Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 04.06.2016

Статья просмотрена: 356 раз

Библиографическое описание:

Никитина, В. С. Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области) / В. С. Никитина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1063/ (дата обращения: 16.12.2024).



Свою историю МАОУ СОШ с. Бердюжье начинает еще до революции 1917 года, когда в с. Бердюжье весь трехгодичный курс обучения производился в двухэтажном деревянном здании — бурсе. Количество учеников было от 50 до 75 человек. Спустя несколько лет после открытия бурса, рядом была построена начальная школа, в которой учащиеся проходили педагогическую практику, после чего они могли уже самостоятельно работать учителями в церковно-приходских школах.

После 1917 г. было преобразование заведения в высшее начальное училище, а затем в школу крестьянской и колхозной молодёжи. Но в с. Бердюжье не было средней школы, также как и не было помещения для её размещения. Во время антирелигиозной кампании здание церкви разрушили. Этот кирпич и использовали для строительства школы, а также кирпич местного кирпичного завода, изготавливаемого ручным способом.

В январе 1938 г. все школы села были объединены в среднюю школу приказом Районного отдела народного образования № 11 от 21.01.1937, директором которой стал Николай Иванович Зуев. В школе было 724 учащихся и 24 педагога. Этот день считается днем рождения Бердюжской средней школы. 22 июня 1941 года Бердюжская школа стала призывным пунктом. Отсюда уходили бердюжане на фронт. Ушел на фронт и директор школы — Н. И. Зуев. В военные годы в школе обучалось около девятисот учащихся, среди них и эвакуированные из трех районов Ленинграда дети. [3]

В послевоенные годы школа менялась к лучшему: в 1953 г. появились новые кабинеты — физики и химии. В 1968 году открылся школьный музей. В 1970 году в школе была полностью осуществлена кабинетная система.

Изменения в деятельности школы стали происходить уже после преобразований в нашем государстве — смены государственного и политического устройства в 1991 году. В 2008–2009 учебном году было открыто новое здание школы. В настоящее время педагогический коллектив состоит из 51 педагога, высшее образование имеют 43 человека, 8 — среднее специальное. Из них: с высшей категорией — 19 человека, с первой категорией — 17 человек, 6 педагогов имеют соответствие занимаемой должности. [4]

Комитет по образованию администрации Бердюжского муниципального района выполняет функции и полномочия учредителя школы от имени администрации Бердюжского муниципального района.

Одними из функций управления можно назвать целеполагание и планирование. Управление любой системой, а тем более педагогической, предполагает постановку целей и принятие решений.

Цель, над которой работает школа сегодня: повышение качества образования как условие формирования личности, способной к саморазвитию, самореализации, умению адаптироваться в социуме.

Основные задачи деятельности, для достижения цели:

− создание такой образовательной среды, которая обеспечит доступность и качество образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и социальным заказом;

− развитие у школьников универсальных учебных действий и компетентностей, которые необходимы им для успешного обучения;

− создание условий для введения федеральных стандартов второго поколения на II ступени обучения;

− создание условий для повышения профессионального роста педагогов;

− использование современных технологий обучения для преподавания детям с разными образовательными возможностями;

− сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, формирование здорового образа жизни. [6]

МАОУ СОШ с. Бердюжье реализует в своей деятельности образовательные услуги по программам: дошкольного, начального общего, основного общего образования, среднего общего образования и дополнительного образования на основании лицензии Департамента по лицензированию, государственной аккредитации, надзору и контролю в сфере образования Тюменской области, выданной 30 сентября 2015 г. № 420.

Образовательное учреждение укомплектовано кадрами, имеющими соответствующую квалификацию для решения перечисленных задач, способных к инновационной профессиональной деятельности. Функции административно-управленческого аппарата выполняют: директор школы, 2 заведующих филиала, 2 заместителя директора по учебно-воспитательной работе, 1 заместитель по воспитательной работе, 2 методиста, главный бухгалтер. В МАОУ СОШ с. Бердюжье в штатном расписании присутствуют категории лиц, относящиеся к учебно-вспомогательному персоналу (делопроизводитель, старший вожатый, инженер — программист, специалист по охране труда, 3 заведующих хозяйством, 3 библиотекаря, 4 бухгалтера). Социально-педагогическая служба представлена психологом, логопедом и тремя социальными педагогами. К педагогам, не осуществляющим образовательный процесс, относится педагог-организатор. [8]

Управление МАОУ СОШ с. Бердюжье осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Органы управления образовательной организацией: руководитель образовательной организации — директор, являющийсяединоличным исполнительным органом организации. Коллегиальные органы управления образовательной организацией: наблюдательный совет, педагогический совет, управляющий совет, общее собрание работников.

Порядок выборов органов управления образовательной организацией, их компетенция, организация деятельности определяютсяУставомилокальными нормативными актами школы. [7]

Структура находится в прямой зависимости от штатной численности МАОУ СОШ с. Бердюжье, которая определяется и закрепляется штатным расписанием.

Сама по себе школа многообразна и полиструктурна, и, как мы видим, в ней функционирует большое количество структурных подразделений, которые можно сгруппировать в четыре основные группы.

  1. Материально-учебная база школы: школьные здания, мебель, учебно-наглядные пособия, технический инвентарь, ТСО и т. д.
  2. Коллектив,который включает:

− педагогический коллектив, в структуру которого входят: методический совет, педагогический совет, педагоги, различные творческие группы и т. д.;

− ученический коллектив, состоящий из классных коллективов всех ступеней обучения, различных ученических объединений в соответствии с интересами учащихся;

− вспомогательный персонал школы;

− управленческий аппарат (организационная структура управления).

  1. Процессуальные структуры — это наиболее подвижные, динамичные структуры, проявляющиеся в деятельности людей. Таких структур в школе большое количество. Объединяющим для всех, является учебно-воспитательный процесс.
  2. Последний блок в школьной структуре — менее изученный и, поэтому, самый сложный — еёдуховная структура. Это её миссия, видение и стратегия, организационная культура.

«Организационная культура — это система представлений, ценностей и образцов поведения, которые разделяют все члены общества, а также традиции, герои организации и т. д». (Н. Леметре)

Организационную структуру управляющей системы обычно изображают в виде схемы, модели, называемой органиграммой, где, кроме субъектов, показаны связи между ними: кто кому подчиняется (отношения субординации), кто с кем взаимодействует на равных (отношения координации).

Наиболее часто встречающаяся организационная структура управления образовательным учреждением — линейно-функциональная структура, которая и присутствует, следуя из анализа, в данной организации.

Если говорить об организационных структурах управления образовательной организации, то необходимо сказать об уровнях управляющей системы. Структура управляющей системы МАОУ СОШ с. Бердюжье, как и большинства образовательных учреждений, представлена четырьмя уровнями управления (вертикальная структура):

Первый уровень — директор школы, а также председатель управляющего совета школы, совета старшеклассников, общественных объединений. На этом уровне определяетсястратегия развития школы.

Второй уровень — заместители директора школы по учебно-воспитательной работе, школьный психолог, педагог-организатор, помощник директора школы по административно-хозяйственной части, логопед. Эти люди осуществляюттактическое управлениеобразовательной организацией.

Третий уровень — педагогический состав школы, выполняющийоперативные управленческие функции по отношению к учащимся и их родителям, а также детским объединениям, кружкам, секциям в системе внеурочной деятельности.

Четвертый уровень — уровень самоуправления — учащиеся, классные советы и совет старшеклассников.

Каждый нижестоящий уровень структуры управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

Пятый и шестой уровни в данной структуре могут появиться, когда происходит объединение несколько образовательных учреждений (уровень генерального директора), что сейчас и происходит с системе образования Тюменской области. [2]

Школьный сайт — одно из важнейших звеньев информационного пространства школы, преследующий определенные цели:

− место внутришкольного взаимодействия,

− визитная карточка школы,

− элемент образовательной интернет-системы.

Данный Web-ресурс функционирует как:

− хранилище методических и образовательных ресурсов,

− способ обмена мнениями,

− средство получения информации,

− оперативный обмен информацией.

Сайт МАОУ СОШ с. Бердюжье существует около шести лет. За это время его посетили более 100 тысяч пользователей, в ленте новостей опубликовано около 700 новостей. Структура сайта соответствует Приказу Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» [1] и содержит нормативные документы образовательного учреждения (Устав, лицензию, свидетельство об аккредитации, дату создания организации, данные об учредителе, структуру и органы управления организацией, информацию для родителей детей, поступающих в школу, учебные программы, контрольный список педагогических работников, направления работы, отражает события школьной жизни, дает возможность, участникам образовательного процесса размещать свои творческие работы и проекты и др. Посетителям предоставляется возможность посетить виртуальные экскурсии. Удобная навигация и интерфейс, информация для разной целевой аудитории, набор необходимых сервисов — электронный дневник, расписание уроков и звонков, отражение успехов школьного сообщества — это факторы, обеспечивающие жизнеспособность данного сайта. Большое внимание уделяется истории школы и структурному подразделению — виртуальному музею, а также самоуправлению образовательного учреждения — совету старшеклассников, школьным объединениям — волонтерскому движению «Дега», отряду ЮИД, «золотому» фонду школы. [5]

Линейно-функциональная структура управления образовательной организацией обладает рядом качеств, обеспечивающих ей широкое применение: простая и чёткая система связей по вертикали, соблюдение субординации, отчётность и ответственность каждого уровня способствуют формированию исполнительской дисциплины, быстроте принятия решений на любом уровне управленческой структуры.

Нормативное обеспечение деятельности, порядок работы с локальными актами, разработка и наполнение официального сайта школы, умение планировать работу учреждения, организация взаимодействия с семьями обучающихся — далеко не все аспекты управленческой деятельности.

Весь процесс управления обеспечивается определенной информацией, которая является основой принятий решений, поэтому мы делопроизводство сегодня рассматриваем как одну из важнейших обслуживающих функций управления, имеющих определенные задачи.

Вывод:В настоящее время образовательное учреждение рассматривается комплексной системой имеющей свои цели, структуру, как детского коллектива, так и коллектива сотрудников школы,деятельность которой сопровождаетсяопределенной информацией и коммуникативными процессами. Во все времена и при любых реформированиях образования, задачами школы, по-прежнему, остаются обучение и воспитаниеподрастающего поколения. Это может быть реализовано лишь при правильной и обоснованнойорганизации учебно-воспитательного процесса, поэтому для каждого руководителяважно формирование организационной структуры управления. Таким образом, школа, чтобы быть успешной в современныхусловиях, должна быть гибкой, открытой для диалога и сотрудничества. Деятельностьобразовательного учреждения связана с отдельными структурными элементамиорганизационной культуры, которые создают условия для профессионального ростапедагогов, наличия административной поддержки и децентрализованного менеджмента.

Литература:

  1. Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» // Российская газета. 2014. № 6460.
  2. Распоряжение администрации Бердюжского муниципального района от 19 октября 2015 г. № 217 «О реорганизации Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье» // Текущий архив МАОУ СОШ с. Бердюжье.
  3. История МАОУ СОШ с. Бердюжье [официальный сайт] URL:http://www.berd-school.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3&Itemid=8 (дата обращения 28.05.2016)
  4. Контрольный список педагогических работников утв. директором МАОУ СОШ с. Бердюжье от 10 сентября 2015 г. № 86 // Текущий архив МАОУ СОШ с. Бердюжье.
  5. МАОУ СОШ с. Бердюжье [официальный сайт] URL: http://www.berd-school.ru/ (дата обращения 28.05.16).
  6. Программа развития школы на 2015–2018 годы МАОУ СОШ с. Бердюжье утв. директором от 25 августа 2015г. № 78 // Текущий архив МАОУ СОШ с. Бердюжье.
  7. Устав утв. директором МАОУ СОШ с. Бердюжье от 31 декабря 2015г. // Текущий архив МАОУ СОШ с. Бердюжье.
  8. Штатное расписание утв. директором МАОУ СОШ с. Бердюжье от 15 января 2016 г. // Текущий архив МАОУ СОШ с. Бердюжье.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, образовательное учреждение, школа, бердюжье, директор школы, организационная структура управления, совет старшеклассников, структура, управляющая система, уровень.

Похожие статьи

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Влияние типа семьи на качества учащихся начальной школы (на примере ГБОУ СОШ № 604)

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации (из опыта работы МАДОУ детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла)

Реализация модели наставничества в начальной школе ГБОУ Удмуртской Республики «Лицей № 14»

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Учебно-проектная деятельность в начальной школе (на примере проекта в 3 классе «Природные сообщества» по УМК «Перспективная начальная школа»)

Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста на примере средней группы МАДОУ № 20

Похожие статьи

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Влияние типа семьи на качества учащихся начальной школы (на примере ГБОУ СОШ № 604)

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации (из опыта работы МАДОУ детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла)

Реализация модели наставничества в начальной школе ГБОУ Удмуртской Республики «Лицей № 14»

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Учебно-проектная деятельность в начальной школе (на примере проекта в 3 классе «Природные сообщества» по УМК «Перспективная начальная школа»)

Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста на примере средней группы МАДОУ № 20

Задать вопрос