Рассмотрение структуры управления образованием на муниципальном уровне
Автор: Рассохин Алексей Альбертович
Рубрика: 17. Менеджмент
Опубликовано в
II международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июль 2019)
Дата публикации: 04.07.2019
Статья просмотрена: 3366 раз
Библиографическое описание:
Рассохин, А. А. Рассмотрение структуры управления образованием на муниципальном уровне / А. А. Рассохин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15216/ (дата обращения: 21.11.2024).
В данной статье рассмотрена структура управления образования на муниципальном уровне. Отражены составляющие данной структуры, а также схемы работы структуры управления образования на муниципальном уровне.
Ключевые слова: образование, управление образованием, муниципальный уровень, система управления, структура управления.
Современная система управления образованием в Российской Федерации претерпевает изменения, происходит модернизация системы образования, из чего вытекает развитие различных тенденций управления образовательной системой. Следует отметить. что в России осуществляется единая государственная политика, касающаяся области образования, которая представлена в «Законе Российской Федерации об образовании».
В ходе анализа тематической литературы было определено, что понятие управление образованием можно рассматривать с двух сторон, как организацию и как процесс. Если говорить о управлении образованием, как о организации, то его нужно характеризовать, как организационно-структурную сложноустроенную систему. В данной системы принято выделять структуры регионального управления образованием, а также в ней выделяются структуры управления образовательными учреждениями, а также муниципальные структуры. Если говорить о управлении образованием, как о процессе, то это понятие характеризуется, как циклический процесс выработки и реализации решений, направленных на стабильное функционирование и эффективное развитие всей системы. Отличительные характеристики управления образованием, как процесса:
– планирование;
– руководство и контроль всех текущих процессов;
– постоянное саморазвитие.
Грамотное структурирование системы образования обеспечивает полноценное выполнение поставленных задач на каждом из уровней. Структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по так называемой линейно-функциональной схеме. Для наглядности на рисунке 1 представлена обобщенная структура управлением образования.
Рис. 1. Обобщенная структура управлением образования
Для более детального рассмотрения и анализа структуры управления образованием на муниципальном уровне на рисунке 2 представлена действующая структура управления образованием.
Рис. 2. Действующая структура управления образованием
На данный момент в системе управления образованием развивается явление децентрализация. Некоторые полномочия и ряд функций передается от вышестоящих органов к нижестоящим, региональные и непосредственно местные органы выстраивают пути решения таких проблем как:
– материальные;
– кадровые;
– организационные;
– финансовые.
Решение данных задач требует грамотно выстроенного порядка в системе управления образованием на муниципальном уровне. Данная система является совокупностью таких элементов как:
– образовательные программы;
– государственные образовательные стандарты;
– сети образовательных учреждений.
Для образовательных учреждений регионального и муниципального ведения создана комбинированная двухфазная и трехзвенная структуры управления. Двухфазная схема реализуется при условии, что между образовательным учреждением и органом управления образованием нет промежуточных звеньев. Трехфазная схема задействована при условии наличия дополнительного звена, которое представлено в лице муниципального органа управления образованием.
Муниципальный уровень управления образованием представлен отделами народного образования, которые созданы муниципальными органами власти. Данные органы выполняют задачи по осуществлению управления учебными заведениями общего образования, основная часть которых организовано в муниципальном масштабе.
Представленная структура управления предъявляет весьма высокие требования к взаимодействию между уровнями и субъектами управления, распределению между ними функций управления.
Подводя итог вышесказанному следует отметить, что система управления образованием имеет четкую структуру, подразделяющуюся на общефедеральное, региональное и муниципальное управление.
Анализируемый муниципальный уровень управления образованием представлен отделами образования или иными структурными подразделениями органов власти муниципальных образований. По отношению к образовательным учреждениям, относящимся к муниципальному уровню, органы управления образованием данного уровня также выступают как вышестоящие органы и учредители, при этом они осуществляют управление ими по двухзвенной схеме.
Литература:
- Волгин Н. А. Социальная политика: Учебник. — М., 2014. — 547 с.
- Кванина В. В., Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. — М., 2015. — 309 с.
- Козырин А. Н., Корф Д. В., Ялбулганов А. А. Управление образованием: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства // Реформы и право. — 2010. — № 3. — С. 43–62.
- Комментарий к Закону об образовании / Отв. ред. проф. В. И. Шкатулла. — М.: Юристъ, 2016. — 328 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Ключевые слова
образование, система управления, структура управления, муниципальный уровень, управление образованиемПохожие статьи
Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
В статье анализируются вопросы распределения полномочий между федеральными органами государственной власти, оцениваются их сферы компетенций. Приводится системный анализ действия механизма управления и регулирования образовательного процесса в Россий...
Функции органов государственного управления в области градостроения
В статье рассматриваются основные функции органов государственного управления в сфере градостроительства в Российской Федерации. Анализируется законодательная база, регулирующая градостроительные процессы, а также ключевые направления деятельности го...
Организационно-правовая система управления образованием
В данной статье отображены основные особенности организации и управления образовательным процессом на территории российского государства. Рассматривается организационно-правовая система образования на всех уровнях управления, которая представляет соб...
Роль бюджета в финансовом обеспечении бюджетных учреждений сферы образования
В данной статье рассматривается роль бюджета в финансовом обеспечении бюджетных учреждений сферы образования.
Мониторинг как инструмент управления качеством образования в общеобразовательной организации
В статье рассматривается механизмы управления качеством образования. Описывается механизм построения в общеобразовательной организации системы управления качеством образования. Рассматривается мониторинг как один из инструментов управления качеством ...
Характеристика организационных моделей местного самоуправления
Статья посвящена основным организационным моделям местного самоуправления. В данной статье исследуются способы формирования органов местного самоуправления, используемые на территории Российской Федерации. Также выявляются преимущества и недостатки о...
Правовые особенности структуры органов местного самоуправления в муниципальном образовании
В статье автор рассматривает правовые особенности структуры органов местного самоуправления в муниципальном образовании.
О взаимодействии государственного и муниципального управления
В данной статье рассмотрены проблемные аспекты взаимодействия государственного и муниципального управления, выделены основные проблемы и предложены пути их решения.
Понятия и принципы управления образованием
В статье рассматриваются понятия и принципы правового регулирования образования в Российской Федерации.
Похожие статьи
Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
В статье анализируются вопросы распределения полномочий между федеральными органами государственной власти, оцениваются их сферы компетенций. Приводится системный анализ действия механизма управления и регулирования образовательного процесса в Россий...
Функции органов государственного управления в области градостроения
В статье рассматриваются основные функции органов государственного управления в сфере градостроительства в Российской Федерации. Анализируется законодательная база, регулирующая градостроительные процессы, а также ключевые направления деятельности го...
Организационно-правовая система управления образованием
В данной статье отображены основные особенности организации и управления образовательным процессом на территории российского государства. Рассматривается организационно-правовая система образования на всех уровнях управления, которая представляет соб...
Роль бюджета в финансовом обеспечении бюджетных учреждений сферы образования
В данной статье рассматривается роль бюджета в финансовом обеспечении бюджетных учреждений сферы образования.
Мониторинг как инструмент управления качеством образования в общеобразовательной организации
В статье рассматривается механизмы управления качеством образования. Описывается механизм построения в общеобразовательной организации системы управления качеством образования. Рассматривается мониторинг как один из инструментов управления качеством ...
Характеристика организационных моделей местного самоуправления
Статья посвящена основным организационным моделям местного самоуправления. В данной статье исследуются способы формирования органов местного самоуправления, используемые на территории Российской Федерации. Также выявляются преимущества и недостатки о...
Правовые особенности структуры органов местного самоуправления в муниципальном образовании
В статье автор рассматривает правовые особенности структуры органов местного самоуправления в муниципальном образовании.
О взаимодействии государственного и муниципального управления
В данной статье рассмотрены проблемные аспекты взаимодействия государственного и муниципального управления, выделены основные проблемы и предложены пути их решения.
Понятия и принципы управления образованием
В статье рассматриваются понятия и принципы правового регулирования образования в Российской Федерации.