Полномочия публичных органов власти представляют собой совокупность прав и обязанностей органов государственной власти, которые реализуются в образовательной сфере.
В ст.72 Конституции Российской Федерации установлено, что полномочиями в области образования наделены как федеральные органы власти, так и органы власти субъектов Российской Федерации [1]. Таким образом, общие вопросы образования находятся в предмете совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Начиная с 15 мая 2018 года, на основе Указа Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» на уровне федерации, руководство сферой образования осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации, а также Министерством науки и высшего образования Российской Федерации [2]. Так, Министерство науки и высшего образования осуществляет курирование в отношении высшего образования и науки, выступая, при этом, ответственным органом за развитие научных центров, наукоградов и инновационных технологий. Министерство просвещения курирует общее, среднее и дополнительное образование, оказывает социальную поддержку и защиту обучающихся, и разрешает иные вопросы. Рособрнадзор, или Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, является федеральным органом исполнительной власти, находящимся в прямом подчинении Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в 2018 году утвердило Положение о Министерстве науки и высшего образования, Министерстве просвещения и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки [3]. Каждый из указанных федеральных органов наделен определенной компетенцией в сфере обеспечения прав на образование.
Стоит отметить, что подавляющая часть своих полномочий Министерством просвещения осуществляется через органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В то же время, Министерство науки и высшего образование ведет работу с подведомственными организациями непосредственно.
Реализация деятельности в области обеспечения права на образования на федеральном уровне обеспечивается органами как общей, так и специальной компетенции. К примеру, Президент Российской Федерации призван реализовывать определенные полномочия в сфере образования, к примеру:
— назначать референдум по вопросам образовательной деятельности и образования;
— относительно аналогичных вопросов вносить законопроекты в Государственную Думу;
— подписывать федеральные законы, касающиеся сферы образования.
Не меньшую роль в обеспечении прав на образование играет Федеральное Собрание Российской Федерации, доминирующим направлением деятельности которого, является разработка и принятие федеральных конституционных и федеральных законов, в том числе в сфере регулирования образования и образовательной деятельности.
Реализации единой государственной политики в сфере образования способствует такой орган как Правительство Российской Федерации. Государственная политика в данной области базируется на Федеральной целевой программе развития образования, которая утверждённая постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 [4].
В ст. 6Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» раскрываются основные полномочия публичных органов власти в обеспечении прав на образование.
Главным полномочием, которое присуще всем органам публичной власти в сфере обеспечения прав на образование, выступает организация предоставления образования на различных уровнях. В силу того, что правоотношения в сфере образования являются предметом совместного ведения, то главным условием реализации данного полномочия выступает разграничение компетенции между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами. В связи с чем к юрисдикции федеральных органов власти отнесено высшее и дополнительное профессиональное образование, тогда как другие виды образования входят в юрисдикцию органов субъектов Российской Федерации. Отдельные виды образования входят в компетенцию органов местного самоуправления.
Следующим полномочием публичных органов власти в сфере обеспечения прав на образование, является обеспечение процесса образования кадровым составом, которому присущ профессиональной уровень навыков и знаний. Для реализации данного полномочия соответствующие органы разрабатывают прогнозирование кадровой потребности, на основе выявления потребностей и тенденций.
В пределах данного полномочия Министерство образования и науки Российской Федерации составляет прогнозы с сопутствующими требованиями, обязательными к соблюдению. Обеспечение данных требований проводится при помощи проведения конференций по актуальным вопросам, повышений квалификации кадров и т. д.
На региональном уровне систему данных органов составляют министерства, департаменты, комитеты образования и науки, которые призваны обеспечивать права на образование на уровне субъектов Российской Федерации. При этом каждый субъект автономно учреждает данный орган, а также регулирует предмет его компетенции. Так, в Саратовской области учреждено Министерство образования, в Сахалинской области создано Министерство образования и науки, в Томской области создан и осуществляет свою деятельность — Департамент общего образования Томской области.
Все региональные органы находятся в тесном взаимодействии с Министерством просвещения Российской Федерации.
Статья 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения прав на образование.
На уровне местном уровне, в рамках муниципальных образований могут организовываться специфические структурные подразделения с целью реализации полномочий в области обеспечения права на образование, к примеру, комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» [5], управление образования Администрации Балашовского муниципального района и т. д.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования регламентированы в ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 15.10.2025) «Об образовании в Российской Федерации».
Резюмируя сказанное выше, следует отметить, что перечень полномочий публичных органов власти в сфере обеспечения прав на образование носит открытый характер, следовательно, по мере развития может быть дополнен иными полномочиями в сфере реализации образовательных услуг. Деятельность каждого органа публичной власти в сфере обеспечения права на образование определяется предметом его компетенции, которая строго регламентирована действующим законодательством. Все органы публичной власти в рамках реализации своих полномочий в сфере обеспечения права на образования образуют единую систему управления образованием.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г.
- Указ Президента РФ от 11.05.2024 № 326 (ред. от 17.06.2024) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2024. № 20, ст. 2590.
- Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 № 682 (ред. от 04.09.2025) «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018. № 26, ст. 3851.
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 24.07.2025) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // СЗ РФ. 2018. № 1 (ч. II), ст. 375.
- Комитет по образованию Администрации муниципального образования «Город Саратов» [Электронный ресурс]: http://sarkomobr.ru/news (дата обращения: 16.11.2025).

