В статье рассматриваются полномочия органов местного самоуправления в сфере образования, а также проблемы их законодательной регламентации.
В XXI веке перед человечеством возникли серьезные проблемы глобального характера — исчерпаемость природных ресурсов, энергетический кризис, проблемы экологического плана, обеспечения необходимыми ресурсами (продовольствием, промышленным сырьем, энергией и т. д.), проблемы здравоохранения, бедности людей, необходимость переоценки направлений развития промышленности, коренного улучшения социальных условий жизни, расширения физических границ среды обитания человека, обеспечения мира для всех народов, регулирования стремительного роста населения в развивающихся странах и т. д.
Современное общество все яснее осознает возрастающую роль образования в дальнейшем развитии государства, а система образования начинает восприниматься в качестве важнейшего фактора технологического и социально-экономического развития. В этой связи вопросы организации предоставления образовательных услуг населению имеют крайне важное значение.
Присоединимся к мнению М. С. Братановской, что в процессе реализации эффективной образовательной политики должны принимать участие все граждане России, семьи, родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты, а также органы местного самоуправления [7, с. 73].
Поскольку наиболее близкой к населению является муниципальная власть, на нее возложен комплекс полномочий в образовательной сфере.
На наш взгляд, реализация полномочий в сфере образования органами местного самоуправления составляет приоритетное направление деятельности муниципальных органов нашей страны.
На сегодняшний день в России сформирована нормативно-правовая база реализации компетенций органов местного самоуправления в образовательной сфере.
К нормативно-правовым актам федерального уровня относятся следующие: ст. 43 Конституции Российской Федерации [1], Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [2], Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3], Федеральные законы «Об утверждении федеральной программы развития образования» [4], «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей» [5] и другие. Положения данных законов находят детализацию в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, а также в региональном законодательстве. Например, в Тюменской области, компетенция органов местного самоуправления в области образования закреплена в Законе Тюменской области от 5 июля 2013 года № 63 «О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области» [6].
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов перечислены в ст. 9, в частности, они должны:
‒ организовать предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;
‒ организовать предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях;
‒ создать условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
‒ создавать, реорганизовывать, ликвидировать муниципальные образовательные организации, осуществлять функции и полномочия учредителей муниципальных образовательных организаций;
‒ обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустраивать прилегающие к ним территории;
‒ учитывать детей, которые подлежат обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
‒ закреплять муниципальные образовательные организации за конкретными территориями муниципальных районов, городских округов;
‒ учитывать формы получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований;
‒ устанавливать порядок назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов;
‒ устанавливать нормативы по формированию стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований местного бюджета;
‒ утверждать порядок установления организациям, которые осуществляют образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов;
‒ определять случаи и порядок обеспечения питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов;
‒ определять случаи и порядок обеспечения вещевым имуществом (обмундированием), включая форменную одежду, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов
‒ создавать центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
‒ устанавливать специальные денежные поощрения для лиц, которые проявляют выдающиеся способности, и другие меры по их стимулированию» [2].
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] деятельность органов местного самоуправления в образовательной сфере определяет достаточно четко — в нормах, которые устанавливают вопросы местного значения.
Так, согласно п. 11 ч. 1 ст. 15, на муниципальные районы возложена обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, кроме полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; а также по предоставлению дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16, на городские округа возложены аналогичные обязанности. Таким образом, формулировки являются идентичными.
Вместе с тем, полагаем верным присоединиться к мнению Н. В. Медведевой и М. В. Порошкиной, что с таким подходом согласиться нельзя. Исследователи полагают, что «в муниципальных районах, в отличие от городских округов, расположены городские и сельские поселения, на территории которых и располагаются школы и детские сады. Однако, в вопросах ведения поселений (как городских, так и сельских) вопросы, связанные с образовательной деятельностью, вообще не затронуты. Получается, что органы местного самоуправления городских и сельских поселений не обладают полномочиями в образовательной сфере, хотя и дети, и их родители живут именно в поселениях. На практике же, местная власть поселения все равно участвует в образовательной деятельности — например, ремонт в сельских школах в большинстве случаев осуществляется за счет бюджета поселения или других источников, изыскиваемых в поселениях. Формально здесь происходит нарушение законодательства, т. к. содержание школ и детских садов входит в обязанности районных властей, но на деле зачастую именно органы местного самоуправления поселений (как правило, сельских) вынуждены принимать меры по оказанию материальной и финансовой помощи образовательным организациям» [9, с. 198].
Таким образом, по нашему мнению, городским и сельским поселениям также должны предоставляться собственные полномочия в решении вопросов местного значения в области организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организации предоставления дополнительного образования детям (кроме предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организации отдыха детей в каникулярное время.
Полагаем, что предоставление данных полномочий должно быть дифференцировано в зависимости от экономических возможностей отдельных городских или сельских поселений. На наш взгляд, их оценку должны осуществлять органы местного самоуправления муниципального района, которым необходимо делегировать соответствующие полномочия поселениям посредством издания соответствующих нормативно-правовых актов на уровне представительного органа муниципального района.
Следовательно, предлагаем соответствующие корректировки ч. 2 ст. 14–1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «Органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных и муниципальных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления муниципального района, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации)».
В заключение необходимо отметить, что вести речь о полномочиях поселений именно в сфере образования нецелесообразно, т. к. аналогичное положение имеет место и в иных сферах социально-экономического и культурного развития территорий. В этой связи нами предложены корректировки ч. 2 ст. 14–1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2018) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
- Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ (в ред. от 26.06.2007) «Об утверждении Федеральной программы развития образования» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 16. Ст. 1639.
- Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 07.03.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.
- Закон Тюменской области от 05.07.2013 № 63 (в ред. от 08.12.2015) «О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области» // Вестник Тюменской областной Думы. № 5. 2013.
- Братановская М. С. Реализация полномочий органов местного самоуправления в области образования // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Юриспруденция. 2015. № 2. С. 70–73.
- Геворкова С. М. Понятие и сущность полномочий органов местного самоуправления в области образования в Российской Федерации // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 861–864.
- Медведева Н. В., Порошкина М. В. Исследование деятельности органов местного самоуправления в сфере образования // Материалы Ивановских чтений. 2017. № 2–1 (12). С. 196–201.
- Ракутин Р. А. Организационно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере образования // Международный академический вестник. 2017. № 2 (20). С. 122–129.