Полномочия органов местного самоуправления в области образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (485) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 23.09.2023

Статья просмотрена: 207 раз

Библиографическое описание:

Дышеков, Ш. А. Полномочия органов местного самоуправления в области образования / Ш. А. Дышеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/485/106154/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье автор исследует объем и характер регулирования органами местного самоуправления образовательного процесса, их полномочия в Российской Федерации в сфере образования, определённые законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Акцент делается на многоаспектных функциях и задачах, которые выполняются для обеспечения доступности и качества образовательных услуг, реализации управленческих и организационных функций, а также обеспечения инфраструктуры и материально-технической базы образовательного процесса.Статья предназначена для специалистов в области образования, юристов, чиновников местного самоуправления, а также для всех, кто интересуется вопросами управления образованием на муниципальном уровне.

Ключевые слова: местное самоуправление, образовательный процесс, муниципальный уровень.

В Российской Федерации система образования характеризуется многоуровневой структурой, в которой присутствуют как общеобразовательные, так и профессиональные программы. Эти программы могут быть основными или дополнительными и реализуются через сеть государственных, муниципальных и частных образовательных учреждений. Нормативно-правовое регулирование деятельности данных учреждений осуществляется на основе типовых положений, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Эти документы служат основой для разработки уставов соответствующих образовательных организаций и определяют их статус, функции и полномочия в сфере образования.

Особое внимание заслуживает роль органов местного самоуправления в управлении образовательным процессом. Согласно Конституции РФ, образование и образовательный процесс относятся к иным вопросам местного значения. Так, ст. 132 гласит: «органы местного самоуправления самостоятельно… решают иные вопросы местного значения» [5]. Эти органы активно взаимодействуют с государственными и муниципальными образовательными учреждениями, осуществляя местный контроль и координацию образовательной деятельности на муниципальном уровне. Их полномочия в этой сфере ограничены законодательством и зависят от уровня самоуправления, но они принимают активное участие в формировании качественной и доступной образовательной среды на территориях, которыми они управляют.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», органы местного самоуправления имеют широкий спектр полномочий в области образования [6]. Эти полномочия направлены на обеспечение доступности и качества образовательных услуг на муниципальном уровне. Органы местного самоуправления несут ответственность за реализацию образовательных программ различных уровней и типов в муниципальных образовательных учреждениях. Среди основных задач таких органов — обеспечение доступности и качества дошкольного, начального, основного и среднего образования. Они также занимаются предоставлением дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, созданием условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, а также учётом детей, подлежащих обучению.

Полномочия органов местного самоуправления в области образования можно сгруппировать в несколько категорий. Во-первых, полномочия, связанные с регулированием и организацией образовательного процесса: это включает в себя предоставление общего и дополнительного образования, учёт детей, подлежащих обучению, и закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями. Во-вторых, управленческие и организационные полномочия, которые касаются создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных организаций, а также осуществление функций и полномочий их учредителей. В-третьих, полномочия по обеспечению инфраструктуры и материально-технической базы: это включает обеспечение содержания зданий и сооружений, а также обустройство прилегающих к ним территорий [3, с. 81].

В городах федерального значения, таких как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области образования определяются соответствующими законами субъектов Российской Федерации. Особо отмечается, что органы местного самоуправления муниципальных районов сохраняют право на функционирование в качестве учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении на момент 31 декабря 2008 года. Кроме того, в городских округах эти органы имеют возможность организовывать конкурсный отбор для предоставления высшего образования в соответствующих муниципальных учреждениях.

Сложный вопрос разграничения компетенции в области образования между различными муниципальными образованиями и органами местного самоуправления регулируется законодательством субъекта Российской Федерации или уставом (положением) соответствующего органа местного самоуправления. При этом стоит подчеркнуть, что муниципальные органы управления образованием не имеют права самостоятельно принимать к рассмотрению вопросы, которые являются компетенцией государственных органов управления образованием. Это обусловливает необходимость четкого определения и соблюдения иерархии управленческих полномочий в данной сфере [4, с. 119].

В Российской Федерации необходимо четкое разграничение полномочий между государственными и муниципальными органами управления образованием. Это не только способствует эффективному управлению и распределению ресурсов, но и обеспечивает наиболее полное удовлетворение потребностей в образовательных услугах на местном уровне. Регулирование этих вопросов должно учитывать особенности и потребности конкретных территориальных единиц, включая города федерального значения, что в свою очередь требует гибкости и адаптивности законодательных и управленческих механизмов.

Таким образом, полномочия органов местного самоуправления в области образования являются критически важным элементом в системе образовательного управления Российской Федерации. Они обеспечивают децентрализацию управления и позволяют учитывать местные особенности и потребности населения. Важно, чтобы эти полномочия были четко определены и согласованы с общегосударственной стратегией развития образования, что поможет достичь сбалансированного и справедливого распределения образовательных ресурсов и возможностей [2, с. 864].

Законодательство, регулирующее полномочия органов местного самоуправления в сфере образования, устанавливает не просто юридическую компетентность, но и конкретные «права» и «обязанности» этих органов [1]. Законы не только чётко определяют сферу влияния местных органов власти, но также описывают условия, при которых эти полномочия автоматически расширяются. Законодательство часто детализирует юридические сценарии, в которых органы местного управления обязаны действовать определенным образом. В то же время, в некоторых случаях, нормы закона описывают обязанности органов лишь в общих чертах, предоставляя им простор для самостоятельных решений в конкретных ситуациях. К примеру, согласно статье 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определение полномочий органов местного управления возможно только через федеральное или региональное законодательство, с обязательной передачей необходимых ресурсов для их реализации [7]. Эти полномочия находятся под государственным контролем.

Литература:

1. Эфрикян Р. А. Теоретические аспекты полномочий органов местного самоуправления в области образования // Вестник КРУ МВД России. 2015. № 2 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-polnomochiy-organov-mestnogo-samoupravleniya-v-oblasti-obrazovaniya (дата обращения: 21.09.2023).

2. Геворкова С. М. Понятие и сущность полномочий органов местного самоуправления в области образования в Российской Федерации // Гуманитарные и социальные науки. 2014. С 861–864

3. Черных В. Б. Социальный аспект финансово-экономических полномочий органов местного самоуправления в области образования // Среднерусский вестник общественных наук. 2008. № 1. С. 79–83

4. Черненко О. Э. Разграничение полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования // Экономика образования. 2009. № 3–1. С. 118–121

5. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. / Российская Федерация. Конституция (1993). — Текст: непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 4. — Ст. 445.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»

7. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, область образования, образовательный процесс, муниципальный уровень, орган, полномочие, полномочие органов, обеспечение доступности, сфера образования.


Похожие статьи

Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

В статье анализируются вопросы распределения полномочий между федеральными органами государственной власти, оцениваются их сферы компетенций. Приводится системный анализ действия механизма управления и регулирования образовательного процесса в Россий...

Правовое регулирование образовательной деятельности в РФ

Автором рассматриваются особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дается определение нормативно-правовому акту, рассматривается несколько проектов, которые разработаны Министерством образования и науки Р...

Правовое регулирование экономических основ местного самоуправления

В статье проанализированы основные нормативно-правовые акты и практика их применения в разрезе экономической основы местного самоуправления. Рассмотрена основная цель муниципальной экономики, определены ее элементы. Выявлены функции органов местного...

Особенности правового регулирования образовательных отношений в РФ

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Основные проблемы формирования правовых основ государственной политики в сфере образования Российской Федерации и мероприятия по их решению

В статье рассматривается законодательство, регулирующее государственную образовательную политику и сферу образования, в целом. Автором акцентируется внимание на отдельных проблемах законодательства в части регулирования государственной политики в сфе...

Роль и правовое значение органов местного самоуправления в обеспечении реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ

В статье рассматривается сущность деятельности органов местного самоуправления в системе обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Приводятся основные направления деятельности в данной сфере и ее правовое регулирование.

К вопросу о необходимости совершенствования сферы информационного и материально-технического обеспечения системы высшего образования в Российской Федерации

К числу одних из основных проблем, связанных с совершенствованием качества образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования, следует отнести проблемы цифровизации и материально-технического обеспечен...

Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике

В данной статье рассматривается нормативно-правовое регулирование проектной и инновационной деятельности в образовании в Российской Федерации. Автор утверждает, что проектная и инновационная деятельность в образовании сегодня — это достаточно оптимал...

Разграничение полномочий в сфере образования между уровнями публичной власти в Российской Федерации

В данной статье проводится анализ нормативно-правовых актов, закрепляющих полномочия в сфере образования за федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Определяются вс...

Похожие статьи

Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

В статье анализируются вопросы распределения полномочий между федеральными органами государственной власти, оцениваются их сферы компетенций. Приводится системный анализ действия механизма управления и регулирования образовательного процесса в Россий...

Правовое регулирование образовательной деятельности в РФ

Автором рассматриваются особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дается определение нормативно-правовому акту, рассматривается несколько проектов, которые разработаны Министерством образования и науки Р...

Правовое регулирование экономических основ местного самоуправления

В статье проанализированы основные нормативно-правовые акты и практика их применения в разрезе экономической основы местного самоуправления. Рассмотрена основная цель муниципальной экономики, определены ее элементы. Выявлены функции органов местного...

Особенности правового регулирования образовательных отношений в РФ

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Основные проблемы формирования правовых основ государственной политики в сфере образования Российской Федерации и мероприятия по их решению

В статье рассматривается законодательство, регулирующее государственную образовательную политику и сферу образования, в целом. Автором акцентируется внимание на отдельных проблемах законодательства в части регулирования государственной политики в сфе...

Роль и правовое значение органов местного самоуправления в обеспечении реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ

В статье рассматривается сущность деятельности органов местного самоуправления в системе обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Приводятся основные направления деятельности в данной сфере и ее правовое регулирование.

К вопросу о необходимости совершенствования сферы информационного и материально-технического обеспечения системы высшего образования в Российской Федерации

К числу одних из основных проблем, связанных с совершенствованием качества образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования, следует отнести проблемы цифровизации и материально-технического обеспечен...

Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике

В данной статье рассматривается нормативно-правовое регулирование проектной и инновационной деятельности в образовании в Российской Федерации. Автор утверждает, что проектная и инновационная деятельность в образовании сегодня — это достаточно оптимал...

Разграничение полномочий в сфере образования между уровнями публичной власти в Российской Федерации

В данной статье проводится анализ нормативно-правовых актов, закрепляющих полномочия в сфере образования за федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Определяются вс...

Задать вопрос