Профессиональная ориентация школьников в условиях профессиональных проб | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 19.03.2015

Статья просмотрена: 805 раз

Библиографическое описание:

Живлюк, А. П. Профессиональная ориентация школьников в условиях профессиональных проб / А. П. Живлюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 599-601. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16278/ (дата обращения: 18.11.2024).

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь жизненный дальнейший путь человека. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Решить проблему профессионального выбора человека призвана профориентация.

Профессиональная ориентация — это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соответствует потребностям и возможностям человека и запросам рынка труда.

Отцом теории профориентации по праву считают Ф. Парсона. В 1909 году им были сформулированы следующие идеи:

-        каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;

-        профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств человека и требований профессии;

-        профессиональный выбор является сознательным и рациональным процессом, в котором или сам человек, или профконсультант определяют индивидуальные психологические качества и соотносят их с требованиями различных профессий.

Таким образом, в основе его теории лежат три фактора:

-        индивидуальные способности и особенности, возможности, умения, интересы человека;

-        особенности профессии, требования, которые она предъявляет к человеку;

-        правильное сочетание между собой 1-го и 2-го факторов. [1]

При проведении профориентационной работы очень важно учитывать возрастные особенности личности. Период выбора профессии и профессионального становления у человека приходится на возраст от 14 до 25 лет и характеризуется тем, что он пробует свои силы в разных сферах деятельности, при ориентации на свои профессиональные возможности.

Анализ реальных жизненных ситуаций показывает, что наиболее трудным для молодого человека является переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, который как раз и приходится на подростковый возраст — время, когда человек принимает принципиальное решение о выборе профессионального пути.

С. Н. Чистякова дает нам следующее определение профессиональной ориентации: «Профессиональная ориентация есть научно-практическая система подготовки учащихся к свободному и сознательному выбору профессии. Основным объектом этой системы является личность школьника, от младшего до старшего школьного возраста». [2]

Выбор профессии не может быть процессом стихийным, зависящим от случайных факторов. Он должен строится так, чтобы возможности выбирающего профессию соответствовали и соотносились с потребностями общества.

На современном этапе выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые отражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.

Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

Именно здесь и выступает на первый план профориентация, которая помогает разобраться в себе, дать правильный прогноз.

Центр внешкольной работы Центрального района начал эксперимент с 2013 года на тему «Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях формируемой учреждением дополнительного образования образовательной сети».

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся на базе Центра внешкольной работы на данный момент осуществлено на следующих ступенях:

1 ступень — психолого-педагогическое сопровождение самопознания и знакомство с миром профессиий;(2013–2014 у.г). Данный этап уже дал свои результаты, на основе которых мы смогли подготовиться к реализации основного этапа.

2 ступень — профессиональные пробы (приобретение практического опыта в некоторых сферах деятельности) Проводится в 2014–2015 уч.г. и уже сейчас мы можем говорить об эффективности данной практики.

Последняя, 3-я ступень профессиональная подготовка на основе выбора сферы профессиональной деятельности (в рамках профильного обучения) по согласованию со школой, родителями, планируется на 2015–2016 уч.г.

В связи с тем, что Центра внешкольной работы имеет широкий круг сетевого взаимодействия учреждений и предприятий, а также способен на консолидацию усилий учреждений общего и дополнительного образования, с целью оказания содействия старшеклассникам в выборе будущей профессиональной деятельности, то выбор формы реализации в виде формирования учреждением дополнительного образования образовательной сети, является более чем обоснованным.

Методы, которые используются в процессе работы:

эмпирические:

-        изучение и анализ информации по теме проекта, опыта работы других экспериментальных площадок,

-        социальные опросы, анкетирование, тестирование участников экспериментальной работы,

-        педагогическое наблюдение участников проекта во время занятий;

теоретические:

-        разработка необходимой нормативно-правовой и методической документации,

-        экспертная оценка проектной деятельности участников проекта, диагностических исследований,

-        сбор и анализ специальных данных по формированию банка социальных партнеров и других информационных систем.

Пакет диагностических методик, используемых в проекте включает три блока.

Блок I «Направленность личности»;

Блок II «Свойства личности»;

Блок III «Когнитивная сфера личности».

Одним из путей, повышающих эффективность профессионального самоопределения обучающихся, является создание общего поля возможностей для максимального удовлетворения потребностей обучающихся путем формирования образовательных сетей. Нами представлены результаты сетевого сотрудничества:

Социальные партнеры ЦВР Центрального района СПб

Направления совместной деятельности

Санкт-Петербургская детская художественная школа № 16 и т. д.

Сотрудничество обучающихся и педагогов в области декоративно-прикладного искусства, профориентация по профессиям данного профиля

Учреждения профобразования: Российский колледж традиционной культуры, РГПУ им. Герцена и др.

Оптимизация образовательных ресурсов в области изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, профориентация по профессиям данного профиля

Коммерческие предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Вдохновение» (ООО «Вдохновение») и др.

Реализация программы поддержка творчески одаренных детей и профессионального самоопределения обучающихся

Автономная некоммерческая организация фольклорно-этнографическая студия «Пан-Театр»

Приобщение к культурно-историческому наследию страны, пропаганда русского фольклора среди детей и подростков

Библиотеки: Городская детская библиотека им. А. С. Пушкина

Культурно-просветительская деятельность, содействие профессиональному самоопределению обучающихся, знакомство с профессиями данного профиля

«Межрайонная централизованная библиотечная система им. М. Ю. Лермонтова», библиотека ИПООВ РАО и др.

Культурно-просветительская деятельность, содействие профессиональному самоопределению обучающихся, содействие профессиональному самоопределению обучающихся через мероприятия-события

Учреждения доп. образования: ДД(Ю)Т Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской» и др.

Развитие творческого потенциала и профессионального самоопределения обучающихся, реализация совместных проектов

Воинская часть № 42676

Военно-патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с профессией и специальностями военного

Институт педагогического образования и образования взрослых РАО

Содействие профессиональному самоопределению обучающихся, научное руководство экспериментальной деятельностью, реализация совместных проектов.

 

Литература:

 

1.      Смирнова Е. Е. На пути к выбору профессии. — Санкт-Петербург, 2003

2.      Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников / Науч. ред. С. Н. Чистякова. — М.: АПКиПРО, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение обучающихся, выбор профессии, внешкольная работа, дополнительное образование, Профессиональная ориентация, профессия, III, декоративно-прикладное искусство, культурно-просветительская деятельность, образовательная сеть.


Похожие статьи

Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы

Учебное сотрудничество на уроках математики в условиях перехода на ФГОС

Психолого-педагогические условия ориентации старших школьников на профессию

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ССУЗов

Обучение школьников работе с информацией: этапы формирования компетенций

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников

Формирование основ финансовой грамотности в рамках исследовательской деятельности школьников

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

Приемы интерактивного обучения при формировании социокультурной компетенции обучающихся

Похожие статьи

Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы

Учебное сотрудничество на уроках математики в условиях перехода на ФГОС

Психолого-педагогические условия ориентации старших школьников на профессию

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ССУЗов

Обучение школьников работе с информацией: этапы формирования компетенций

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников

Формирование основ финансовой грамотности в рамках исследовательской деятельности школьников

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

Приемы интерактивного обучения при формировании социокультурной компетенции обучающихся

Задать вопрос