Система работы классного руководителя по профессиональной ориентации школьников в условиях ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (277) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 30.09.2019

Статья просмотрена: 3548 раз

Библиографическое описание:

Агибалова, С. В. Система работы классного руководителя по профессиональной ориентации школьников в условиях ФГОС / С. В. Агибалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 223-226. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62572/ (дата обращения: 15.11.2024).



В жизни каждого человека наступает время, когда он должен сделать выбор: или он будет заниматься тем, к чему лежит его душа, или позволит решать за себя другим.

Крис Уайднер

С введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения образовательный и воспитательный процесс должен строиться на основе развития у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Профессия человека — это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный путь — важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только знания, опыт, мастерство, но и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье.

На выбор профессии влияет ряд факторов (приложение 1, рис. 1), такие как: популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы, также могут оказать влияние советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой [2, с.26].

На современном этапе развития общества становится очевидной роль педагогов в становлении личности. Система профориентационной работы включает взаимосвязанную деятельность классного руководителя, педагога — психолога, учителей предметников, семьи, педагога — организатора — всех, кто участвует в процессе профессионального самоопределения [1, с.39]. Особенно велика роль классного руководителя в подготовке и выборе будущего учащихся. Готовность школьников к профильному и профессиональному самоопределению формируется постепенно, поэтому поддержка классного руководителя является непрерывным процессом.

В вопросе оказания помощи учащимся при выборе профессии я, как классный руководитель, ставлю перед собой цель и задачи.

Цель: развить имеющиеся у учащегося склонности и интересы к определённому виду труда.

Задачи: познакомить обучающихся с миром профессий, формировать у обучающихся представлений о ценности и важности выбора профессии в современном мире; формировать положительную мотивацию в сфере профессионального самоопределения и трудовых отношений; сделать вывод о том, что при выборе профессии необходимо учитывать не только свои желания («хочу»), способности и возможности («могу»), но и потребности рынка труда («надо»); развивать у школьников психологическую готовность к выбору, профессиональному и личностному самоопределению.

Поставленные цели и задачи достигаются в первую очередь с помощью дополнительного образования, факультативных занятий, внеклассной работы. Широкий выбор объединений по интересам в школе и в учреждениях дополнительного образования предоставляет возможность каждому учащемуся реализовывать свои способности. Кроме этого, для учащихся 9 классов нашей школы ежегодно организовываются элективные курсы. В 1 полугодии — «Мой выбор», во 2 полугодии — «Человек и профессия». Целью данных курсов является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Основными формами внеклассной работы, которыми я пользуюсь, являются классные часы, тематические беседы, подготовка мини — сообщений и сочинений, встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия города.

Я считаю, что наиболее важная форма профессионального просвещения и пропаганды являются классные часы, на которых классный руководитель знакомит учеников с определённой профессией, её социальной значимостью, престижем, перспективой трудоустройства, условиями труда и приёма в учебные заведения, даёт обоснованный, квалифицированный совет о целесообразности выбора учащимися конкретной профессии. Я стараюсь включать в свою работу проведение профориентационных игр, викторин, турниров, тренингов [4, с 79].

Также, по моему мнению, не менее важна форма проведения классного часа, как беседа, дискуссия, диспут на темы профориентационной направленности. При умелой её организации, а также при внутренней готовности учеников беседа позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах. Именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышленности воображаемого действия. Она позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни ребенка и выходить на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования. Я провожу такие классные часы как: «Хочу, могу, надо», «Мир профессий», «Кем быть? Каким быть?», «На кого пойти учиться?», «Все профессии важны — все профессии нужны», «Мои жизненные планы».

На внеклассные мероприятия учащиеся готовят сообщения о профессиях, которые им интересны. Данная форма работы даёт возможность ученику рассказать о своих интересах, увлечениях, целях.

В работе с учащимися 9 классов мне оказывает помощь педагог-психолог. Он изучает профессиональный интерес и склонности учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора; осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся; способствует формированию у школьников адекватной самооценки [4, с. 82].

Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа с родителями. Именно родители могут в большей мере помочь своим детям определить их возможности и интересы к определенной профессии. Например, многие учащиеся выбирают еще в детстве профессию своих родителей. Часто случается, что удовлетворенность или неудовлетворенность родителей своей профессией может стать достаточным стимулом для положительного или негативного отношения к ней детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей продолжения образования представляют трудную задачу, как для самих учащихся, так и для их родителей. Желания родителей и профессиональные намерения учащихся во многих случаях не совпадают. Моя задача, как классного руководителя, — оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь.

Профориентационная работа с родителями учащихся ведётся по различным формам:

1) Тематические родительские собрания — это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано большинство родителей учащихся класса, направленные на выбор профиля обучения: «Выбор профиля обучения», «Значимость выбора в жизни человека», «Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка».

2) Классные часы с привлечением родителей, представляющих определенную профессию.

3) Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора учащимися профессий. Часто родители обращаются за помощью к классному руководителю, который поможет проинформировать об учебных заведениях, дать советы по поводу алгоритма действий при выборе профессии, посоветовать обратиться за помощью к педагогу-психологу.

4) Анкетирование родителей учащихся поможет выявить отношение родителей к профессиональному самоопределению их ребенка, степень влияния родителей на процесс профессионального выбора учащихся. Благодаря анкетированию можно корректировать поведение родителей и учащихся в плане выбора будущей профессии. Мы проводили социологический опрос родителей: “Каким я вижу своего ребенка”; “Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии”.

5) Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и в учреждения профессионального образования.

6) Информирование родителей (оформление информационного стенда по профориентации, знакомство с сайтами учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона, и т. д.).

Практика показывает, что используя упомянутые формы работы с учащимися, применяя их в воспитательном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании учащихся. В результате у учащихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.

Приложение 1

C:\Users\Наташа\Desktop\img5.jpg

Рис. 1. Факторы, влияющие на выбор профессии старшеклассниками

Литература:

  1. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя: 5–9 классы. М.:ВАКО, 2007. — 368с. — (Педагогика. Психология. Управление).
  2. Климов Е. А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 2013 г.
  3. Мир профессий: Человек-техника. Человек-природа. Человек-человек. Человек — знаковая система. Составитель Р. Д. Каверина — М. Молодая гвардия, 2005 г.
  4. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. — М.:ВАКО, 2006, 240с. — (Педагогика. Психология. Управление).
  5. Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: Просвещение, 2000 г.
Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессия, учащийся, личностное самоопределение, родитель, внеклассная работа, воспитательный процесс, дополнительное образование.


Похожие статьи

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации

Интеграция работы учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС и внедрения профессионального стандарта педагога

Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС

Система работы по познавательному развитию в ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО

Организация внутрифирменного обучения педагогического персонала в условиях введения ФГОС ДО

Анализ уровня профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС

Учебное сотрудничество на уроках математики в условиях перехода на ФГОС

Система работы дошкольной образовательной организации по ранней профориентации дошкольников

Похожие статьи

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации

Интеграция работы учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС и внедрения профессионального стандарта педагога

Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС

Система работы по познавательному развитию в ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО

Организация внутрифирменного обучения педагогического персонала в условиях введения ФГОС ДО

Анализ уровня профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС

Учебное сотрудничество на уроках математики в условиях перехода на ФГОС

Система работы дошкольной образовательной организации по ранней профориентации дошкольников

Задать вопрос