Для реализации конституционных прав граждан в сфере образования, а также государственного регулирования образования как функции государства осуществляется управление системой образования. Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.
Ключевые слова: образование, наука, управление.
In order to realize the constitutional rights of citizens in the field of education, as well as state regulation of education as a function of the state, the education system is managed. The education system in Russia is managed at three levels: federal, regional, and municipal.
Keywords: education, science, management.
Федеральный уровень управления образованием (федеральные органы государственной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования).
Данный уровень представлен Министерством науки и высшего образования России и Министерством просвещения, которые являются одновременно центральными органами управления образованием в Российской Федерации (в соответствующих сферах управления) и органами управления подведомственных им организаций системы образования, а также Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
Когда речь заходит о системе органов науки и образования в качестве элементов исполнительной власти, необходимо понимать их важность в формировании и развитии общества. Эти органы играют ключевую роль в организации и регулировании процессов, связанных с образованием, наукой, и интеллектуальным развитием граждан.
Органы науки и образования в составе исполнительной власти представляют собой институты, учреждения и организации, ответственные за реализацию государственной политики в области образования и науки. Они выполняют функции, направленные на создание условий для эффективного обучения, развития научных исследований, повышения уровня образования и поддержки инновационных проектов. [4]
Принципы деятельности таких органов включают в себя несколько ключевых аспектов. Один из них — это доступность и равенство возможностей образования для всех слоев общества. Это означает создание условий, которые позволят каждому гражданину получить качественное образование и иметь равные шансы на развитие своих способностей независимо от социального статуса или материального благосостояния.
Другой принцип — это качество образования и научных исследований. Органы исполнительной власти в области науки и образования должны стремиться к постоянному улучшению уровня образования, предоставляя студентам доступ к актуальным знаниям, инновационным методам обучения и современным технологиям.
Также важным аспектом является поддержка научных исследований и инноваций. Органы науки и образования должны способствовать развитию научных открытий, инноваций и технологическому прогрессу через выделение финансовых ресурсов, создание научно-исследовательских центров и поддержку научной деятельности.
Кроме того, важно обеспечить прозрачность и открытость в работе органов науки и образования. Это включает в себя доступность информации о деятельности этих органов, их решениях и направлениях развития. Такая открытость способствует доверию общества к системе образования и науки.
В целом, органы науки и образования в качестве элементов исполнительной власти играют важную роль в формировании знаний, интеллектуальном развитии общества и подготовке кадров для различных отраслей экономики. Их деятельность должна быть направлена на обеспечение доступности, качества, инноваций и открытости в образовании и научных исследованиях, чтобы обеспечить устойчивое и процветающее будущее для всех членов общества. [2]
Ведущая роль в руководстве управлением сферой образования принадлежит Министерству науки и высшего образования РФ и Министерству просвещения РФ, осуществляющим координацию деятельности в сфере высшего, среднего и профессионального образования.
На законодательном уровне определена и государственная регламентация образовательной деятельности, что предполагает выработку единых требований к осуществлению образовательной деятельности. Она содержит в себе требование к лицензированию, а также к государственной аккредитации образовательной деятельности, к государственному контролю (надзору) в сфере образования.
Критическая роль, которую играют органы науки и образования в структуре исполнительной власти, также включает в себя необходимость постоянного развития и адаптации к изменяющимся общественным и технологическим требованиям. Эти органы должны быть способны эффективно реагировать на вызовы современности, включая изменения в экономике, технологические инновации и социокультурные тенденции.
Одним из ключевых аспектов, требующих постоянного внимания, является развитие учебных программ и методик обучения, которые соответствуют современным требованиям рынка труда и общественным потребностям. Гибкие и инновационные образовательные программы, адаптированные под разные потребности и стили обучения, являются основой успешной системы образования. [1]
Важно также уделять внимание поддержке научных исследований, особенно в областях, которые имеют стратегическое значение для развития общества. Инвестиции в фундаментальные и прикладные научные исследования способствуют инновациям, созданию новых технологий и улучшению жизни людей.
Помимо этого, сотрудничество между органами науки и образования и другими секторами общества, такими как промышленность, государственные учреждения и международные организации, играет важную роль в обеспечении перспективного развития. Такие партнерства способствуют обмену знаниями, опытом и ресурсами, что является ключевым для инноваций и развития. [3]
Необходимость развития критического мышления, творческого подхода к решению проблем и умения адаптироваться к постоянно меняющемуся миру являются еще одними из основных принципов деятельности органов науки и образования в рамках исполнительной власти. Эти навыки являются неотъемлемой частью формирования гражданского общества и создания условий для успешной интеграции в современный мир.
В современном мире система образования и научных исследований играет определяющую роль в формировании будущего общества. Поэтому эффективная и ответственная работа органов науки и образования как составных частей исполнительной власти является ключевым фактором для обеспечения устойчивого развития общества и процветания его членов. В соответствии с законодательством в области образования и в интересах государственного управления системой образования в Российской Федерации принята и реализуется государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее — государственная программа) [1].
Программа стала инструментом достижения указанных целевых показателей. В рамках программы могут быть реализованы комплексные проекты, которые включают в себя разработку моделей для решения задач федеральной образовательной политики на уровне образовательных организаций, муниципалитетов, регионов, апробацию этих моделей и их распространение на все образовательные организации, муниципалитеты и регионы.
Решение указанных задач одновременно позволит в полном объеме реализовать основные направления федеральной государственной политики в сфере образования в 2018–2025 гг., определенные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Концепции долгосрочного социально-экономического развития.
Таким образом, правовое регулирование отношений в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования, региональными правовыми актами.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 27.02.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // СПС Консультант Плюс
- Барабанова С. В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е. Н., Баранов И. В., Воронцов А. Л., Менкенов А. В., Ротко С. В., Селезнева А. Х., Чернусь Н. Ю., Беляев М. А., Зенков М. Ю., Елаев А. А., Котухов С. А., Тимошенко Д. А. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. 2023.
- Бланков А. С., Топоркова М. К. О некоторых проблемах нормативно-правового регулирования организации и функционирования сферы высшего образования // Административное право и процесс. 2020. N 2. С. 68–71.
- Касаткина Е. М. Правовые основы государственного управления в сфере образования в Российской Федерации // Журнал юридических исследований. 2021. Т. 6. № 1. С. 70.
- https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-osnova-gosudarstvennogo-upravleniya-v-sfere-obrazovaniya-rossiyskoy-federatsii/viewer