Некоторые аспекты профориентационной деятельности школы | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.05.2017

Статья просмотрена: 308 раз

Библиографическое описание:

Галдаев, Е. В. Некоторые аспекты профориентационной деятельности школы / Е. В. Галдаев, Т. А. Скнарина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3.1 (13.1). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2464/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются основные цели и задачи профориентационной работы в общеобразовательной организации, основные направления профориентационной деятельности школы; определены условия, способствующие оптимизации профориентационной деятельности образовательной организации.

Ключевые слова: профориентационная деятельность школы, профессиональное самоопределение, профессионально-ориентированное просвещение, профессионально-ориентированная диагностика, профессионально-ориентированная консультация.

Если есть в жизни человека что-то

судьбоносное, так это выбор профессии

Н. Чернышевский

Для успешной реализации личности важную роль играет профессия. Не каждому удаётся сразу определиться с ней. Для этого нужна правильно организованная профориентация. Известно, что существует противоречие между соотношением желаний, возможностей человека и потребностями общества. Зачастую человек не хочет делать то, что может и не может то, что хочет. По данным Росстата, 55 % опрошенных россиян работают не по специальности, при этом в неформальном секторе эта цифра достигает 73 %. Ещё тяжелее ситуация со средним образованием: полученная профессия не пригодилась 67 % россиян. Одновременно только четверть опрошенных удовлетворены своей зарплатой [7].

Именно поэтому работа по профориентации должна быть органичной частью учебно-воспитательной работы школы, подготавливающей своих выпускников к самостоятельной жизни в обществе.

Профессиональная ориентация для школы – это определенный комплекс взаимосвязанных психологических, педагогических, социальных и медицинских мероприятий, направленных на определение и формирование профессионального призвания, выявления особых интересов, способностей, пригодности и прочих факторов, влияющих на выбор рода деятельности или профессии.

В современных условиях профессиональное самоопределение характеризуется рядом особенностей, в их числе:

- расширение пространства выбора профессионального пути;

- негарантированный характер занятости;

- динамичность и неопределенность структурной занятости;

- социальное неравенство, касающееся шансов различных категорий молодёжи в выборе профессии и профессиональном образовании;

- повышение собственной ответственности за принятие индивидуального решения [4].

Для анализа деятельности школы на внутреннем уровне профориентационной деятельности, нами проведено мини-исследование на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 112», демонстрирующее уровень готовности школьников к профессиональному самоопределению.

Цель исследования — обозначить проблемы организации профориентационной деятельности школы, содержание и направления деятельности, способствующие профессиональному самоопределению молодежи.

Предмет изучения: содержание и формы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении.

Объект исследования — профориентационная деятельность школы.

Метод — анкетирование, опрос.

Выборочная совокупность составила 229 обучающихся 8–9 классов. Исследование показало, что еще не все школьники вовлечены в проблему выбора будущей профессии. Только для 41 % (94 человека) она является одной их первостепенных. Распределение ответов школьников на вопрос «Проводится ли в рамках школы работа по выявлению профессиональных интересов или предпочтений обучающихся?» показало, что лишь 5 % опрошенных школьников считают, что такая работа не проводится, но 10 % называют такую деятельность эпизодической. Отметим и тот факт, что школьникам необходима помощь в формировании профессионального самоопределения при выявлении личных профессиональных интересов, предпочтений, склонностей. 174 обучающихся (76 %) считают, что данную помощь может оказать школа.

Профориентация в МБОУ «Школа № 112» реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цель профориентационной работы в школе:

— оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;

— оказание информационной поддержки учащимся в процессе выбора будущей профессии с учётом состояния здоровья;

— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

— диагностика предпочтений, склонностей и возможностей школьников, ценностных ориентаций в выборе профессии, профессиональной предрасположенности и предоставление полученных данных самим обучающимся и их родителям;

— воспитание положительного отношения к труду;

— развитие познавательного интереса к трудовой деятельности;

— выработка гибкой системы сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

— Профессионально ориентированное просвещение;

— Профессионально ориентированная диагностика;

— Профессионально ориентированная консультация и др.

Для диагностики классными руководителями применяется наиболее распространенная в России методика профориентации академика Е. А. Климова, в котоpой профессии дифференцированы по пяти областям человеческой деятельности (человек – окружающая среда, человек — художественный образ, человек – знаковая система, человек-машина, человек-человек). В зависимости от ответов на вопросы о том, чем бы будущим выпускникам хотелось заниматься, предлагается на выбор pяд профессий в конкретной области. Хотя количество профессий в каждой области велико, но это только расширяет возможность выбора.

Профессионально ориентированное просвещение- ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием и особенностями профессий, тенденциями их развития, потребностями в кадрах хозяйства страны и конкретного региона, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и последующего профессионального роста.

Целью профессионального просвещения является создание реальных представлений о мире профессий в целом, осознание содержания и качественных особенностей основных трудовых задач, функций, прогнозирования работы по конкретным профессиям [1, с. 254]. Данное направление реализуется через проведение классных часов, «круглых столов» с преподавателями и студентами различных учебных заведений, встреч со специалистами Центра занятости, представителями различных профессий.

Профессионально ориентированная консультация — действенная помощь в трудовом самоопределении учащихся, основанная на индивидуальном изучении личности.

В ходе профконсультации учащиеся получают информацию о производственных, материальных и социальных условиях в которых они будут находится в связи с выбором ими соответствующей профессии [1, с. 255].

Данное направление реализуется через встречи со специалистами Центра занятости и представителями различных профессий.

Основные мероприятия –– это классные часы, прохождение курсовой подготовки некоторыми старшеклассниками при учебных заведениях различного уровня (ВУЗы, колледжи), совместных «круглых столов» студентов и старшеклассников (например, «Моя профессия»), предметные недели, посещение Дней открытых дверей в различны учебных заведениях, сотрудничество с мобильным центром занятости.

Все перечисленные мероприятия проводятся в соответствии с планом профориентационной работы МБОУ «Школа № 112».

На учёте в государственных учреждениях службы занятости Ростовской области состоит 21 828 человек. Это только официальная статистика, но не все нетрудоустроенные обращаются в такие учреждения [5].

Таким образом, становится очевидным, что необходимо продолжать работу по профессиональной ориентации школьников для того, чтобы ими был сделан правильный выбор, и они были затребованы на рынке труда.

Профориентационная деятельность в старших классах должна быть системной, комплексной, целостной и непрерывной [1, с. 256]. Нужно активнее привлекать в школы представителей ВУЗов и колледжей для сотрудничества, разнообразить формы профориентационной работы. Однако взаимодействие со школьниками должно быть только на добровольной основе.

Литература:

  1. Астрицова Е. В., Махова А. В. Формирование профориентационных предпочтений старшеклассников: методологический аспект // Символ науки. 2015. № 6.
  2. http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-proforientatsionnyh-predpochteniy-starsheklassnikov-metodicheskiy-aspekt#ixzz4aXDZbRKO
  3. Сайт Федеральной службы государственной статистики. Статистический бюллетень 2011 г. Аналитический раздел «Тенденции на рынке труда». http://www.gks.ru/ bgd/regl/B11_04/IssWWW.exe/Stg/d03/2-rin-trud.htm.
  4. http://www.dagmintrud.ru/novosti-ucherezhdeniy/23419/
  5. Солдатенко О. А. Профориентация — основа профессионального самоопределения студентов: миф или реальность? // Современная педагогика. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/02/855
  6. http://rostov.gks.ru/
  7. Результаты обследования самочувствия россиян на рынке труда, проводившегося Росстатом в 2012 году, в интервью Российской газете замглавы Росстата Константина Лайкама. –URL: http://www.rg.ru/2012/08/13/laykam.html.
Основные термины (генерируются автоматически): профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профориентационная деятельность школы, выбор профессии, профориентационная деятельность, будущая профессия, ориентированная консультация, ориентированное просвещение, профессиональное образование, специалист Центра занятости.

Ключевые слова

профессиональное самоопределение, профориентационная деятельность школы, профессионально-ориентированное просвещение, профессионально-ориентированная диагностика, профессионально-ориентированная консультация

Похожие статьи

Основные проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации

В данной статье рассмотрено содержание профессиональной адаптации молодых специалистов, ее основные проблемы и необходимость создания эффективных программ адаптации в образовательной организации.

Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду

В данной статье рассматриваются проблемы психологизации дошкольного образования в контексте введения федеральных государственных стандартов первого уровня общего образования, раскрываются основные аспекты организации и проведения психологического кон...

Особенности профессиональной адаптации специалистов социальной сферы

Раскрываются вопросы сущности и характеристик профессиональной адаптации, особенностей данного процесса у молодых работников социальной сферы. Представлены результаты опроса выпускников факультета социального образования Челябинского государственного...

Система работы по профориентации в начальной школе как залог правильного выбора учащимися успешной профессиональной деятельности

Статья транслирует опыт организации профориентации в начальной школе как начало правильного выбора успешной профессиональной деятельности.

Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...

Особенности проблем управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования

В статье рассматриваются современное состояние, особенности и проблемы управления образовательным процессом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Особенности адаптации персонала в образовательных учреждениях

В статье рассматривается проблема адаптации персонала в учебных заведениях. Проанализированы объективные и субъективные факторы, которые влияют на успешную профессиональную адаптацию работников сферы образования. Рассматривается специфика работы в ра...

Похожие статьи

Основные проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации

В данной статье рассмотрено содержание профессиональной адаптации молодых специалистов, ее основные проблемы и необходимость создания эффективных программ адаптации в образовательной организации.

Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду

В данной статье рассматриваются проблемы психологизации дошкольного образования в контексте введения федеральных государственных стандартов первого уровня общего образования, раскрываются основные аспекты организации и проведения психологического кон...

Особенности профессиональной адаптации специалистов социальной сферы

Раскрываются вопросы сущности и характеристик профессиональной адаптации, особенностей данного процесса у молодых работников социальной сферы. Представлены результаты опроса выпускников факультета социального образования Челябинского государственного...

Система работы по профориентации в начальной школе как залог правильного выбора учащимися успешной профессиональной деятельности

Статья транслирует опыт организации профориентации в начальной школе как начало правильного выбора успешной профессиональной деятельности.

Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...

Особенности проблем управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования

В статье рассматриваются современное состояние, особенности и проблемы управления образовательным процессом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Особенности адаптации персонала в образовательных учреждениях

В статье рассматривается проблема адаптации персонала в учебных заведениях. Проанализированы объективные и субъективные факторы, которые влияют на успешную профессиональную адаптацию работников сферы образования. Рассматривается специфика работы в ра...

Задать вопрос