В представленной статье рассматриваются полномочия органов местного самоуправления в сфере образования. Автор приходит к выводу, что полномочия органов местного самоуправления урегулированы действующим законодательством. Однако существуют некоторые проблемы.
Ключевые слова: образование, органы местного самоуправления, полномочия.
Согласно Конституции РФ в нашей стране гарантируется местное самоуправление. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления являются органы власти, формируемые на непосредственной территории для решения вопросов местного значения. Органы местного самоуправления в своей деятельности самостоятельны, не входят в систему органов государственной власти, исполняют свои полномочия на конкретной территории для решения вопросов местного значения [3].
Органы местного самоуправления наделены множеством полномочий, в том числе, в сфере образования. Это как полномочия, указанные в федеральном законодательстве, а также отдельные полномочия, переданные органами государственной власти регионов на местный уровень. Реализация права на образование обеспечивается путем создания органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни [5, с. 65–66].
В зависимости от структуры органов местного самоуправления полномочия в сфере образования исполняют отделы, комитеты департаменты образования, входящие в состав администрации муниципального образования. К примеру, в г. Екатеринбурге, г. Иркутске образованием занимается департамент образования, в г. Хабаровске — комитет образования, г. Улан-Удэ — комитет по образованию.
Образование на муниципальном уровне состоит из комплекса различных программ, мероприятий, объединяющих органы местного самоуправления и образовательные организации в единую систему.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования, по нашему мнению, составляют приоритетное направление деятельности среди всех органов власти, на которые возложена образовательная политика. Местное самоуправление сочетает в себе общегосударственные и местные интересы, которые в общем счете формируют единую государственную политику [8, с. 200–201].
Управление в образовании это отдельный вид деятельности, обособленный от образовательного процесса. Полномочия местного самоуправления в сфере образования нужно рассматривать в правовых, экономических, социальных аспектах. Статья 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает полномочия органов местного самоуправления в сфере образования:
— предоставление общедоступного и бесплатного образования в муниципальных детских садах и школах по основным образовательным программам;
— предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях;
— учет детей, подлежащих обучению;
— управление муниципальными образовательными учреждениями (создание, реорганизация, ликвидация);
— финансирование образовательных организаций, проведение капитального и текущего ремонта.
Также статья 5 указанного Федерального закона органы местного самоуправления для реализации права каждого на образование создают необходимые условия для получения качественного образования. Недопустимо создание дискриминации по физическому состоянию здоровья, полу, национальности. Кроме того, органы местного самоуправления оказывают содействие учащимся, которые показывают высокие достижения в науке, спорте, творчестве. К такой форме относятся различные гранты, стипендии, единовременные выплаты.
Кроме того, ОМСУ в соответствии со своими внутренними положениями осуществляют следующие полномочия в сфере образования:
— разработка и реализация муниципальных программ;
— повышение конкурентоспособности муниципальных образовательных организаций, повышение качества реализуемых ими образовательных программ;
— организация отдыха детей в каникулярное время;
— организация и проведение научных (олимпиады, конференции, круглые столы), спортивных и творческих мероприятий;
— пропаганда здорового образа жизни среди учащихся.
Отдельный блок полномочий ОМСУ осуществляют как собственники (учредители) образовательных организаций: утверждают штатное расписание, ведут кадровую работу, осуществляют финансирование, ведут контроль расходования образовательными учреждениями денежных средств, проводят ревизии состояния имущества.
Вместе с тем, несмотря на урегулированность вопроса с полномочиями на практике существуют проблемы, которые встречаются в стране:
— плохое материально-техническое обеспечение образовательных организаций;
— необходимость ремонта;
— недостаточное количество детских садов; обучение в школах в 3-4 смены.
Данные проблемы упираются в финансирование. Ни для кого не будет удивлением тот факт, что в образовательных организациях существуют сборы с родителей на ремонт, на шторы, на мебель и т. п. С одной стороны местные власти таким образом экономят на содержании образовательных организаций, с другой — скрытыми схемами с манипулированием денежными средствами зарабатывают. Однако, как указывал Верховный суд РФ в постановлении от 27.11.2015 г. № 31-АД15–18 поступление денежных средств от родителей на добровольной основе не является нарушением законодательства и не препятствует получению образования [4].
К сожалению, перевод образовательных учреждений на самоокупаемость невозможен в виду их социальной функции. Проблема с отсутствием денежных средств на содержание образовательных учреждений не должна перекладываться на плечи родителей. По нашему мнению проблему с финансированием нужно решать путем привлечения инвесторов взамен на предоставление различных преференций в виде предоставления муниципального имущества, льгот по налогам.
В целом, для повышения эффективности полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, необходимо повышать качество работы педагогических работников, укреплять учебно-методическую базу, увеличивать охват детей услугами дошкольного и дополнительного образования, оптимизировать расходы.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) // Парламентская газета, № 186, 08.10.2003.
- Постановление Верховного Суда РФ от 27.11.2015 № 31-АД15–18 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Евстратова Т. А. Управленческая культура как необходимый элемент развития местного самоуправления. Материалы Афанасьевских чтений. — 2016. — № 1 (14). — С. 65–69.
- Медведева Н. В., Порошкина М. В. Исследование деятельности органов местного самоуправления в сфере образования // Материалы Ивановских чтений. — 2017. — № 2–1 (12). С. 196–201.
- Ракутин Р. А. Организационно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере образования // Международный академический вестник. — 2017. — № 2 (20). — С. 122–129.
- Шумилова О. П. Полномочия органов местного самоуправления в образовательной сфере // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 200–203.