Конституция Российской Федерации установила, что народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы местного самоуправления [1].
Местное самоуправление является органом публичной власти в муниципальных образованиях. Местное самоуправление — это самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения, таких как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство и другие.
Несмотря на то, что система местного самоуправления включает в себя представительный, исполнительно-распорядительный и контрольно-счетный органы власти, представительному органу власти, в отличие от главы муниципального образования, население оказывает не столь пристальное внимание.
В настоящее время народ осуществляет свое волеизъявление через выборы депутатов представительного органа на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Во многих муниципальных образованиях глава муниципального образования избирается депутатами представительного органа.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нет точного определения представительного органа, но под ним понимается — «выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования» [2].
Абазов А. Б., в своем исследовании поясняет такой факт подхода законодателя: в России, в отличие от Европы, в которой сложилась форма государственного правления в виде парламентской республики, исторически сложился авторитарный стиль власти. При авторитарном стиле власти на первом плане выступают не представительные, а исполнительные органы власти [3].
Не смотря на исторически сложившийся стиль власти, действующее законодательство главенствующим органом местного самоуправления определила представительный орган.
Кроме того, Еремин А. Р. отмечает, что на местном уровне не действует принцип разделения власти, поясняя это тем, что конституционно данное положение никак не оговорено. Органы местного самоуправления в праве самоорганизовываться и принимать необходимые нормативные правовые акты, структуру и регламенты [4].
Органы местного самоуправления являются формой осуществления народа своей власти, механизмом регулирования которой являются нормативные правовые акты, принимаемые и осуществляемые органами местного самоуправления.
Основополагающим нормативным правовым актом муниципального образования является Устав муниципального образования. В соответствии с законом каждое муниципальное образование самостоятельно разрабатывает свой устав.
В соответствии с Федеральными законами и Уставом муниципального образования органы местного самоуправления муниципального образования принимают нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.
Стоит отметить, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вменил в непосредственную компетенцию представительного органа принятие таких важных вопросов как: утверждение устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий; определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку; утверждение правил благоустройства территории муниципального образования и иные полномочия [2].
Представительный орган осуществляет контрольные полномочия, играющие важную роль в деятельности представительного органа муниципального образования. Особое значение имеют такие виды контроля представительного органа муниципального образования, как: контроль за исполнением местного бюджета; контроль за исполнением органами и должностными лицами муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения; контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью муниципального образования [2].
Численный состав представительного органа каждого муниципального образования разнообразен и устанавливается уставом муниципального образования, но закон устанавливает минимальное количество депутатов представительного органа в количестве 15 человек [2].
Также, представительный орган принимает нормативный правовой акт, устанавливающий порядок его работы — Регламент работы представительного органа, который устанавливает порядок проведения заседаний представительного органа, принятия решений, а также структуру, права и обязанности должностных лиц представительного органа, порядок их избрания.
Основными формами организации деятельности представительного органа муниципального образования являются: заседания представительного органа, заседания постоянных комитетов и комиссий представительного органа, работа депутатов во временных рабочих группах и комиссиях, работа депутатов в избирательных округах [6].
Представительный орган состоит из депутатов, которые осуществляют полномочия на постоянной и непостоянной основе. Гарантии депутатской деятельности определены федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и местными нормативно-правовыми актами.
Имеется два известных направления депутатской работы: с избирателями, в представительном органе местного самоуправления.
На своем избирательном округе депутат ведет и организует следующую работу: организует прием граждан, рассматривая поступившие от них предложения, заявления и жалобы, изучает общественное мнение и информирует о своей деятельности избирателей [5].
Таким образом, представительный орган муниципального образования, наделяясь законодательными функциями, занимает особое положение в системе органов местного самоуправления. Депутаты представительного органа являются связующим звеном между народом и властью. Эффективность местного самоуправления зависит от взаимодействия и слаженности работы представительного и исполнительно-распорядительного органов местного самоуправления.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Текст] (ред. от 01.07.2020) // Рос. газ., 2020, 04 июля.
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 06.10.2003г., № 131-ФЗ (в ред. от 29.12.2020 № 464-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. — 2020. — Ст. 35.
- Абазов, А. Б. Представительные органы местного самоуправления и их место в системе муниципальной власти в Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27654256 (Дата обращения 10.03.2021г.)
- Еремин, А. Р. Проблемы реализации представительной формы местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24921575 (Дата обращения 10.03.2021г.)
- Овчинников, И. И. Муниципальное право. Учебник и практикум. [Текст] / И. И. Овчинников, А. Н. Писарев // М.: Юрайт. — 2017. — 228 с.
- Соловьев, С. Г. Муниципальное право. Учебник. [Текст] / С. Г. Соловьев, Е. И. Бычкова // М.: Юнити-Дана. — 2015. — 222 с.