Организация профессиональной ориентации учащихся в сельской и городской школе в современных условиях
Автор: Широбокова Наталья Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 08.09.2014
Статья просмотрена: 5214 раз
Библиографическое описание:
Широбокова, Н. С. Организация профессиональной ориентации учащихся в сельской и городской школе в современных условиях / Н. С. Широбокова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 218-221. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6120/ (дата обращения: 16.12.2024).
Профориентационная работа в школе — это комплекс мероприятий, направленный на формирование осознанного выбора учащимися будущей профессии, который осуществляется администрацией школы, классными руководителями, родителями учащихся и психологической службой учреждения (если она есть). Сегодняшние реалии требуют от школы создание системы условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности в осознанном выборе направления продолжения образования, готовности к последующей самореализации в избранном образовательном профиле, а также дальнейшей профессиональной самоактуализации в новых экономических и социокультурных условиях. Каждая школа строит свою систему профориентационной работы согласно общей образовательной программе школы, ее целям и задачам, при этом учитывая все новые возникающие запросы общества. Соответственно, каждая школа строит удобную для себя и работающую систему. Возникает необходимость рассмотреть опыт профориентационной работы в сельской и городской школе: определить различия и сходства, преимущества и недостатки.
Профессиональная ориентация в МБОУ СОШ№ 90 г.Ижевска осуществляется педагогом-психологом в рамках программы «Психолого-педагогическая система предпрофильного и профильного обучения». Целью программы является создание психолого-педагогической системы предпрофильного и профильного обучения.
Неотъемлемым компонентом допрофильной подготовки является профориентационная работа. Психолог отмечает, что учащиеся и их родители должны владеть полной информацией о перспективных потребностях рынка труда, системе профессионального образования в районе и городе и возможностях допрофильной подготовки в школе. Опыт профориентационной работы в данной школе достаточно богат и разнообразен. Учащиеся школы сопровождаются в течение всего периода обучения в школе, начиная с начальных классов. Программа строится на взаимодействии администрации школы № 90, классных руководителей, родителей, преподавателей элективных курсов, специалистов центров занятости, а также выпускников школы№ 90 разных лет.
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). С этой целью ежегодно составляются планы работы по профориентации, которые учитывают мероприятия городского плана по профориентации.
Основные направления работы по профориентации в школе:
- профориентационная диагностика (изучение способностей, склонностей, интересов учащихся);
- профориентационное консультирование учащихся, родителей и классных руководителей по вопросам выбора профессии;
- развивающие занятия по профессиональной ориентации;
- профориентационное просвещение — предоставление информации по проблеме выбора профессии (стенд), участие в городских и общешкольных профориентационных мероприятиях.
В начальной школе (1–4 классы) классные руководители при поддержке педагога-психолога, формируют представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии. На данном этапе у учащихся происходит осознание того, что такое профессия и зачем она нужна. Основными мероприятиями являются — классные часы, встречи с родителями разных профессий, сочинения «Моя будущая профессия»
В основной школе (5–9 классы) формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Также формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. На этом этапе с учащимися проводится профориентационная диагностика (изучаются склонности, способности, интересы). Используются методики: ДДО Климова, тест Голланда, «Темперамент» Айзенка, Карта интересов. По результатам диагностики проводятся собеседования и психологические консультации, осуществляется первичный выбор профессии, проводятся ролевые и деловые игры. Мероприятия носят разовый характер, в основном в месячник по профориентации, который проходит в марте. Ежегодно учащиеся 8 классов с удовольствием участвуют в городском конкурсе «Мой профессиональный выбор», который направлен на стимулирование самостоятельности учащихся в профессиональном самоопределении. Основой деятельности в 9 классе выступает проведение элективных курсов, например, «Твой выбор», «Путь к успеху», «Основы общения» и т. д. Они направлены на получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесение в процессе созданных профессиональных ситуаций.
В старших классах (10–11классы) профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности (на основе диагностики в 8–9 классах). Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии. В системе профориентационной работы этот этап является самым ответственным. Именно поэтому в этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей. Используются различные формы работы с учащимися старшей ступени: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда.
Учащиеся 10–11 классов делают первые шаги в профессию через «Дни самоуправления», которые проводятся в школе. Выпускники на практике знакомятся с профессией учителя-предметника, педагога-психолога, социального педагога, лаборанта, педагога-организатора, делают первые шаги в управленческой деятельности.
Каждый год учащиеся 9–11 классов посещают дни открытых дверей учебных заведений г.Ижевска (как ВУЗов так и СУЗов), где встречаются с руководителями этих учебных заведений, а также интересующих их факультетов и направлений подготовки. Кроме того, учащиеся посещают ярмарки вакансий и ярмарки учебных заведений г.Ижевска, которые проводятся различными учреждениями и предприятиями г.Ижевска. Ежегодно педагог-психолог выступает перед родителями 11 класса по проблемам профориентационной работы в школе.
Таким образом, профессиональная ориентация учащихся в МБОУ СОШ № 90 осуществляется под руководством заместителя директора по научно-методической работе. Основную деятельность осуществляет педагог-психолог. Именно он помогает ученику сделать самостоятельный и осознанный выбор профессии с учетом его ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив. В его задачи также входит формирование у обучающихся способности к эффективному поведению в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Особенность профориентационной работы городской школы в том, что учащиеся активно участвуют в городских профориентационных мероприятиях.
Организация профессиональной ориентации в сельской школе также имеет свою специфику, которая обусловлена тем, что на процесс обучения и воспитания сельских школьников оказывают влияние объективные факторы (отсутствие профессиональных учебных заведений и промышленных предприятий на территории села; узкий спектр специалистов различных профессий, которыми владеют сельские жители; отсутствие центров занятости населения и специалистов-профориентологов, ограниченность информации, малое количество учащихся).
Анализ документов показал, что профориентационная работа в Поломской средней общеобразовательной школе № 2 координируется заместителем директора по воспитательной работе. Так как в школе отсутствует ставка психолога (низкая численность учащихся), основная работа по профессиональной ориентации ложится на классных руководителей и учителей технологии.
Основными направлениями профориентационной работе в Поломской средней школе являются:
- профессиональная информация.
- профессиональное воспитание.
- профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Необходимо побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование — изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций.
Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Существенная роль в осуществлении профориентационной работы с учащимися принадлежит и учителям трудового обучения (технологии). На данных уроках учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде.
Изучение опыта работы в данном направлении в Поломской средней школе № 2 Кезского района УР показало, что основными формами и методами профориентационной работы являются:
1. профориентационные уроки, где классный руководитель рассказывает о популярных на рынке труда профессиях, об учебных заведениях Удмуртской Республики и Пермского края;
2. классные часы, беседы на темы: “Что значит правильно выбрать профессию?”, “Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?”, “Здоровье и выбор профессии”, “Уровень образования и выбор профессии”, “Выбор профессии в условиях рынка”, “Как избежать безработицы” и др;
3. на уроках технологии также есть раздел, посвященный профориентации, где преподаватель проводит профориентационные тесты, методики на выявление способностей, склонностей и интересов. Также на уроках технологии учащиеся осваивают различные виды деятельности, которые в будущем могут помочь определиться с выбором профессии: кулинария, кройка и шитье, работа на станке и т. д.
4. ежегодные общешкольные родительские собрания по профориентационной тематике (“Что значит правильно выбрать профессию”, “Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии”). Раз в 2 года, обычно в месячник по профориентации (март-апрель) проводится профориентационная игра, организованная совместно с родителями. Она представляет собой бег по станциям, на каждой станции родитель-представитель профессии дает участникам соревнований задание, связанное со своей профессией.
5. ежегодно учащиеся школы ездят в районный центр занятости, где проходят различные тестирования, участвуют в профориентационных играх, организуемых районным отделом образования;
6. экскурсии на производство (например, «Кезский сырзавод»);
7. ежегодно учащиеся школы проходят летнюю трудовую практику, таким образом, они приобщаются к труду. Кроме того, ежегодно СПК ИМ.Кирова предлагает учащимся старших классов за определенную плату осеннюю трудовую практику по сбору картофеля. Чем больше и качественнее ученик работает, тем больше соответственно получает заработную плату. Так же трудовую весеннюю практику по посадке хвойных деревьев предлагает «Кезское лесное хозяйство». Данная практика позволяет учениками понять, что такое рабочий день, учит их распределять силы на весь день, дает возможность попробовать себя в различных профессиях.
8. ежегодно два раз в год в школе проходит день самоуправления, где ученики могут проявить себя в качестве учителей, библиотекаря, зам.директора, директора. Кроме того, летом организуется пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей, где учащиеся старших классов также могут попробовать себя в качестве вожатых.
По окончании школы, учащиеся мужского пола получают профессию «тракторист», которую получают в течение двух последних годов обучения.
Каждый год в школу приезжают представители Глазовского технического колледжа, Глазовского Государственного педагогического института со своими презентациями, по почте приходят буклеты различных учебных заведений УР.
Таким образом, профориентационная работа в Поломской средней школе № 2 имеет свою специфику. Следует отметить, что профессиональное самоопределение учащихся в данной школе — это приоритетная задача работы классного руководителя. Опираясь на проведенный анализ форм и способов организации профориентационной работы, можно сделать вывод, что именно классные руководители, которые отвечают за помощь учащимся в профессиональном самоопределении, пытаются предоставить учащимся всю возможную информацию, помочь им в выборе профессии. Используя при этом, как стандартные методы профориентации (классные часы, экскурсии), так и специфичные для сельской местности трудовые пробы. Поддержкавпрофессиональном самоопределении школьников включает комплекс мероприятий, осуществляемых в общеобразовательном учреждении, направленных на закрепление навыков самостоятельной, творческой и трудовой деятельности в предпочитаемой сфере, на формирование моральной, психологической готовности к труду, на профессиональную ориентацию.
Подводя итоги по вышеизложенному материалу, следует отметить то, что помощь в профессиональном самоопределении учащихся в городской и средней школе организуется по-разному. Городская школа имеет в своем распоряжении большую методическую базу, неограниченный доступ в Интернет, возможность посещать предприятия и организации города. В то же время, городская школа не имеет возможности предоставить в большом объеме реальные трудовые пробы для своих учащихся, если отсутствуют договора с предприятиями и организациями города (что очень трудно сделать). В школе № 90 такая практика отсутствует. Соответственно, учащиеся не могут в достаточной степени реально оценить свои способности и умения на практике. Сельская школа же, наоборот, предоставляет учащимся возможность получить реальные профессии, проверить свои знания, умения и навыки на практике. Но в сельской школе отсутствуют интернет-классы с постоянным доступом в Интернет, и как следствие, очень редко проводится качественная диагностика склонностей и способностей учеников; у учащихся сельской школы нет возможности посетить городские организации и предприятия, а если, и предлагается им это, то только за собственный счет (проезд до города и обратно). Зачастую, учащиеся сельской школы не имеют возможности выехать за пределы своего района. Кроме того, в сельской школе отсутствует четкий контроль за профориентационной деятельностью. С администрации не требуется ежегодная отчетность. В школьной документации отсутствует информация, которая бы регламентировала деятельность по профессиональной ориентации учащихся, соответственно вся деятельность является инициативой классных руководителей и родителей. Все основные мероприятия проходят на школьном уровне. В городской же школе вся деятельность по профориентации подвержена строгому контролю. От школы ежегодно требуют отчеты о проделанной деятельности. Кроме того, есть городской план по профориентационной деятельности, где учащиеся и их родители также принимают участие. Все основные мероприятия проходят на уровне города или района. Важным аспектом является то, что в сельской школе отсутствует ставка педагога-психолога. Учащиеся не могут получить качественную психологическую консультацию, пройти необходимую диагностику и тренинги.
Таким образом, профориентационная деятельность имеет свою специфику и в городской и в сельской школе. И в работе обеих школ есть свои преимущества и недостатки. При этом профориентационная помощь остается по-прежнему актуальной. Однако без серьезной научно обоснованной базы она может оказаться неэффективной и даже нанести вред. Проблема выбора перед человеком встает уже в школьном возрасте, и если подростков не научить принимать самостоятельные, взвешенные решения, основанные на самопонимании, в дальнейшем им будет сложнее справляться с жизненными трудностями, адаптироваться к профессиональной деятельности.
И городской и сельской школе необходима единая профориентационная система, разработанная на базе серьезного научно-методического комплекса, которая должна быть построена за счет имеющихся ресурсов, но при этом давать учащимся одинаковую профориентационную подготовку. Такая система должна сочетать в себе все основные подходы, — информационный, консультативно-диагностический, развивающий, активизирующий. Для ее разработки необходимо использовать эффективные отечественные разработки, учесть успешный опыт зарубежных коллег (американская психолого-педагогическая служба «Гайденс», японский метод «профессиональных проб» профессора Фукуямы и другие). В этом случае она будет способствовать тому, чтобы на каждом этапе учебной и профессиональной деятельности школьники могли совершать осознанный, объективный выбор, позволяющий максимально раскрыть свой потенциал в труде, осуществляя деятельность, имеющую для них смысл и востребованную в обществе.