Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (74) сентябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 08.09.2014

Статья просмотрена: 828 раз

Библиографическое описание:

Широбокова, Н. С. Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска) / Н. С. Широбокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15 (74). — С. 311-314. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12532/ (дата обращения: 16.12.2024).

ФГОС основного общего образования, утвержденный 17 декабря 2010 года, ориентирован на то, чтобы школа смогла воспитать «выпускника основной школы», ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека. Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Поэтому работа образовательного учреждения должна быть направлена на то, чтобы обучающиеся освоили социальный опыт, основные социальные роли, нормы и правила общественного поведения. Она должно помочь обучающимся сформировать готовность к выбору своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами и индивидуальными способностями. И, конечно, сформировать мотивацию к труду и потребность к приобретению определенной профессии. А это предполагает владение будущим выпускником информацией и знаниями, а также умение использовать эти знания на практике.

Помощь в профессиональном самоопределении учащихся — одна из основных задач Управления образования г.Ижевска. Ежегодно администрация включает комплекс мероприятий по профессиональной ориентации в свои планы деятельности. В городе существует многолетний опыт по обеспечению обучающихся всей необходимой информацией, необходимыми практикумами, профессиональными пробами и т.д.

Образовательные учреждения г.Ижевска составляют годовые планы по профориентационной работе на основе плана Управления образования г.Ижевска. Основную работу в данном направлении осуществляют педагоги-психологи и классные руководители 9–11 классов. Педагоги-психологи ежегодно проводят элективные курсы по профориентации для старшеклассников, на которых ученики проходят различные тренинги и ролевые игры, также психологи проводят диагностику и дают актуальную информацию о мире профессий и о рынке труда г.Ижевска.

Управление образования г.Ижевска организует городские мероприятия совместно с профессиональными учебными заведениями, учреждениями дополнительного образования, организациями и предприятиями города и государственным центром занятости населения.

В последние годы активизировалась совместная деятельность средней и высшей школы по профориентации школьников (сотрудничество с ведущими высшими учебными заведениями города). При этом используются традиционные формы организации профориентационной работы с абитуриентами — ярмарки учебных мест, Дни открытых дверей, встречи с преподавателями и студентами вузов в школах города, посещение кафедр институтов, выступления представителей высших учебных заведений на родительских собраниях. Любой ижевский школьник может попробовать свои силы в олимпиадах и конкурсах различных высших учебных заведений России, информацию о которых в каждую школу предоставляет Управление образования.

Управлением образования совместно со Следственным Управлением Следственного комитета Российской Федерации по Удмуртской Республике проведено 5 профориентационных встреч старшеклассников со следователями. Во встречах приняло участие около 500 учащихся 10–11 классов школ города Ижевска, ориентированных на юридические специальности.

Ежегодно для обучающихся Управлением образования совместно с городским центром занятости населения проводятся профориентационные мастерские «Шаг к успешной карьере». Темы мастерских меняются в зависимости от актуальности и необходимости школьникам. Так, например, в 2012–2013 гг. это были «Определи свои профессиональные интересы»; «Определи свои умственные способности»; «Профиль мышления»; Профориентационная игра «Быть ли мне быть предпринимателем»; «Определи свои творческие интересы». Всего приняли участие в мастерских свыше 1500 школьников. В 2013–2014 гг. специалисты ГК УР «Центр занятости населения города Ижевска» провели следующие мастерские: рынок труда и новые профессии; профили класса; профессиональный интерес; особенности мышления и выбор профессии; темперамент и профессии; оцени свои технические способности; оцени свои математические способности; творческие способности; твоя профессиональная карьера, быть ли мне предпринимателем (игра «Бизнес-риск-мен» или «Рынок»), здоровье и выбор профессии, игра «Кто ты по профессии?».

В Ярмарках вакансий и учебных рабочих мест для молодежи, организуемых Городским центром занятости населения два раза в год, принимает участие около 4 тысяч старшеклассников.

Ежегодно в некоторых СУЗах города проходят фестивали профессий: профессиональные пробы. В этом году учащиеся посещали такие техникумы, как Ижевский техникум индустрии питания, Ижевский монтажный техникум, Ижевский машиностроительный техникум, Ижевский торгово-экономический техникум. В них они они проходили профессиональные пробы по таким специальностям, как «техническая эксплуатация грузоподъемных, дорожных и строительных механизмов», «монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», специальности радиоэлектроники, информационных технологий др. Здесь они реально оценивают рабочую обстановку, весь технический процесс и многое другое.

Управление образования активно сотрудничает с Ижевским торгово-экономическим техникумом. 23 января 2014г. на базе Ижевского торгово-экономического техникума состоялся семинар «Профессиональные намерения и предпочтения учащихся 11-х классов общеобразовательных организаций г. Ижевска».Всеминаре приняли участие ответственные по профориентации учащихся школ г. Ижевска и специалисты Ижевского торгово-экономического техникума. Участники семинара рассмотрели вопросы профессионального самоопределения старшеклассников, был освещён 35-летний опыт техникума по подготовке востребованных специалистов для торговли, общественного питания, пищевой промышленности и сферы гостеприимства. Доведены результаты социологического исследования профессиональных намерений и предпочтений учащихся 11-х классов общеобразовательных учреждений г. Ижевска. Предложены пути решения проблемы профориентации молодежи (из опыта работы Ижевского торгово-экономического техникума).

Кроме того, ежегодно ИТЭТ предлагает профессиональные мастерские, деловые игры и мастер-классы, которые раскрывают специальности, которым они обучают (мастер-класс по оформлению кондитерских изделий с использованием современных технологий, школа юного бизнесмена «9 шагов в реальный бизнес», уроки-практикумы «Управление личными финансами», «Азбука потребителя», «Деловые игры Успешного предпринимателя», Деловые игры «знатоки закона «О защите прав потребителе»). Данные мероприятия проводятся по заявкам школ.

Очень тесно проходит работа управления образования и АОУ СПО «Техникум радиоэлектроники и информационных технологий» г.Ижевска. На базе техникума несколько лет успешно работает «Центр профориентации и подготовки трудовых ресурсов», открытый в 2008 году по распоряжению Правительства УР.

Управлением образования согласно плана в течение года на техникума были организованы и проведены компьютерное тестирование и профессиональные пробы с учащимися из  школ г. Ижевска по специальностям: монтажник РЭА и П, токарь, регулировщик, секретарь, оператор ПК, радиомеханик и др. Результаты компьютерного тестирования были переданы каждому прошедшему тестирование.

Особо можно отметить, что четвертый год подряд Управлением образования совместно с Центром и пятью промышленными предприятиями Ижевска: ОАО «ИЭМЗ «Купол», ОАО «Ижевский радиозавод», ОАО «Ижнефтемаш», ОАО «ТГК-5», ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг» на базе техникума организуется и проводится Городской конкурс «Мой профессиональный выбор» [Приложение 1]. Целью данного конкурса является популяризация рабочих профессий среди учащихся школ и их родителей, что формирует у школьников положительное отношение к рабочим профессиям и дает возможность им ознакомиться с историей, традициями, продукцией, выпускаемой предприятиями нашего города.

Конкурс проходит в три этапа. На первом этапе учащиеся школ участвуют в очном туре. Отборочный тур включает 5 заданий (ребусы, анаграммы, кроссворды, головоломки, викторины, загадки, связанные с рабочими профессиями, специальностями…). Сам конкурс проходит очень динамично, результаты проверяются тут же. При этом достаточно простые задания вызывают сложности у восьмиклассников. Например, им очень сложно найти разницу в понятиях: «профессия», «специальность», «должность». Поэтому задания вызывают трудности. С другой стороны нет сильной мотивации со стороны педагога, что тоже не очень хорошо влияет на результативность самой команды, где педагог не заинтересован в победе. Причина незаинтересованности: II и III тур достаточно сложные для подготовки и необходимо участие педагога, тогда как на первый тур домашняя подготовка практически не требуется. По результатам I тура от каждого района г.Ижевска отбирается две команды, которые переходят в следующий II тур. За каждой командой закрепляется одно из промышленных предприятий г. Ижевска для выполнения заданий II и III туров. В 2013–2014 учебном году в первом туре приняло участие 72 команды из разных районов города. 18 ноября первый тур проводился для школ Первомайского района. Из 15 команд в полуфинал вышли команды школ № 59 и № 90. 19 ноября участвовали школы Ленинского района. Из 15 команд в полуфинал вышли команды школ № 12 и № 17. 20 ноября участвовали школы Индустриального района. Из 11 команд в полуфинал вышли команды школ № 69 и № 19. 21 ноября участвовали школы Устиновского района. Из 14 команд в полуфинал вышли команды школ № 41 и № 54. 22 ноября участвовали школы Октябрьского района. Из 17 команд в полуфинал вышли команды школ № 83 и № 86

Второй тур — заочный тур включает в себя следующее задание: разработка рекламного видеоролика и слогана об одном из промышленных предприятий г.Ижевска. Видеоролик может содержать информацию по одному или нескольким ниже перечисленным направлениям: описание направлений деятельности предприятия; перечень выпускаемой продукции; информацию о династиях предприятия; молодежные проекты (программы), внедряемые на предприятии; новости предприятия и т. д. Видеоролик должен привлечь внимание подростков. Наличие слогана, его актуальность, место в концепции видеоролика оценивается дополнительно. Разработанные командой видеоролики размещаются на сайте ТРИТ для заочного голосования. Количество голосов, отданных за каждый видеоролик, и результаты обсуждения подсчитываются автоматически и учитываются жюри при подведении итогов II тура. Данный этап достаточно сложен и требует больших усилий, как от учащихся, так и от педагога в его подготовке. Большое значение приобретает заинтересованность в победе и помощь администрации, педагогического коллектива и учащихся школы. Именно поэтому между первым и вторым этапом проходит полтора месяца. Учащимся необходимо посетить предприятие, сделать необходимые фото и видеоматериалы, найти необходимую информацию, придумать сценарий, разработать дизайн слогана, смонтировать видеоролик, возможно, озвучить его дополнительно. При этом для ребят сам процесс вызывает наибольший интерес. Ведь в данном случае они могут примерить на себя профессии сценариста, журналиста, оператора, режиссера, фотографа, дизайнера и др. Хотя данный конкурс не ставит это главной целью, но это тоже можно отметить как дополнительный плюс. Учащиеся сами распределяют роли и берут на себя ответственность, но все это возможно только под чутким руководством педагога, так как учащиеся 8 класса все-таки еще не осознают до конца возложенную на них ответственность и не могут определить результаты своей безответственности. Данный конкурс как раз помогает им понять основы профессиональной деятельности с внутренней стороны. По результатам II тура отбирается 5 команд (по 1 от каждого района г. Ижевска), которые переходят в следующий III тур. 10 февраля 2014г. члены жюри оценили видеоролики о промышленных предприятиях Ижевска и подвели итоги 2 тура. В финал конкурса вышли команды школ: № 83 (Октябрьский район) — ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг»; № 12 (Ленинский район) — ОАО «ИЭМЗ «Купол»; № 59 (Первомайский район) — ОАО «Ижнефтемаш»; № 41 (Устиновский район) —ОАО «ТГК-5 Удмуртский филиал» (Ижевская ТЭЦ-2); № 69 (Индустриальный район) — «Ижевский радиозавод».

III тур — очный — включает в себя 2 задания: 1) визитная карточка команды (название команды, девиз, эмблема); 2) творческая работа, в произвольной форме, которая сопровождается компьютерной презентацией и включает в себя защиту профессии, предложенной промышленным предприятием. Задача команды раскрыть важность профессии, показать свое представление о возможностях построения профессионального пути, о личных качествах, которые необходимо воспитывать, чтобы достичь успеха в жизни. Творческая работа может представлять собой многожанровое действие, объединенное оригинальным сценарием и единым режиссерским решением. Данное задание тоже достаточно сложное и учащимся также было необходимо большое количество времени, чтобы представить достаточно серьезную работу. Учащиеся проводят большую подготовительную работу: они посещают экспоцентры предприятий, изучают трудовые династии заводов, историческое прошлое, технологические процессы, выявляют наиболее популярные и востребованные рабочие профессии. На основе подготовленного материала они создают свой творческий отчет о проделанной за два месяца работе, также пробуя себя в различных профессиях. Совместная работа учащихся и предприятий представляется в виде творческого отчета на заключительном этапе конкурса. Школьники окунаются достаточно серьезно в мир рабочих профессий.

17 апреля 2014г. состоялся финал данного конкурса, в котором приняли участие 6 команд, представивших самые востребованные рабочие профессии на рынке труда Удмуртской республики: команда «Новое поколение» МБОУ «СОШ № 12» представила профессию «Оператор станков с программным управлением» ОАО ИЭМЗ «Купол»; команда «Профи-41» МБОУ «Лицей № 41» представила профессию «Машинист центрального пульта управления котлами» Ижевской ТЭЦ-2 филиала ОАО «ТГК-5» Удмуртский филиал; команда «Электро-стоп» МБОУ «СОШ № 54» представила профессию «Электромонтер» Ижевской ТЭЦ-2 филиала ОАО «ТГК-5» Удмуртский филиал; команда «Гайки» МБОУ «СОШ № 59» представила профессию «Сверловщик» ОАО «Ижнефтемаш»; команда «Важный элемент» МБОУ «СОШ № 69 представила профессию «Регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов» ОАО «Ижевский радиозавод»; команда «Аксионисты» МБОУ «Гимназия № 83» представила профессию «Оператор микросварки» ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг».

Жюри распределило номинации следующим образом:

-        «Успешное партнерство предприятия и школы» — команде «Гайки»

-        «Творческий подход к презентации профессии» — команде «Новое поколение»

-        «Профессиональное открытие» — команде «Аксионисты»

-        «Современный взгляд на профессию» — команде «Важный элемент»

-        «Вектор успешности» — команде «Электро-стоп»

Кубок «Победитель городского конкурса «Мой профессиональный выбор» и номинацию «Профессиональный потенциал Удмуртии» завоевала команда «Профи-41».

За 4 года конкурса в конкурсе «Мой профессиональный выбор» успело поучаствовать около 2000 восьмиклассников, в 2013 году в первом туре участвовало 72 команды (школы), в 2012 году — около 600 восьмиклассников из 71 школы, 2011 — более 500 восьмиклассников из 61 школы, в 2010 году в первом туре участвовало 49 команд (школ) из разных районов г.Ижевска.

Следует отметить, что задания конкурса ежегодно меняются, обновляются и усложняются. Если в первый год конкурса (2010–2011 уч.год) перед участниками второго тура была поставлена задача — разработать визитную карточку команды (название команды, девиз, эмблема) и представить творческую работу, выполненная в виде компьютерной презентации, где команды могли отразить особенности профессий и специальностей предложенной профессиональной направленности, то в 2011–2012 году перед участниками второго тура стояла задача — разработать и оформить рекламное средство в виде буклета об одном из промышленных предприятий г. Ижевска, с целью формирования положительного имиджа промышленных предприятий в молодежной среде и популяризация рабочих профессий. А уже участникам третьего тура было предложено представить одну из самых востребованных рабочих профессий ведущих предприятий города: ОАО ИЭМЗ «Купол», ОАО «Аксион-холдинг», ОАО ИРЗ, ООО «Объединенная автомобильная группа», ОАО «Ижсталь». В следующем году (2012–2013 уч.гг) перед участниками была поставлена задача — разработать и оформить рекламное средство в виде макета баннера об одном из промышленных предприятий г. Ижевска. В 2013–2014 уч.году задания второго тура были вновь усовершенствованы, и учащимся было предложено сделать видеоролик.

Таким образом, система профориентационной работы с учащимися в городе Ижевске складывается на основе не только традиционных подходов, но и инновационных форм. Уникальность этих форм работы заключается в визуализации материально-технических и кадровых условий при непосредственном контакте учащегося с профессиональным образовательным учреждением или конкретным производством или специалистом своего дела, что невозможно заменить никакими другими информационными источниками. Динамика развития деятельности в этой сфере показывает, что органы образования пытаются строить свою деятельность не только на основе новых законов, но и в соответствии с реальными запросами учащихся и их родителей.

Управление образования г.Ижевска в данном случае выступает в качестве единого центра, который обеспечивает эффективное взаимодействие различных структур систем образования, труда, молодежной политики, занятости населения, работодателей. Несмотря на положительную динамику организации профориентационной работы Управления образования г.Ижевск, существует ряд проблем:

-          в большинстве школ отсутствуют целевые профориентационные программы, в планово-отчетной документации не всегда отражаются направления и задачи профессиональной ориентации школьников, как следствие, вся профориентационная работа сводится только к посещению городских мероприятий.

-          среди направлений учебно-воспитательной работы большинства муниципальных образовательных учреждений, профориентационная работа ставится на последнее место или вообще отсутствует.

-          не прослеживается система профориентационной работы с обучающимися 1–7 классов, что в аспекте последних социокультурных реалий становится достаточно актуальным.

-          в старших классах все чаще профессиональная ориентация (ориентация на выбор профессий и специальностей) подменяется на профильную, что ограничивает обучающихся рамками учебных предметов и сужает возможности его выбора до предметной направленности деятельности.

-          большинство мероприятий, проводимых Управлением образования, учащиеся посещают неохотно из-за их незаинтересованности в предложенных профессиях и профессиональных пробах. Отсутствует мотивация учащихся.

-          профессиональные пробы проводятся только в рамках рабочих профессий в средних профессиональных учреждениях, отсутствует практика организации профессиональных проб по профессиям высшего профессионального образования.

В связи с этим, для улучшения профорентационной работы с учащимися и помощи им в профессиональном самоопределении общеобразовательным учреждениям рекомендуется разработать профориентационные планы, программы, которые бы включали не только участие в городских мероприятиях, но и проводимые педагогом-психологом или классным руководителем уроки, классные часы, тренинги и др. Необходимо строить учебно-воспитательную работу, опираясь на необходимость формирования профессионального мировоззрения учащегося и на его готовность к выбору своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами и индивидуальными способностями и особенностями.

Основные термины (генерируются автоматически): Ижевск, Управление образования, III, команда, команда школ, профориентационная работа, школа, Ижевский торгово-экономический техникум, тур, учащийся.


Похожие статьи

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Анализ современного состояния и тенденции развития финансового контроля (на примере Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район)

Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у учащейся молодежи на примере Центра здоровой молодежи (г. Воронеж)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Роль рекламы в формировании имиджа компании на примере ООО ЧОО «Периметр» г. Нижневартовска

Актуальность и проблематика систем городского управления (на примере деятельности административно-территориального управления Фрунзенского района г. Владивостока)

Модель организации профессиональной ориентации учащихся с разными возможностями, способствующая развитию социально-педагогического партнерства МОУ ООШ № 5 г. Качканар

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста на примере средней группы МАДОУ № 20

Формирование моделей поведения современной молодежи госучреждением (на примере деятельности ГУК КК «Молодежный центр развития личности»)

Похожие статьи

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Анализ современного состояния и тенденции развития финансового контроля (на примере Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район)

Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у учащейся молодежи на примере Центра здоровой молодежи (г. Воронеж)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Роль рекламы в формировании имиджа компании на примере ООО ЧОО «Периметр» г. Нижневартовска

Актуальность и проблематика систем городского управления (на примере деятельности административно-территориального управления Фрунзенского района г. Владивостока)

Модель организации профессиональной ориентации учащихся с разными возможностями, способствующая развитию социально-педагогического партнерства МОУ ООШ № 5 г. Качканар

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста на примере средней группы МАДОУ № 20

Формирование моделей поведения современной молодежи госучреждением (на примере деятельности ГУК КК «Молодежный центр развития личности»)

Задать вопрос