В статье автор исследует объем и характер регулирования органами местного самоуправления образовательного процесса, их полномочия в Российской Федерации в сфере образования, определённые законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Акцент делается на многоаспектных функциях и задачах, которые выполняются для обеспечения доступности и качества образовательных услуг, реализации управленческих и организационных функций, а также обеспечения инфраструктуры и материально-технической базы образовательного процесса.Статья предназначена для специалистов в области образования, юристов, чиновников местного самоуправления, а также для всех, кто интересуется вопросами управления образованием на муниципальном уровне.
Ключевые слова: местное самоуправление, образовательный процесс, муниципальный уровень.
В Российской Федерации система образования характеризуется многоуровневой структурой, в которой присутствуют как общеобразовательные, так и профессиональные программы. Эти программы могут быть основными или дополнительными и реализуются через сеть государственных, муниципальных и частных образовательных учреждений. Нормативно-правовое регулирование деятельности данных учреждений осуществляется на основе типовых положений, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Эти документы служат основой для разработки уставов соответствующих образовательных организаций и определяют их статус, функции и полномочия в сфере образования.
Особое внимание заслуживает роль органов местного самоуправления в управлении образовательным процессом. Согласно Конституции РФ, образование и образовательный процесс относятся к иным вопросам местного значения. Так, ст. 132 гласит: «органы местного самоуправления самостоятельно… решают иные вопросы местного значения» [5]. Эти органы активно взаимодействуют с государственными и муниципальными образовательными учреждениями, осуществляя местный контроль и координацию образовательной деятельности на муниципальном уровне. Их полномочия в этой сфере ограничены законодательством и зависят от уровня самоуправления, но они принимают активное участие в формировании качественной и доступной образовательной среды на территориях, которыми они управляют.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», органы местного самоуправления имеют широкий спектр полномочий в области образования [6]. Эти полномочия направлены на обеспечение доступности и качества образовательных услуг на муниципальном уровне. Органы местного самоуправления несут ответственность за реализацию образовательных программ различных уровней и типов в муниципальных образовательных учреждениях. Среди основных задач таких органов — обеспечение доступности и качества дошкольного, начального, основного и среднего образования. Они также занимаются предоставлением дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, созданием условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, а также учётом детей, подлежащих обучению.
Полномочия органов местного самоуправления в области образования можно сгруппировать в несколько категорий. Во-первых, полномочия, связанные с регулированием и организацией образовательного процесса: это включает в себя предоставление общего и дополнительного образования, учёт детей, подлежащих обучению, и закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями. Во-вторых, управленческие и организационные полномочия, которые касаются создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных организаций, а также осуществление функций и полномочий их учредителей. В-третьих, полномочия по обеспечению инфраструктуры и материально-технической базы: это включает обеспечение содержания зданий и сооружений, а также обустройство прилегающих к ним территорий [3, с. 81].
В городах федерального значения, таких как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области образования определяются соответствующими законами субъектов Российской Федерации. Особо отмечается, что органы местного самоуправления муниципальных районов сохраняют право на функционирование в качестве учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении на момент 31 декабря 2008 года. Кроме того, в городских округах эти органы имеют возможность организовывать конкурсный отбор для предоставления высшего образования в соответствующих муниципальных учреждениях.
Сложный вопрос разграничения компетенции в области образования между различными муниципальными образованиями и органами местного самоуправления регулируется законодательством субъекта Российской Федерации или уставом (положением) соответствующего органа местного самоуправления. При этом стоит подчеркнуть, что муниципальные органы управления образованием не имеют права самостоятельно принимать к рассмотрению вопросы, которые являются компетенцией государственных органов управления образованием. Это обусловливает необходимость четкого определения и соблюдения иерархии управленческих полномочий в данной сфере [4, с. 119].
В Российской Федерации необходимо четкое разграничение полномочий между государственными и муниципальными органами управления образованием. Это не только способствует эффективному управлению и распределению ресурсов, но и обеспечивает наиболее полное удовлетворение потребностей в образовательных услугах на местном уровне. Регулирование этих вопросов должно учитывать особенности и потребности конкретных территориальных единиц, включая города федерального значения, что в свою очередь требует гибкости и адаптивности законодательных и управленческих механизмов.
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления в области образования являются критически важным элементом в системе образовательного управления Российской Федерации. Они обеспечивают децентрализацию управления и позволяют учитывать местные особенности и потребности населения. Важно, чтобы эти полномочия были четко определены и согласованы с общегосударственной стратегией развития образования, что поможет достичь сбалансированного и справедливого распределения образовательных ресурсов и возможностей [2, с. 864].
Законодательство, регулирующее полномочия органов местного самоуправления в сфере образования, устанавливает не просто юридическую компетентность, но и конкретные «права» и «обязанности» этих органов [1]. Законы не только чётко определяют сферу влияния местных органов власти, но также описывают условия, при которых эти полномочия автоматически расширяются. Законодательство часто детализирует юридические сценарии, в которых органы местного управления обязаны действовать определенным образом. В то же время, в некоторых случаях, нормы закона описывают обязанности органов лишь в общих чертах, предоставляя им простор для самостоятельных решений в конкретных ситуациях. К примеру, согласно статье 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определение полномочий органов местного управления возможно только через федеральное или региональное законодательство, с обязательной передачей необходимых ресурсов для их реализации [7]. Эти полномочия находятся под государственным контролем.
Литература:
1. Эфрикян Р. А. Теоретические аспекты полномочий органов местного самоуправления в области образования // Вестник КРУ МВД России. 2015. № 2 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-polnomochiy-organov-mestnogo-samoupravleniya-v-oblasti-obrazovaniya (дата обращения: 21.09.2023).
2. Геворкова С. М. Понятие и сущность полномочий органов местного самоуправления в области образования в Российской Федерации // Гуманитарные и социальные науки. 2014. С 861–864
3. Черных В. Б. Социальный аспект финансово-экономических полномочий органов местного самоуправления в области образования // Среднерусский вестник общественных наук. 2008. № 1. С. 79–83
4. Черненко О. Э. Разграничение полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования // Экономика образования. 2009. № 3–1. С. 118–121
5. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. / Российская Федерация. Конституция (1993). — Текст: непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
7. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»