Некоторые аспекты профориентационной деятельности школы
Авторы: Галдаев Евгений Витальевич, Скнарина Татьяна Александровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.
Дата публикации: 26.05.2017
Статья просмотрена: 308 раз
Библиографическое описание:
Галдаев, Е. В. Некоторые аспекты профориентационной деятельности школы / Е. В. Галдаев, Т. А. Скнарина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3.1 (13.1). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2464/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье рассматриваются основные цели и задачи профориентационной работы в общеобразовательной организации, основные направления профориентационной деятельности школы; определены условия, способствующие оптимизации профориентационной деятельности образовательной организации.
Ключевые слова: профориентационная деятельность школы, профессиональное самоопределение, профессионально-ориентированное просвещение, профессионально-ориентированная диагностика, профессионально-ориентированная консультация.
Если есть в жизни человека что-то
судьбоносное, так это выбор профессии
Н. Чернышевский
Для успешной реализации личности важную роль играет профессия. Не каждому удаётся сразу определиться с ней. Для этого нужна правильно организованная профориентация. Известно, что существует противоречие между соотношением желаний, возможностей человека и потребностями общества. Зачастую человек не хочет делать то, что может и не может то, что хочет. По данным Росстата, 55 % опрошенных россиян работают не по специальности, при этом в неформальном секторе эта цифра достигает 73 %. Ещё тяжелее ситуация со средним образованием: полученная профессия не пригодилась 67 % россиян. Одновременно только четверть опрошенных удовлетворены своей зарплатой [7].
Именно поэтому работа по профориентации должна быть органичной частью учебно-воспитательной работы школы, подготавливающей своих выпускников к самостоятельной жизни в обществе.
Профессиональная ориентация для школы – это определенный комплекс взаимосвязанных психологических, педагогических, социальных и медицинских мероприятий, направленных на определение и формирование профессионального призвания, выявления особых интересов, способностей, пригодности и прочих факторов, влияющих на выбор рода деятельности или профессии.
В современных условиях профессиональное самоопределение характеризуется рядом особенностей, в их числе:
- расширение пространства выбора профессионального пути;
- негарантированный характер занятости;
- динамичность и неопределенность структурной занятости;
- социальное неравенство, касающееся шансов различных категорий молодёжи в выборе профессии и профессиональном образовании;
- повышение собственной ответственности за принятие индивидуального решения [4].
Для анализа деятельности школы на внутреннем уровне профориентационной деятельности, нами проведено мини-исследование на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 112», демонстрирующее уровень готовности школьников к профессиональному самоопределению.
Цель исследования — обозначить проблемы организации профориентационной деятельности школы, содержание и направления деятельности, способствующие профессиональному самоопределению молодежи.
Предмет изучения: содержание и формы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении.
Объект исследования — профориентационная деятельность школы.
Метод — анкетирование, опрос.
Выборочная совокупность составила 229 обучающихся 8–9 классов. Исследование показало, что еще не все школьники вовлечены в проблему выбора будущей профессии. Только для 41 % (94 человека) она является одной их первостепенных. Распределение ответов школьников на вопрос «Проводится ли в рамках школы работа по выявлению профессиональных интересов или предпочтений обучающихся?» показало, что лишь 5 % опрошенных школьников считают, что такая работа не проводится, но 10 % называют такую деятельность эпизодической. Отметим и тот факт, что школьникам необходима помощь в формировании профессионального самоопределения при выявлении личных профессиональных интересов, предпочтений, склонностей. 174 обучающихся (76 %) считают, что данную помощь может оказать школа.
Профориентация в МБОУ «Школа № 112» реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
— оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
— оказание информационной поддержки учащимся в процессе выбора будущей профессии с учётом состояния здоровья;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
— диагностика предпочтений, склонностей и возможностей школьников, ценностных ориентаций в выборе профессии, профессиональной предрасположенности и предоставление полученных данных самим обучающимся и их родителям;
— воспитание положительного отношения к труду;
— развитие познавательного интереса к трудовой деятельности;
— выработка гибкой системы сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— Профессионально ориентированное просвещение;
— Профессионально ориентированная диагностика;
— Профессионально ориентированная консультация и др.
Для диагностики классными руководителями применяется наиболее распространенная в России методика профориентации академика Е. А. Климова, в котоpой профессии дифференцированы по пяти областям человеческой деятельности (человек – окружающая среда, человек — художественный образ, человек – знаковая система, человек-машина, человек-человек). В зависимости от ответов на вопросы о том, чем бы будущим выпускникам хотелось заниматься, предлагается на выбор pяд профессий в конкретной области. Хотя количество профессий в каждой области велико, но это только расширяет возможность выбора.
Профессионально ориентированное просвещение- ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием и особенностями профессий, тенденциями их развития, потребностями в кадрах хозяйства страны и конкретного региона, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и последующего профессионального роста.
Целью профессионального просвещения является создание реальных представлений о мире профессий в целом, осознание содержания и качественных особенностей основных трудовых задач, функций, прогнозирования работы по конкретным профессиям [1, с. 254]. Данное направление реализуется через проведение классных часов, «круглых столов» с преподавателями и студентами различных учебных заведений, встреч со специалистами Центра занятости, представителями различных профессий.
Профессионально ориентированная консультация — действенная помощь в трудовом самоопределении учащихся, основанная на индивидуальном изучении личности.
В ходе профконсультации учащиеся получают информацию о производственных, материальных и социальных условиях в которых они будут находится в связи с выбором ими соответствующей профессии [1, с. 255].
Данное направление реализуется через встречи со специалистами Центра занятости и представителями различных профессий.
Основные мероприятия –– это классные часы, прохождение курсовой подготовки некоторыми старшеклассниками при учебных заведениях различного уровня (ВУЗы, колледжи), совместных «круглых столов» студентов и старшеклассников (например, «Моя профессия»), предметные недели, посещение Дней открытых дверей в различны учебных заведениях, сотрудничество с мобильным центром занятости.
Все перечисленные мероприятия проводятся в соответствии с планом профориентационной работы МБОУ «Школа № 112».
На учёте в государственных учреждениях службы занятости Ростовской области состоит 21 828 человек. Это только официальная статистика, но не все нетрудоустроенные обращаются в такие учреждения [5].
Таким образом, становится очевидным, что необходимо продолжать работу по профессиональной ориентации школьников для того, чтобы ими был сделан правильный выбор, и они были затребованы на рынке труда.
Профориентационная деятельность в старших классах должна быть системной, комплексной, целостной и непрерывной [1, с. 256]. Нужно активнее привлекать в школы представителей ВУЗов и колледжей для сотрудничества, разнообразить формы профориентационной работы. Однако взаимодействие со школьниками должно быть только на добровольной основе.
Литература:
- Астрицова Е. В., Махова А. В. Формирование профориентационных предпочтений старшеклассников: методологический аспект // Символ науки. 2015. № 6.
- http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-proforientatsionnyh-predpochteniy-starsheklassnikov-metodicheskiy-aspekt#ixzz4aXDZbRKO
- Сайт Федеральной службы государственной статистики. Статистический бюллетень 2011 г. Аналитический раздел «Тенденции на рынке труда». http://www.gks.ru/ bgd/regl/B11_04/IssWWW.exe/Stg/d03/2-rin-trud.htm.
- http://www.dagmintrud.ru/novosti-ucherezhdeniy/23419/
- Солдатенко О. А. Профориентация — основа профессионального самоопределения студентов: миф или реальность? // Современная педагогика. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/02/855
- http://rostov.gks.ru/
- Результаты обследования самочувствия россиян на рынке труда, проводившегося Росстатом в 2012 году, в интервью Российской газете замглавы Росстата Константина Лайкама. –URL: http://www.rg.ru/2012/08/13/laykam.html.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение, профориентационная деятельность школы, профессионально-ориентированное просвещение, профессионально-ориентированная диагностика, профессионально-ориентированная консультацияПохожие статьи
Основные проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации
В данной статье рассмотрено содержание профессиональной адаптации молодых специалистов, ее основные проблемы и необходимость создания эффективных программ адаптации в образовательной организации.
Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении
В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...
Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду
В данной статье рассматриваются проблемы психологизации дошкольного образования в контексте введения федеральных государственных стандартов первого уровня общего образования, раскрываются основные аспекты организации и проведения психологического кон...
Особенности профессиональной адаптации специалистов социальной сферы
Раскрываются вопросы сущности и характеристик профессиональной адаптации, особенностей данного процесса у молодых работников социальной сферы. Представлены результаты опроса выпускников факультета социального образования Челябинского государственного...
Система работы по профориентации в начальной школе как залог правильного выбора учащимися успешной профессиональной деятельности
Статья транслирует опыт организации профориентации в начальной школе как начало правильного выбора успешной профессиональной деятельности.
Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста
В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...
Особенности проблем управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования
В статье рассматриваются современное состояние, особенности и проблемы управления образовательным процессом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...
Особенности адаптации персонала в образовательных учреждениях
В статье рассматривается проблема адаптации персонала в учебных заведениях. Проанализированы объективные и субъективные факторы, которые влияют на успешную профессиональную адаптацию работников сферы образования. Рассматривается специфика работы в ра...
Похожие статьи
Основные проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации
В данной статье рассмотрено содержание профессиональной адаптации молодых специалистов, ее основные проблемы и необходимость создания эффективных программ адаптации в образовательной организации.
Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении
В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...
Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду
В данной статье рассматриваются проблемы психологизации дошкольного образования в контексте введения федеральных государственных стандартов первого уровня общего образования, раскрываются основные аспекты организации и проведения психологического кон...
Особенности профессиональной адаптации специалистов социальной сферы
Раскрываются вопросы сущности и характеристик профессиональной адаптации, особенностей данного процесса у молодых работников социальной сферы. Представлены результаты опроса выпускников факультета социального образования Челябинского государственного...
Система работы по профориентации в начальной школе как залог правильного выбора учащимися успешной профессиональной деятельности
Статья транслирует опыт организации профориентации в начальной школе как начало правильного выбора успешной профессиональной деятельности.
Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста
В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...
Особенности проблем управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования
В статье рассматриваются современное состояние, особенности и проблемы управления образовательным процессом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...
Особенности адаптации персонала в образовательных учреждениях
В статье рассматривается проблема адаптации персонала в учебных заведениях. Проанализированы объективные и субъективные факторы, которые влияют на успешную профессиональную адаптацию работников сферы образования. Рассматривается специфика работы в ра...