Анализ уровня осведомленности школьников 9–11-х классов по вопросу информационной безопасности (на примере МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Санкт-Петербург, январь 2019)

Дата публикации: 09.01.2019

Статья просмотрена: 1070 раз

Библиографическое описание:

Давыдов, А. В. Анализ уровня осведомленности школьников 9–11-х классов по вопросу информационной безопасности (на примере МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара) / А. В. Давыдов. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14760/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время большинство школьников не представляют свою жизнь без интернета. Мною проведено исследование среди учеников нашей школы с целью выявить, методом анкетирования, уровень осведомленности по вопросам элементарной безопасности поведения в глобальной сети. Информация и информационная деятельность в современном обществе призваны играть ключевую роль. Конечно же образование в информационном обществе перестает быть способом усвоения готовых и общепринятых знаний, оно становится способом информационного обмена человека с окружающими людьми. Различие между знанием и информацией, быстрое устаревания знаний, превращение образования в непрерывное — это то приведет к вытеснению знаний информацией. Однако информация — это не только сила созидающая. К сожалению, она обладает дестабилизирующим общество потенциалом, если ее практически неограниченные возможности воздействия на человека и общество используются в интересах коалиционных сообществ, отдельных государств, политических группировок или отдельных лиц. И как показывает реальность, в глобальной сети, развернулась фактически война за умами наших школьников.

Под информационной безопасностью я понимаю состояние защищенности информационной системы, обеспечиваемое путем реализации политики безопасности, при которой она имеет возможность эффективно противостоять случайным или преднамеренным воздействиям внутренних и внешних угроз, приводящих к нанесению ущерба субъектам, владеющим и использующим информационный ресурс, в целях обеспечения стабильного функционирования. Обеспечение информационной безопасности — область государственного, политического управления, высшая форма сознательного регулирования процессами функционирования самой государственной системы. Информационная безопасность способна к развитию и саморазвитию, поэтому всякое научное знание о ней приобретает актуальное значение. Научный анализ современной практики государственного обеспечения информационной безопасности в различных областях общественной жизни исключительно необходим с точки зрения нового видения перспектив развития, совершенствования государства как политико-волевого центра страны, облаченного доверием народа.

Безопасность детей — одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу. С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста [1].

Использование Интернета в образовательных учреждениях и дома расширяет информационное образовательное пространство обучающего и позволяет повысить эффективность обучения. Доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет дает возможность школьникам пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельного обучаться. [2] Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах, и принимать в них активное участие.

Однако использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей. Очень важно, чтобы во всех школах был безопасный Интернет. По статистическим данным на сегодняшний день в России насчитывается от 8 до10 млн. интернет-пользователей в возрасте до 16 лет. Две трети детей выходят в глобальную сеть самостоятельно, без присмотра родителей и педагогов. Примерно 40 % школьников посещают веб-страницы нежелательного и запрещенного содержания. Не секрет, что у многих развивается интернет-зависимость и игромания. Отказываться от информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ к Интернету может привести к: киберзависимости, заражению вредоносными программами при скачивании файлов, нарушению нормального развития ребенка, неправильному формированию нравственных ценностей, знакомству с человеком с недобрыми намерениями [2].

Хочется отметить, что организация информационно-безопасной образовательной среды задача в рамках реализации конституционных прав на получение качественного образования. Которое, невозможно в современных условиях без высокой информационной культуры учащегося и обеспечении личной безопасности с позиции обеспечения основных интересов школьника. А это в конечном счете приведет и к повышению качества и уровня жизни, и становлению полноценного духовного и интеллектуального развития, вне угроз, вызываемых информационным воздействием на психику и социокультурное развитие ребенка разнообразными социальными субъектами и информационной средой общества, в том числе образовательной.

В рамках исследования, я составил тестовые задания из 12 вопросов, ответить на которые было предложено ученикам 9х-11х классов во внеурочное время. По возрастному критерию ученики дифференцировались, но анкеты не были идентифицированы, ни каким образом. Единственным личным вопросом был пол, так как исследование гарантировало анонимный характер.

Познакомим Вас с задаваемыми вопросами:

  1. По каким признакам можно понять, что компьютер заражен вирусом? Что вирус может сделать с компьютером?
  2. Ваши друзья говорят, что вы рассылаете им спам-сообщения. Что делать?
  3. При загрузке компьютера появляется сообщение: «Ваша операционная система заблокирована. Отправьте смс на номер 5555 и получите код для снятия блокировки». Как вы поступите?
  4. Вам пришло письмо: «Чтобы выиграть миллион в нашей лотерее, вам нужно на этом сайте (ссылка на сайт) зарегистрироваться и отправить фото. Регистрация закрывается в 24.00. Не пропустите!». Что вы сделаете?
  5. Вам пришло письмо: «Новые снимки на сервисе Яндекс.Фотки. Открой и увидишь! www.foyndex13.ru». Как вы поступите?
  6. Вы получили письмо: «15 января пройдет конкурс «Умники и умницы 2017». Примите участие, зарегистрировавшись на сайте. Взнос участника — 500 рублей. Подробности на сайте: «Koncurs17.com». Что вы сделаете?
  7. Ваш друг по ВКонтакте прислал вам файл и сообщение: «Привет! В этом файле наши с тобой летние фотки. Смотри!». Как вы поступите?
  8. Вам пришло сообщение из ВКонтакте от незнакомого человека: «Мы открыли новую группу коллекционеров монет. Присоединяйся!». В сообщении есть ссылка на группу. Как вы отреагируете?
  9. ВКонтакте вдруг просит повторно ввести ваши логин и пароль, чего раньше никогда не было. Что вы сделаете?
  10. Вам пришло письмо: «Добрый день! Мы предлагаем вам учиться за рубежом! Обучение, проживание, перелет — за наш счет. Нужно только оплатить пересылку документов — 1000 рублей!». В письме есть реквизиты. Как вы поступите?
  11. Браузер предупреждает, что сайт, на который вы хотите перейти, заражен вирусом. Ваши действия?
  12. ВКонтакте просит ввести ваш мобильный номер для подтверждения аккаунта. Как вы поступите?

Всего было опрошено 54 человека. Из них девушек 31 и юношей 23. Все ответили на все вопросы. Результаты исследования можно обобщить и систематизировать таким образом.

Первой возрастной группой являются ученики в возрасте 14 лет, 22 представителя данной возрастной категории прошли тестирование. По итогам тестирования с 8 вопросами справилось более 70 % школьников данной возрастной категории. То есть меньшее затруднение вызвали вопросы 1–7, 11.

В возрастной группе учащихся 15 лет, было опрошено 19 учащихся. Анализ анкет дает право утверждать, что с 5 вопросами справилось более 50 % школьников данной возрастной категории. Наименышее затруднение вызвали вопросы 2, 4, 7, 8, 9.

Также было опрошено 13 учащихся в возрасте 16–17 лет, мы их объединили в одну группу, так как они самая малочисленная категория опрошенных. мы можем наблюдать, что лишь с 9 вопросами справилось более 50 % школьников данной возрастной категории. Наименьшее затруднение вызвали вопросы 1–6, 8,10,11,12.

Учащимся школы было предложено выразить свое мнение о безопасности общения в социальной сети Вконтакте, большинство респондентов уверены, что ресурс надежно защищает их личные данные и записи от чужих глаз, и мошенников.

В целом ученики в своих ответах отрицали, что готовы переходить по ссылкам, сообщать свои данные, и вообще стараются использовать программы антивируса, и без взрослых не пользоваться банковскими операциями, тем более в сети, большая часть респондентов опровергло нашу гипотезу, что ученики недостаточно знают правила безопасного поведения в Глобальной Сети, и не могут предполагать какую опасность несут социальные сети и контент. В целом ситуация противоположная.

По итогам исследования, была составлена итоговая диаграмма, отражающая в процентном соотношении уровень грамотности учащихся по вопросам безопасности в сети.

Процесс глобализации молодежи в проекте «интернет-вовлеченности» с неизбежностью заставляет всех учиться грамотному обращению с тем ресурсом с каким приходится иметь дело в повседневности.

Однако вовлеченность в осведомлённость привела каждого к уразумению того, что безопасность вообще начинается с каждого, а для этого не всегда нужно начинать с правоохранительных органов, достаточно просто изучить минимальные требования, представленные в учебниках по информатике и рассказываемые в школе учителями, ведь от образования в школе будет зависеть модель поведения ученика в будущем.

Предложенный вариант опроса, предполагавший постановку научной гипотезы, — большинство детей понимают какую угрозу, несет интернет, если сообщать свои данные неизвестным лицам, но могут в повседневности не всегда применять базовые принципы безопасности, не нашел своего подтверждения, так как наши ученики, высказывались только как глубоко знающие правила пользования интернетом.

Литература:

  1. ФЗ РФ от от 29 декабря 2010 г № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»// правовая система Консультант+
  2. Саттарова Н. И. Модели обеспечения информационной безопасности школьников.//Материалы научно-практической конференции «Информационная безопасность школьников: состояние, проблемы, перспективы», 30 апреля 2003 года, СПб, 2003.- С. 102–103.
Основные термины (генерируются автоматически): возрастная категория, Глобальная Сеть, информационная безопасность, безопасность детей, Вконтакте, интернет, информация, использование Интернета, письмо, художественное оформление информации.

Похожие статьи

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Особенности использования мобильных телефонов учениками 5–11-х классов и перспективы развития смартфонов (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Маркетинговый анализ рынка образовательных услуг (на примере МБОУ «БСОШ № 1»)

Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан)

Влияние типа семьи на качества учащихся начальной школы (на примере ГБОУ СОШ № 604)

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Результаты проведения Всероссийской проверочной работы по английскому языку в 2020 году в г. Новокузнецке: определение проблемных полей обучающихся 8-х классов и рекомендации педагогам по коррекции языковой и речевой компетенции у участников ВПР

Анализ эффективности труда педагогических работников в северных дошкольных образовательных учреждениях (на примере МДОУ ДС ОВ «Звездочка» в городе Новый Уренгой)

Похожие статьи

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Особенности использования мобильных телефонов учениками 5–11-х классов и перспективы развития смартфонов (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Маркетинговый анализ рынка образовательных услуг (на примере МБОУ «БСОШ № 1»)

Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан)

Влияние типа семьи на качества учащихся начальной школы (на примере ГБОУ СОШ № 604)

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Результаты проведения Всероссийской проверочной работы по английскому языку в 2020 году в г. Новокузнецке: определение проблемных полей обучающихся 8-х классов и рекомендации педагогам по коррекции языковой и речевой компетенции у участников ВПР

Анализ эффективности труда педагогических работников в северных дошкольных образовательных учреждениях (на примере МДОУ ДС ОВ «Звездочка» в городе Новый Уренгой)