Контент — это тот же учебный материал, только представленный в электронном виде. Главное преимущество учебного контента в том, что при его разработке включаются соответствующие аудиовизуальные компоненты, которые облегчают учебную деятельность, но при этом не всегда легко составлять и разрабатывать электронные учебные материалы для дистанционного обучения т. к. нету постоянного контакта обеих сторон. Некоторые исследователи выявили, что не всегда программы в электронном виде получаются удачными, потому что происходит недостаточная проработка необходимого материала.
Успешность электронной среды обучения зависит от удовлетворенности учащихся, их включенности в работу, достижение поставленных учебных целей и высоких отметок на зачетах или экзаменах. Предпочтения учащихся по поводу стиля обучения, так же влияют на эффективность обучения и удовлетворенность учащихся в электронной среде.
При разработке того или иного курса необходимо изначально определить цель обучения и провести анализ учебного контента. Учебный контент разделен на части, которые между собой связаны условиями:
1. Отображение результатов овладевания учебным курсом в начале данного курса, а также отображение целей обучения каждого раздела в начале контента данного раздела, т.е. учащимся показываются все необходимые ссылки для получения доступа к разделу курса.
2. Получение учебного контента и программы учебного курса. Студенты получают необходимую программу сразу после регистрации в учебном семестре.
3. Принцип дедукции, т. е. учебный контент разделен на несколько блоков и если учащийся нажал, например, на название раздела, то ему откроется окно с несколькими областями.
4. Наличие практических видов деятельности каждого блока.
5. Добавление не менее 1 задания для проверки усвоившихся знаний учащихся.
6. Добавление форумов для обмена необходимой информацией и обсуждения вопросов по данному курсу.
Можно выделить следующие особенности учебного медиаконтента:
1. Разработка контента — это очень трудоемкая и сложная работа, т. к. она включает в себя множество компонентов, которые должны быть четко структурированы.
2. Даже несмотря на смену стандартов, каждые 5 лет, учебный контент, пожалуй, является не просто разовым банком посещения, а постоянным средством обучения, которое практически не меняется.
3. Предоставление курса в виде сетевой структуры тезисов.
4. Предоставление материала.
- чем лучше человек владеет знаниями и языком, тем лучше структура курса;
- дизайн страницы и элементов в ней;
- концентрация сведений о проходящем курсе в компактной форме;
- мультимедийные элементы
Виды контента:
Подготовка текстовой информации для учащихся является в большей степени творческой работой, т. к. насколько интригующе и интересно преподнесет её учитель, настолько будет заинтересован ученик. Для этого используются различные иллюстрации, формулы, таблицы, графики и т. д. При создании контента, так же нужно учитывать необходимость применения различных видов и типов контента т. к. коммуникация учителя и ученика происходит не в живой форме. Одно из главных назначений контента для учебного процесса — информационное, и прежде всего это не то изобилие текста, в котором написано очень много, а сама суть, так называемый текст «без воды». Именно в таком тексте автор пишет не от большого желания написать много, а от своего, прежде всего, багажа знаний, который должен быть подкреплен именно творчески.
1) При подготовке иллюстративного материала необходимо понимать, что независимо от того в какой форме он будет подан, ему отдается одна из наиболее важных функций, т. е. порой одна картинка может передать гораздо больший смысл, чем тысяча сказанных слов. При подготовке рекомендуется разместить на каждом листе метки, подсказывающие место и предназначение той или иной иллюстрации к тексту. Графики и схемы чаще всего залог на успех, для того что бы передать всю полноту изображения, график рекомендуется давать без координатных линий, если же нужно считывать значения, то наоборот. Иллюстрации играют эмоционально — психологическую функцию для читающего, и поэтому, следует применять такие приемы как: замена большого количества текста, одним или несколькими рисунками для придания нужного смысла; как можно чаще пользоваться чередованием рисунка с текстом, при этом, то уменьшая, то увеличивая рисунок, для подчеркивания его важности; расположенность изобразительного материала таким образом, что бы его можно было быстро найти при необходимости. Электронный конспект лекции должен содержать полный текст лекции, сопровождаемый иллюстрациями при необходимости и предоставлен в формате MS Word в объеме 24 страниц 14 шрифтом с полуторным интервалом.
2) При подготовке видео и аудиоматериалов, необходимо учитывать то, что люди будут слушать именно ваше изложение того или иного материала, а поэтому стоит подготовиться очень тщательно прежде чем начать записывать. Изложение должно быть точным, без ошибок в произношении, понятным. Для записывания, как показывает практика, чаще всего используются такие программы как Adobe Premiere и Sony Vegas, т. к. они просты в усвоении, самое главное убедиться, что файл сохранился. Мультимедийная аудиопрезентация должна содержать не менее 15 слайдов в формате Adobe Presenter по одной теме (не считая титульного слайда и слайдов для тестовых заданий). Каждый слайд должен содержать текстовую и графическую (изображения, графики, видеофрагменты или элементы анимации) информацию и сопровождаться аудио-комментариями. Презентация должна содержать минимум 2 мини-опроса (по 3 задания в одном опросе) в середине и в конце презентации.
3) Что касается интерактивных заданий, то главным помощником в их разработке является Сервис LearningApps. Он имеет понятный пользовательский интерфейс, можно быстро создать интерактивные задания по образцам галереи, так же происходит мгновенная проверка на наличие ошибок автором, и наконец предоставляет возможность для перемещения заданий на страницы сайтов. Главное достоинство этого сервиса в том, что он позволяет учащимся в игровой, шуточной форме проверять и закреплять свои знания, что способствует их познавательному интересу к обучению. Компьютерный тест должен содержать не менее 30 заданий по теме, по 3–6 ответов в задании. При составлении заданий рекомендуется формулировать задания в повествовательной форме и разделять их по сложности в следующем соотношении — 50 % заданий с выбором одного верного ответа, 30 % заданий с выбором нескольких верных ответов и 20 % заданий на соответствие. Материал по компьютерному тесту предоставляется в любом текстовом формате (рекомендуется MS Word или Txt). Каждый материал, при представлении в ЦИТО должен сопровождаться выпиской из заседания кафедры об утверждении.
Наиболее распространенными формами организации познавательного контента являются:
- Блоги. Они позволяют организовать страницы в определенную последовательность и сортировать их по признакам. Например, блог учителя (личный) содержит методические материалы, такие как: портфолио самого преподавателя, его методические разработки, технологии тестирования, электронное тестирование, общие вопросы и задания, презентации, таблицы и т. д.; блог курса (общественный) предположим для организации банковской деятельности содержит: необходимую информацию для обучения, об обучении, рекомендации и если предполагается платное обучение, то сумма, которую необходимо вложить для получения подтверждения того, что курс был успешно пройден.
- Специализированные сайты. Они могут быть посвященным определенным темам, разделам и т. д. Курс. Разложение предметов на курсы. Будь то традиционная иерархическая структура, структура «сеть тезисов», структура «сеть семантических единиц», структура курса с открытым контентом.
- Вебинары. Демонстрация слайдов, в сопровождение текста, при этом ест возможность задавать вопросы среди участников вебинара и после завершения можно сохранить для других пользователей.
- Гипертекст — это раздел, в котором находятся различные подразделы, представленные в электронном виде, и в котором при нажатии одним кликом можно открыть любой из подразделов. Гипертекстами бывают:
· статьи;
· электронные книги;
· результаты исследований;
· официальные документы;
Все эти формы насыщенны: изображениями, контент не должен быть переполнен текстом; инфографика, информация должна быть представлена в удобной для восприятия формы; видео, как известно это самый привлекательный вид контента.
Таким образом значимость контента нельзя недооценивать, т. к. ему отдана большая роль в процессе электронного обучения. Ведь он упрощает предложенный материал, позволяя тем самым облегчить учебную деятельность. При его создании нужно учитывать все условия, с помощью которых компоненты связаны между собой. что касается выбора вида контента, о я отдаю предпочтению некоему синтезу между видео и аудиоматериалами с применением интерактивных заданий. Таким образом видео и аудиоматериалы наиболее интересные для ознакомления с материалом, а интерактивные задания позволяют сразу проверить усвоение полученной информации.
Литература:
1. Авеносов, В. С. Композиция тестовых заданий [Текст]/ В. С. Авеносов- М.: Ассоциация инженеров-педагогов г. Москвы, 1996.
2. Аванесов В. С. Современные методы обучения и контроля знаний. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999. — 125 с.
3. Лазарев, Д. Презентация: Лучше один раз увидеть! [Текст]/ Д. Лазарев— М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. — с. 142
4. Петриков, П. А. Подходы к разработке учебных материалов для дистанционного обучения [Текст]/ П. А. Петриков // Молодой ученый. — 2012. — № 2. — С. 59–62.