)

В статье показано, что в основе здоровьесберегающей педагогики и превентологии лежит междисциплинарное учение о здоровье, здоровом образе жизни — валеология, которая рассматривается как системообразующий фактор в изучении и формировании здоровья чело...

Интернет-ресурс как педагогический инструмент правового воспитания обучающихся среднего профессионального образования

Данная статья посвящена проблеме правового воспитания обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования, педагогическим педагогическому инструментарию формирования правового воспитания, критериям эффективности правового в...

Задать вопрос