Линейно-штабная с временно-целевыми компонентами модель структуры гражданского вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 21.03.2015

Статья просмотрена: 892 раза

Библиографическое описание:

Диденко, Д. А. Линейно-штабная с временно-целевыми компонентами модель структуры гражданского вуза / Д. А. Диденко, В. А. Чулюков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16510/ (дата обращения: 19.12.2024).

Аналогично концептуальной схеме модели данных в теории информационных систем с базами данных, которая содержит структурную, манипулирующую и целостную компоненты, в концепции моделирования организационного управления можно выделить три компоненты: структурную, функциональную и обеспечивающую [1–7]. Остановимся подробнее на структурной компоненте с точки зрения формирования концептуальной модели информационной системы организационного управления (ИСОУ) в образовательных системах.

Под структурой системы понимают упорядоченную совокупность ее элементов и связей между ними, отражающих взаимодействие между собой и с внешней средой, окружающей эту систему [5]. Структура системы в значительной степени определяет ее свойства и ее функционирование во времени. Для формального описания структур обычно используют направленные или ненаправленные графы и их частные случаи. Воспользовавшись определениями структуры управления из [8], сформулируем: структура организационной системы управления — это форма распределения задач и полномочий по принятию и реализации управленческих решений между специализированными функциональными подразделениями организационной системы вуза. Графически чаще всего изображается в виде иерархической диаграммы, показывающей состав, подчиненность и связи структурных единиц организации.

Для такой предметной области как образовательная система обычно используют модели систем организационного управления, в которых управление ориентировано на результат [9]. Для таких функциональных моделей справедлива формула: «одно подразделение = одна функция». Организационная модель таких структур (на примере военного вуза [2]) включает в себя обязательные компоненты — руководство (администрацию), основные (осуществляющие образовательный процесс) и обеспечивающие подразделения. Все эти подразделения, как правило, образуют линейно-функциональную иерархию. Это справедливо в целом для такой предметной области, как военные (военизированные) организации и учреждения силовых министерств и ведомств.

Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип («принцип колодца») построения и специализации управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (учебная работа, научная работа, воспитательная работа, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта» или «колодец»), пронизывающая всю организацию сверху донизу (рис.1).

Рис.1. Линейно-функциональная с временно-целевыми компонентами модель структуры военного вуза

 

Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Система стимулирования и поощрения работников строится соответственно. При этом конечный результат — эффективность и качество работы организации в целом, — становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

Преимущества линейной структуры:

-        четкая система взаимосвязей подразделений и функций;

-        четкая система единоначалия — руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель, сосредоточено в руках одного руководителя;

-        ясно выраженная ответственность;

-        на прямые указания вышестоящих подразделений следует быстрая реакция исполнительных подразделений.

Недостатки линейной структуры:

-        отсутствие звеньев, занимающихся аналитикой и стратегическим планированием; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминируют над стратегическими;

-        тенденция к перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

-        малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;

-        разные критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом;

-        тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы неуверенности и разобщенности;

-        большое число «этажей управления» между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;

-        перегрузка управленцев верхнего уровня;

-        повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

Малая гибкость и приспособляемость военного управления не позволяет простым решением руководителя организации (не смотря на незыблемость принципа единоначалия) свободно изменить даже набор элементов модели организационного управления. В [2] предлагается в условиях такого специфического функционирования использовать временно-целевые подразделения, например, для выполнения исследовательских или экспериментальных задач.

Итак, обобщенной моделью структуры военного высшего учебного заведения можно считать линейно-функциональную с временно-целевыми компонентами [2]. В современных условиях недостатки такой структуры перевешивают ее достоинства. Такая структура плохо совместима с современной философией качества.

В гражданских высших учебных заведениях используется развитие линейно-функциональной структуры организационного управления — так называемая линейно-штабная структура. Она призвана ликвидировать важнейший недостаток линейной структуры, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно — штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа [9]. В остальном эта структура соответствует линейной (рис.2).

Рис. 2. Линейно-штабная с временно-целевыми компонентами модель структуры гражданского вуза

 

В качестве штаба ректора может выступать ректорат, штаба декана — деканат, штаба проректора по учебной работе — учебно-методический совет и т. д. В такой структуре могут присутствовать подразделения, не имеющие штаба, а также временно-целевые подразделения, например, различные комиссии, советы, временные научные коллективы и т. п.

Достоинства линейно — штабной структуры:

-        более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;

-        некоторая разгрузка высших руководителей;

-        возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;

-        при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура — хороший первый шаг к более эффективным структурам управления, например, к структурам рефлексивного управления качеством образования [10].

Недостатки линейно — штабной структуры:

-        недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;

-        тенденции к чрезмерной централизации управления;

-        аналогичные линейной структуре, частично — в ослабленном виде.

Следовательно, обобщенной моделью организационной структуры управления образовательного учреждения высшего образования следует считать линейно-штабную с временно-целевыми компонентами. Такая структура позволяет, хотя и в ограниченных пределах, воплощать идеи современной философии качества.

 

Литература:

 

1.      Баронов В. «Методы построения систем управления» / В.Баронов, И.Титовский URL: http://b-news.narod.ru/inform_technologies/mmetods.htm (дата обращения: 17.03.2015).

2.      Дидрих В. Е. Моделирование информационных систем организационного управления. — М.: ИПРЖР, 2002. — 178с.,ил.

3.      Конноли Т. Базы данных: проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. / Т. Конноли, К. Бегг, А. Страчан. — 2-е изд. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. — 1120 с.: ил.

4.      Поспелов Д. А. Ситуационное управление: теория и практика. — М.: Наука. — Гл.ред.физ.-мат. Лит., 1986. — 288с.

5.      Советов Б. Я. АСУ. Введение в специальность: Учебник для ВУЗов по спец. «Автоматизированные системы обработки информации и управления». — М.: Высшая школа, 1989. — 128с.: ил.

6.      Сысоев В. В. Системное моделирование: Учебное пособие. — Воронеж: Воронежский технологический институт, 1991. — 80с.

7.      Греченко Д. А. Структурная компонента модели организационного управления высшим учебным заведением / Д. А. Греченко, В. А. Чулюков // Современные наукоемкие технологии. — 2010. — № 4 — С. 13–16.

8.      Дэвид А. Марка SADT — методология структурного анализа и проектирования/ Дэвид А.Марка, Клемент Мак Гоуэн — М.: Мир, 1993. — 240с.

9.      Греченко Д. А., Чулюков В. А. Ситуационное моделирование в задачах организационного управления вузом. / Сборник научных трудов Sworld. 2009. Т. 3. № 1. С. 13–15.

10.  Топчиев А. В., Чулюков В. А. Некоторые аспекты моделирования рефлексивного управления качеством образования / Сборник научных трудов Sworld. 2009. Т. 3. № 1. С. 10–12.

Основные термины (генерируются автоматически): организационное управление, линейная структура, подразделение, стратегическое планирование, структура, штабная структура, военный вуз, малая гибкость, предметная область, учебная работа.


Похожие статьи

Учебная параконференция как компонент образовательной системы (из опыта работы с иноговорящими студентами медицинского вуза)

Междисциплинарный организационный модуль в образовательном процессе военного вуза

Основные компоненты, этапы и средства формирования имиджа организации в процессе разработки корпоративного сайта (на примере предприятия курортно-туристической отрасли)

Система взаимодействия «воспитатель — родитель» как неотъемлемая часть образовательного процесса на этапе становления классного коллектива в условиях кадетского училища

Социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений на этапе про-фессионального становления

Жанрово-стилевая дифференциация научного функционального стиля (из опыта работы с иностранными студентами I сертификационного уровня)

Совершенствование системы управления образовательным процессом вуза на основе процессного подхода и системы менеджмента качества

Структурно-содержательная модель формирования правовой компетенции студентов медицинского института

Система управления развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей на основе программно-целевого подхода

Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента среднего профессионального образовательного учреждения как необходимое условие личностно-профессионального становления

Похожие статьи

Учебная параконференция как компонент образовательной системы (из опыта работы с иноговорящими студентами медицинского вуза)

Междисциплинарный организационный модуль в образовательном процессе военного вуза

Основные компоненты, этапы и средства формирования имиджа организации в процессе разработки корпоративного сайта (на примере предприятия курортно-туристической отрасли)

Система взаимодействия «воспитатель — родитель» как неотъемлемая часть образовательного процесса на этапе становления классного коллектива в условиях кадетского училища

Социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений на этапе про-фессионального становления

Жанрово-стилевая дифференциация научного функционального стиля (из опыта работы с иностранными студентами I сертификационного уровня)

Совершенствование системы управления образовательным процессом вуза на основе процессного подхода и системы менеджмента качества

Структурно-содержательная модель формирования правовой компетенции студентов медицинского института

Система управления развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей на основе программно-целевого подхода

Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента среднего профессионального образовательного учреждения как необходимое условие личностно-профессионального становления

Задать вопрос