Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору профессии | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.05.2017

Статья просмотрена: 2392 раза

Библиографическое описание:

Варавченко, Е. В. Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору профессии / Е. В. Варавченко, Е. А. Кавтя. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3.1 (13.1). — С. 9-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2463/ (дата обращения: 18.11.2024).



Данная статья раскрывает основные направления работы МБОУ «Школа № 92» как инновационной площадки по профориентационной работе (приказ МО РО от 26.06.2015 № 474), ориентированной на интеграцию деятельности вузов, школы, средств массовой информации, семьи, направленных на формирование у учащихся осознанного подхода к выбору профессии, повышение качества профориентационной работы за счет использования дифференцированных и личностно-ориентированных подходов.

Ключевые слова: профориентационная работа, профессиональная ориентация, дифференцированный и личностно-ориентированный подход, образовательно-профессиональный маршрут, профессиональное самоопределение.

Профессиональная ориентация обучающихся в МБОУ «Школа № 92 – это комплексная система мер по оказанию обучающимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии.

В МБОУ «Школа № 92» эта работа ведется в соответствии с моделью профориентационной работы:

Цель профессиональной ориентации обучающихся – формирование у учащихся школы готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута, в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи школы по профессиональной ориентации обучающихся:

1. Обобщить (ознакомить) у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

2. Выявить профессиональные склонности, интересы и личностные особенности старшеклассников.

3. Сформировать представления о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.

4. Формирование психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению у учащихся 8 - 11 классов.

5. Дать учащимся представление о системе и условиях профессионального образования, рынка труда (особенностях и условиях трудовой занятости населения).

6. Подготовить учащихся к самостоятельным действиям в сфере профессионального самоопределения, сформировать мотивацию на активный поиск информации о характере будущей трудовой деятельности.

7. Оказать помощь при возникновении трудностей у старшеклассников, связанных с выбором профессии (рекомендации, консультации, тренинги, игры).

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.

Каждый этап профориентационной работы сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами. На всех этапах профориентационная работа с обучающимися осуществляется в тесном сотрудничестве педагогического коллектива с родителями (законными представителями), а также с различными учреждениями, центрами и предприятиями города. Информационно-образовательное пространство школы направлено на профессионально-личностное становление и развитие обучающихся.

Основные формы работы

Самыми активными формами профориентационной работы в школе являются уроки профориентации, внутришкольные конкурсы, связанные с выбором профессии.

№ п/п

Форма работы

Краткое описание

1

Профпросвещение

Начальная профессиональная подготовка школьников осуществляется через уроки труда, организацию кружков и т.д.

2

Профинформация

Система мер по ознакомлению учащихся:

-с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда

-с характером работы по основным профессиям и специальностям

-с образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенными на территории города Ростова-на-Дону

3

Профконсультация

Оказание помощи в выборе профессии путем изучения личности школьника с целью выявления факторов, влияющих на выбор профессии.

Решение задач профориентации в МБОУ «Школа № 92» осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, экскурсионной).

В рамках работы, направленной на поднятие престижа востребованных на рынке труда профессий проводится следующая профориентационная работа:

Мероприятия

Классы

Классные часы «Мои профессиональные приоритеты»

9-10

Профтестирование школьным психологом

8-9

Мониторинг профессиональных предпочтений учащихся

8-10

Конкурс плакатов «Престижные рабочие профессии»

7-9

Конкурс презентаций «Престижные рабочие профессии» (9-10 кл.)

Открытые уроки занятости с приглашением родителей

9-10

Встреча с представителями ЮФУ

10-11

Тренинг «Я в мире профессий»

8-9

Профориентационная игра «Пришелец»

8

Родительские собрания для 8-10х классов «Помощь семье в правильной профессиональной ориентации учащихся», «Профессиональный выбор старшеклассников».

8-10

Выставка литературы по профессиональной ориентации в библиотеке школы

Встречи с людьми разных профессий (из состава родительской общественности).

- преподавателей ФГО УСПО РГКИИ;

- военнослужащих;

- представителей колледжей;

- преподавателей и студентов ЮФУ и т.д.

8-11

Брейн-ринг «Я в рабочие пойду»

9

Участие в квест-игре при факультете психологии ЮФУ

10

Круглый стол для старшеклассников «Я и моя профессия»

11

комплексное консультирование и профориентационное тестирование учащихся школы в центре занятости населения Советского района г.Ростова-на-Дону;

9

посещение учащимися Дней открытых дверей в учреждениях начального и среднего профессионального образования, на предприятиях и в организациях, испытывающих потребность в квалифицированных рабочих кадрах.

9,11

участие в фестивалях науки Южного федерального университета

10,11

Участие в традиционных апрельских областных Днях профориентации молодежи Ростовской области «Твой выбор» (фестивали востребованных профессий, ярмарки учебных и рабочих мест)

9-11

Участие в Региональной конференции для старшеклассников «Моя будущая профессия» (05-06.03.2016 Победитель – 1 место, Шкляревская А. 11"«А»)

11

Посещения центра развития карьеры Южного федерального университета.

Участие в днях карьеры ЮФУ.

Факультет управления ЮФУ.

Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации.

Академия психологии и педагогики

Тренинг «Профессия: мой выбор»

10

Прохождение практики на базе МБОУ студентами.

Особое внимание в рамках профессиональной ориентации обучающихся школы уделяется работе с родителями. Как показывает практика, процесс профессионального самоопределения подростков без участия родителей возможен, но малоэффективен. Родители имеют на своих детей огромное влияние, поэтому использование этого ресурса представляется очень важным. Зачастую при работе с родителями мы сталкиваемся с жесткой позицией в отношении выбираемого их детьми уровня профессионального образования, в отношении выбираемой профессии, в определении форм, методов и средств воздействия на ребенка. А этот период – период выбора профессии – часто оказывается решающим для дальнейшего развития отношений между родителями и детьми. Именно поэтому очень важно, помочь не только детям в выборе профессионального пути, но и помочь родителям сохранить эмоциональную близость с детьми в период становления самостоятельности ребенка.

В связи с этим классными руководителями 8-10-х классов были проведены родительские собрания на тему «Помощь семье в правильной профессиональной ориентации учащихся». Родителям было предложено ознакомиться с психологической диагностикой «Влияние мнения родителей на профессиональный выбор обучающихся». По результатам диагностики выявлено, что 19% респондентов считают, что мнение родителей не влияет на выбор профессии, 30% - влияет и чуть более половины - влияет частично (диаграмма ниже).

Заместителями директора и классными руководителями была проведена общая диагностика о том, кто же, кроме родителей обучающихся, влияет на профессиональный выбор ребят. Результаты этой диагностики отражены в диаграмме:

Как видно из диаграммы, 40,1% респондентов определили выбор имеющейся профессии самостоятельно, каждого пятого учащегося (21,7%) обязали родители, еще 20,4% опрошенных полагают, что основным фактором является стремление получить профессию в соответствии со своими наклонностями. Заметим, что деятельность работодателей и представителей служб занятости населения оценена респондентами достаточно низко (0,2%). Однако роль и значение выступлений работодателей и сотрудников бирж труда и центров занятости возрастает до 6,7% при принятии будущим выпускником жизненного решения о трудоустройстве. Основным же источником для учащихся являются родители, родственники, знакомые и соседи (34,8%).

Также были выявлены профессиональные предпочтения обучающихся 8-10-х классов:

и мотивация выбора профессии:

Классными руководителями регулярно проводятся уроки занятости по проблеме формирования готовности обучающихся и профессиональному самоопределению; организовываются встречи обучающихся с выпускниками школы – студентами вузов города Ростова-на-Дону. На открытых уроках занятости классные руководители проводят профориентационные беседы:

8-е классы – «Все работы хороши…»

9 классы – «Кот в мешке, или Типичные ошибки при выборе профессии».

10 классы – «Выбор профессии – дело ответственное»

11классы – «Как выбрать профессию, или несколько советов выпускникам»

На уроки занятости также приглашаются родители разных профессий:

Изучив читательские интересы обучающихся, библиотекарь школы организовала выставку литературы в помощь по выбору профессии и профориентационной работе.

С обучающимися 8-9 классов проводится тренинг «Я в мире профессий». Данный тренинг позволяет подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения. Во время тренинга обучающиеся изучают свои личностные особенности, интересы и склонности, получают подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях, знакомятся с информацией о правилах выбора профессии.

Регулярно проводятся анкетирование по профессиональной ориентации. Согласно данным анкет старшеклассников, по предварительному профессиональному самоопределению, обучающиеся 10- 11-х классов уже определились с выбором профессии; большинство обучающихся расширили свои знания о различных профессиях; многие школьники отмечают, что занятия по профориентации им помогли узнать с помощью тестов свои возможности, интересы и способности.

В период летних каникул 2016 года через центры занятости города Ростова-на-Дону трудоустроено 11 учащихся МБОУ «Школа № 92» старше 14 лет.

Таким образом, в процессе работы по профориентации мы выявляем профессиональные склонности, интересы учащихся, обобщаем их знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере, готовим к самостоятельным действиям в сфере профессионального самоопределения.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, класс, профессиональная ориентация, профессиональная ориентация обучающихся, профессиональное образование, родитель, учащийся.

Ключевые слова

профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, дифференцированный и личностно-ориентированный подход, образовательно-профессиональный маршрут

Похожие статьи

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

Формирование интересов младших школьников в процессе профориентации

В статье рассматриваются особенности профориентационной работы с обучающимися в возрасте от 7 до 11 лет, посещающими начальную школу. Особое внимание уделяется влиянию профориентации на успешное обучение младших школьников и предотвращение проблем с ...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы

В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся, работа педагогов с родителями обучающихся и реализ...

Особенности организации профориентационной работы в филиале НВМУ (г. Мурманск)

Статья посвящена системе профориентационной работы в филиале НВМУ (г. Мурманск) с воспитанниками 1–5 курсов. Указаны три составляющие профориентационной работы и ее этапы с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования

В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...

Профориентационная работа в Якутском сельскохозяйственном техникуме по специальности «Агрономия»

В статье описаны принципы профориентационной работы в ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» с выпускниками, абитуриентами и студентами, разрешающие совершенствовать и расширять знания, развивать профессиональное самосознание, определя...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Интерактивное обучение как средство развития профессионально-познавательной активности обучающихся

В данной статье рассматривается развитие профессионально-познавательной активности обучающихся, через использование в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения, как необходимое и обязательное условие их будущей профессиональной деяте...

Похожие статьи

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

Формирование интересов младших школьников в процессе профориентации

В статье рассматриваются особенности профориентационной работы с обучающимися в возрасте от 7 до 11 лет, посещающими начальную школу. Особое внимание уделяется влиянию профориентации на успешное обучение младших школьников и предотвращение проблем с ...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы

В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся, работа педагогов с родителями обучающихся и реализ...

Особенности организации профориентационной работы в филиале НВМУ (г. Мурманск)

Статья посвящена системе профориентационной работы в филиале НВМУ (г. Мурманск) с воспитанниками 1–5 курсов. Указаны три составляющие профориентационной работы и ее этапы с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования

В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...

Профориентационная работа в Якутском сельскохозяйственном техникуме по специальности «Агрономия»

В статье описаны принципы профориентационной работы в ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» с выпускниками, абитуриентами и студентами, разрешающие совершенствовать и расширять знания, развивать профессиональное самосознание, определя...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Интерактивное обучение как средство развития профессионально-познавательной активности обучающихся

В данной статье рассматривается развитие профессионально-познавательной активности обучающихся, через использование в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения, как необходимое и обязательное условие их будущей профессиональной деяте...

Задать вопрос