Комплекс методических рекомендаций по составлению и оформлению методической продукции | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Однолеткова, Е. В. Комплекс методических рекомендаций по составлению и оформлению методической продукции / Е. В. Однолеткова, С. П. Гонта. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10243/ (дата обращения: 23.11.2024).



Обновление содержания среднего профессионального образования, технологий обучения, форм организации учебной деятельности диктует необходимость обеспечения образовательного процесса качественными методическими материалами. В свете требований Федеральных государственных образовательных стандартов преподаватели должны уметь разрабатывать методическую продукцию и адаптировать ее к реальным условиям образовательного процесса. Специалист, работающий над созданием методической продукции, должен ориентироваться во всем многообразии ее видов, их содержании и структуре, с тем, чтобы в каждом конкретном случае выбирать оптимальный вариант передачи методических знаний. Создаваемый педагогом методический продукт должен быть, в первую очередь, актуальным, востребованным целевой аудиторией.

Практика показывает, что педагоги, начиная разрабатывать методические материалы, как правило, пользуются сетью Internet, однако это не всегда приводит к нужному результату. Эта ситуация вызвала необходимость написания методических рекомендаций определяющих требования к разработке, структуре и оформлению методической продукции и имеющих цель, оказать помощь педагогам Колледжа в разработке методической и дидактической продукции. Так появился проект по созданию комплекса методических разработок в помощь преподавателям. На сегодняшний день в него входят три методических пособия:

 Методические рекомендации по созданию и оформлению методической продукции, с прилагаемым шаблоном методического пособия;

 Практические рекомендации по написанию и оформлению публикаций (статей, тезисов докладов);

 Методические рекомендации по составлению и оформлению мультимедийной презентации.

Остановимся подробнее на содержании данных методических пособий.

Методические рекомендации «Составление методических пособий, разработок, рекомендаций. Правила оформления» определяют общие требования, структуру и правила оформления методической продукции и имеют целью оказание помощи преподавателям колледжа при составлении и оформлении методических и учебных пособий.

При разработке данного пособия были проанализированы и обобщены требования ряда действующих государственных стандартов, область распространения и сфера действия которых установлены для текстовых документов и опыт составления методических разработок авторов статьи и преподавателей колледжа. Логическая схема написания того или иного текстового документа закреплена нормами государственного стандарта ГОСТ 7.32–2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» [3], а алгоритм составления методических разработок представлен в пособии, использование которого существенно облегчает для педагогов создание того или иного методического продукта.

В первом разделе рекомендаций представлена классификация основных видов учебно-методических материалов; во втором даны практические рекомендации по созданию методической разработки, в третьем разделе — представлена структура; четвертый раздел содержит требования к оформлению. В приложениях представлен «Шаблон для создания методического пособия», для составления которого использовалась методика профессора В. В. Гузеева [1, 2]. Заменяя примеры в представленном шаблоне на авторский текст в соответствии с рекомендациями, педагог сможет создать собственную методическую разработку в соответствии с требованиями к продукту.

Содержание любого методического материала должно отвечать следующим требованиям: логичность и последовательность изложения; обоснованность введения каждого раздела; соответствие поставленных задач и сделанных выводов; грамотность, лаконичность, доступность изложения; наглядность. При разработке примеров желательно создавать единый сквозной пример, показывающий разработку целостного приложения на всём протяжении методического пособия (работы, издания), если это возможно в рассматриваемой теме. Рекомендуется использовать иллюстрации — диаграммы, рисунки с пояснениями, снимки с экрана. Формулировки предложений методической продукции не должны быть многокомпонентными и перегруженными. Текст может быть сложным, но состоять из 2–3 предложений минимальной структуры. [4]

При разработке методической продукции необходимо помнить, что разработка должна быть написана таким образом, чтобы коллеги не копировали ее «один к одному», а могли бы приспособить ее к условиям своего образовательного процесса, не нарушая предложенную технологию. Представленные в разработке примеры должны иллюстрировать, делать более понятными и конкретными сделанные предложения, но, ни в коем случае не заменять их.

Второе пособие, которое входит в цикл методических разработок содержит рекомендации написанию и оформлению статей, в нем перечислены методики, которыми может воспользоваться педагог для того чтобы статья была востребована, а так же даны основные этапы создания статьи и правила ее оформления. Умение анализировать и описывать собственную деятельность, делиться профессиональным опытом с широкой аудиторией, представлять свою работу педагогическому сообществу для анализа и обсуждения на сегодняшний день является одной из важнейших задач педагога. И реализовать ее.

Опыт работы показывает, что педагоги, имеющие богатый практический опыт, который был бы весьма полезен другим, столкнувшись с трудностями оформления своих мыслей при написании статьи, так и останавливаются на полпути или переходят на язык общих фраз, цитат, конспектов чужих работ.

Оформление своих мыслей в письменные тексты и понимание содержания чужих текстов — приоритетные компоненты содержания образования. Педагоги профессионального образования нуждаются в разработке методики, которая помогает грамотно писать статьи. В методических рекомендациях дана классификация статей, а так же акцентируется внимание на основных моментах, которые должен знать педагог, чтобы качественно написать статью: выбор темы, анализ материала, составление плана статьи, перечислены «правила хорошего заголовка». [4]

Содержание статьи должно быть грамотным, а изложение — плавным, письменный текст должен выглядеть единым целым, а не набором оторванных друг от друга мыслей. Чтобы текст читался как одно целое, новые мысли между собой необходимо связывать с помощью специальных конструкций, В методических рекомендациях приводятся примеры таких слов-связок. Однако не следует злоупотреблять вводными фразами начинать с них каждое предложение!

И в заключение несколько общих моментов по правилам написания статей. Во-первых, любая публикация должна быть авторской. Во-вторых, соблюдение авторских прав, необходимо обязательно указывать информационные источники, использованные в статье (это относится не только к текстовой информации, но и к иллюстрациям, фотографиям, аудио- и видеоинформации, заимствованным технологиям).

В приложении к пособию по написанию статей дан обзор интернет-изданий, где педагог может напечатать свою статью.

Следующее пособие, вошедшее в комплекс методических разработок, это рекомендации, которые содержат основные правила составления, оформления и использования компьютерных презентаций.Мультимедийные формы как инструменты для представления информации являются мощным техническим средством обучения, необходимым для эффективной деятельности педагогов. Несомненное преимущество компьютерной презентации состоит в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного учебного занятия; в значительном упрощении работы преподавателя по предоставлению наглядности.

Однако подчас, использование презентации становится чуть ли не обязательным элементом любого учебного занятия, публичного выступления, хотя пассивное разглядывание картинок и бездумное переписывание тезисов лишает слушателя/студента возможности думать, размышлять, вести диалог, поэтому следует помнить, что презентация — это лишь иллюстрация к выступлению (докладу, объяснению). Она не самодостаточна и может (кроме основной цели) использоваться как тезисы, позволяющие вспомнить суть прослушанного выступления. Презентацию вряд ли стоит рассматривать как средство для самостоятельного изучения, и соответственно она не должна проектироваться в таком ключе.

Выступающие часто практикуют просто перечитывание приготовленных слайдов, добавляя одно два предложения «от себя» к написанному. В таких случаях у слушателей создается впечатление, что лектор — плохо подготовлен. Если на слайде написан текст, то все зрители в помещении успевают его прочесть про себя быстрее, чем лектор успевает сделать это вслух, в таком случае возникает неловкий момент — все уже в курсе написанного, а презентатор еще только интонирует информацию. Из-за подобного конфликта зрительного и слухового восприятия, как правило, страдают все и выступающий, и слушатели.

Интересное выступление — это, прежде всего, грамотное повествование, жестикуляция и интонация, способ преподнесения материала, а слайды/сопровождающий видеоряд носят вспомогательную, визуальную функцию. В методических рекомендациях перечислены виды презентаций, программные продукты, в которых можно создать видеоряд, основные правила составления и оформления, особенности визуального восприятия продукта, темпа смены слайдов.

Приступая к составлению презентации нужно помнить о цели ее создания. В учебных презентациях необходимо и желательно свести к минимуму текстовую информацию, текст представляется в виде основных структурированных моментов выступления, заменяется схемами, диаграммами, изображениями, фрагментами фильмов и т. п. Для поддержки остроты восприятия необходимо постоянно переключать внимание слушателей/студентов, для этого в презентацию можно включить элементы юмора, забавные факты, что создаст положительный эмоциональный настрой и будет способствовать лучшему запоминанию и усвоению материала. Презентация не должна содержать «лишние слайды», которые не сопровождаются пояснениями. Также следует помнить — зрительный ряд из большого числа слайдов вызывает утомление и отвлекает от сути изучаемого материала. Немаловажную роль также играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное и звуковое сопровождение презентации. Если презентация предназначена для фронтальной работы с группой слушателей, не следует размещать на слайдах инструкции по выполнению заданий, преподаватель может озвучить их сам. Не приветствуется также и подчеркивание в тексте, лучше выделить необходимое цветом, размером или насыщенностью шрифта.Если соблюдать эти правила презентация будет хорошим дополнением к занятиям и выступлениям.

Комплекс методических пособий, направленный на помощь педагогам в проектировании, разработке и конструировании, исследовании средств обучения, будет продолжен серией разработок: рекомендациями по правильному оформлению глоссария; рекомендациями по созданию и ведению личного сайта педагога; обучающего блога педагога.

Литература:

  1. Гузеев В. В. Аппарат научного исследования и структура кандидатской диссертации / В. В. Гузеев // Школьные технологии. — 2004. — № 2. — С. 117–133. Педагогические технологии. — 2004. — № 2. — С. 88–108.
  2. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология/ В. В. Гузеев. — М.: Народное образование, 2000, 240 с.
  3. Кислякова Анна [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai/na-parax/chto-takoe-uchebno-metodicheskoe-posobie/. — 21.11.2015.
  4. Лебедев Артемий. § 145. Бессмысленная презентация (16 декабря 2007 года) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/145/
  5. Нестеренко Алла. Подходы, системы, технологии (21 январь 2013 года) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gazeta-licey.ru/. — 21.11.2015.
  6. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления: ГОСТ 7.32–2001 [Электронный ресурс]. — Информационно-правовая система Гарант (23.10.2015).
  7. Пушкарева Елена. Эффективность использования презентаций PowerPoint в преподавании. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=58&mode=threaded&pid=105584.
Основные термины (генерируются автоматически): методическая продукция, разработка, рекомендация, методическое пособие, образовательный процесс, оформление, педагог, пособие, презентация, методический продукт.

Похожие статьи

Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Рекомендации по организации и проведению сетевого проекта

Создание учебно-методического контента по экономике

Теоретические и методические подходы к организации финансового планирования на предприятиях автотранспорта в работах современных авторов

Варианты методики построения занятий с использованием электронного учебника

К методике организации научно-исследовательской работы студентов

Обзор и анализ инструментальных средств обеспечения кадровой деятельности

Исследование методических подходов к определению и оценке финансовой устойчивости предприятия

Характеристика и применение технических средств обучения

Формы участия работодателя в планировании, реализации и оценке образовательных программ ПО

Похожие статьи

Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Рекомендации по организации и проведению сетевого проекта

Создание учебно-методического контента по экономике

Теоретические и методические подходы к организации финансового планирования на предприятиях автотранспорта в работах современных авторов

Варианты методики построения занятий с использованием электронного учебника

К методике организации научно-исследовательской работы студентов

Обзор и анализ инструментальных средств обеспечения кадровой деятельности

Исследование методических подходов к определению и оценке финансовой устойчивости предприятия

Характеристика и применение технических средств обучения

Формы участия работодателя в планировании, реализации и оценке образовательных программ ПО