В настоящее время вопросы, связанные с содержанием правового статуса должностных лиц, а особенно местного самоуправления, являются в правовой науке дискуссионными. Поэтому, представляется интересным, определить круг лиц, относящихся к должностным лицам, а также выявить, какие элементы входят в содержание правового статуса.
Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, должности местного самоуправления, органы местного самоуправления.
Право местного населения, закрепленное в Конституции, предоставляет возможность самостоятельно определять структуру местных органов власти (ст.131 Конституции РФ), которая состоит из системы управления, действующей на конкретной территории муниципального образования, и не имеющая вертикальной подчиненности. Виды этих органов и должностных лиц закреплены в законе об общих принципах организации местного самоуправления. Статья 40 этого закона устанавливает три группы лиц, имеющих особый правовой статус:
1) выборное должностное лицо местного самоуправления;
2) член выборного органа местного самоуправления;
3) депутат представительного органа муниципального образования [1].
Понятия указанных лиц сформулированы в ст. 2 данного закона. Избираемым должностным лицом местной власти является должностное лицо, избираемое на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования, либо на сходе граждан и наделенное собственными полномочиями по разрешению вопросов местного значения.
Член выборного органа местного органа власти — это лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.
Депутат — член представительного органа муниципального образования (поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения).
Анализирую статус данных должностных лиц, можно сделать вывод, что кроме главы местной власти, законодатель предусматривает случаи, когда в уставах местных администраций предусматривается наличие не только законодательного органа, но и иных выборных органов МСУ.
Представляется интересным, что, до сих пор, на практике нет примеров формирования иных, кроме представительного органа местной администрации и главы муниципального образования, органов и должностных лиц местного самоуправления. Таким образом, становится очевидным, что из перечня указанных в ст. 40 Закона об общих принципах организации местного самоуправления лиц, особым правовым статусом фактически обладают только депутаты представительного органа и глава местной администрации.
Вопросы, связанные с определением понятия и содержанием правового статуса должностного лица местной власти, являются в правовой науке спорными, и не только с теоретической точки зрения. Актуальность им придает тот факт, что коррупция в среде должностных лиц местной администрации не снижается. Местные жители зачастую встречаются с препятствиями, которые создают должностные лица органов местной администрации, как при решении бытовых вопросов, так и вопросов, связанных с разными видами деятельностью.
Встает вопрос, можно ли отнести к муниципальным должностным лицам главу муниципального образования и депутатов местного представительного органа?
Невзирая на то, что после выборов, депутат наделяется зафиксированными в законодательстве и уставе местного образования полномочиями, несет ответственность за их воплощение, а также вправе реализовывать контрольные функции, тем не менее, он не может считаться должностным лицом, поскольку «обладает распорядительно-властными полномочиями только в составе депутатской коллегии» [3].
Разрешение актуальной проблемы улучшения деятельности представительного органа местного управления, в большой степени зависит от статуса депутата, члена законодательного органа местной власти. Закон об общих принципах организации местного самоуправления весьма удачно решил проблему политико-правового статуса депутата, других членов выборных органов.
Представительный орган местной власти состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 1 ст. 15). Закон не устанавливает сущность депутатского мандата. С одной стороны, ст. 18 устанавливает гарантии депутатам для беспрепятственного исполнения ими своих обязанностей, а с другой — дает возможность определение в уставе муниципального образования отзыва депутата местным населением в соответствии с правовыми актами субъектов Федерации (п. 5 ст. 18). Конституционно-правовая основа депутатского мандата имеет различную государственно-правовую природу в субъектах Федерации. Непонимание этого конституционного принципа ведет к ликвидации института местного самоуправления. Последнее является едва ли не самой важной причиной медленного становления и развития структуры и системы местного самоуправления.
Высшее должностное лицо местного самоуправления соединяет в своем правовом и фактическом статусе черты префекта департамента Франции и председателя исполкома местного Совета. В местной администрации эта должность гарантирует координацию деятельности всех органов местной власти по решению вопросов местного значения.
Термин «глава муниципального образования» введен в научный оборот Законом об общих принципах организации местного самоуправления, до вступления в силу этого Закона друг за другом применялись понятия «глава местной администрации» [4] и «глава местного самоуправления» [2], хотя четкого толкования их не было.
Анализирую правовой статус исследуемых должностных лиц, может показаться, что для глав муниципальных образований устанавливаются такие же ограничения прав, как и для других должностных лиц местного самоуправления. Однако это не так, ограничения для выборного должностного лица устанавливается только региональным законодательством.
В результате, можно сделать вывод, что под правовым статусом депутата, выборного должностного лица местной администрации, члена выборного органа местной власти, следует понимать их правовой режим, который фиксирует их функциональную роль народного представительства; полномочии и компетенции, необходимые для его выполнения; порядок избрания, прекращения полномочий, зону ответственности; запреты и ограничения; правовые и социальные гарантии, позволяющие осуществить защиту от противоправного преследования и применение ответственности, а также гарантировать условия для результативного выполнения полномочий по разрешению вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования.
Литература:
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 14.07.2022)//Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822
- Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации»//САПП РФ. — 1993. — № 52. — Ст. 5071.
- Овчинников, И. И. Муниципальное право: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И. И. Овчинников, А. Н. Писарев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 228 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс
- Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г. //ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. — 1991. — № 29. — Ст. 1010 (утратил силу)