Рассматривается возможность интеграции технологии «безбумажного» обучения в процесс языковой подготовки студентов технического вуза. Данная технология является эффективным способом реализации функций информационно-обучающей среды современного учебного заведения высшей школы. Использование электронных учебных материалов и Интернет приложений способствовало раскрытию дидактического потенциала внедрения информационных технологий в учебный процесс и показало ряд преимуществ такого обучения по сравнению с использованием традиционного учебника.
Ключевые слова: «безбумажное» обучение, гипертекст, гипертекстовые технологии, Интернет, информационно-обучающая среда, информационные технологии, учебный блог.
В последние годы процесс информатизации и компьютеризации охватил все сферы нашего общества. Использование информационно-коммуникационных технологий (Web 2.0, LMS Moodle, SMRT, MOOCs и др.) стало неотъемлемым компонентом учебной программы любого образовательного учреждения.
Информационно-обучающая среда учебного заведения является системой, которая дает обучающимся новый инструмент для формирования и развития компетенций современного специалиста [1]. Е. С. Полат определяет информационно-обучающую среду как «совокупность условий, обеспечивающих обучение» [2]. Создание условий для самостоятельного приобретения и качественного усвоения необходимой информации с целью ее успешного использования на занятиях по иностранному языку является, на наш взгляд, основной функцией информационно-обучающей среды. Другие, не менее значимые, функции — это информационно-методическая, коммуникационно-тренинговая, мотивационная и контрольно-оценочная. Для успешной реализации вышеперечисленных функций информационно-обучающей среды в условиях языковой подготовки студентов технического вуза мы предлагаем интеграцию технологии «безбумажного» обучения в текущий образовательный процесс.
Стремительное развитие Интернета и усовершенствование цифровых устройств таких, как персональные компьютеры, планшеты и мобильные телефоны привело к тому, что они стали основным источником получения и хранения информации. Современные студенты не мыслят своей повседневной жизни без их постоянного использования: прослушивание музыки, чтение книг, поиск информации, общение и т. п. Задачей педагогов стало найти способы и инструменты, позволяющие максимально задействовать дидактический потенциал этих устройств для обеспечения эффективности учебного процесса. За рубежом относительно давно применяется технология “paperless education” (“paperless classroom”), подразумевающая использование на занятиях только компьютерные устройства при полном отсутствии учебных материалов в бумажном виде. H. Carley отмечает следующие преимущества «безбумажного» образования: гибкость и адаптивность занятия (студенты могут выполнить или закончить задание в удобное для себя время); доступность ресурсов (неограниченное количество людей могут использовать один и тот же источник); минимизация затрат (студенты могут отправить готовые задания онлайн, экономия бумаги, времени и т. п.); совместная работа студентов (использование чатов, форумов, групповые проекты в сети и т. п.); самостоятельное оценивание и контроль [3]. Зачастую складывается ситуация, когда педагоги начинают зависеть от бумажных учебников, информация в которых быстро устаревает, а студенты гораздо быстрее находят необходимую информацию в Интернете. При этом большинство издательств учебной литературы продают электронные версии учебников, вследствие чего, приобретать их стало гораздо быстрее, удобнее и дешевле.
Испанский педагог М. Miller выявил следующие преимущества использования технологии «безбумажного» занятия: 1) обучение в сотрудничестве (студенты могут работать друг с другом через приложения Google, такие как Subtext и Conceptboard); 2) создание и визуализация продуктов учебной деятельности (студенты могут не только совместно создавать информационные продукты, но имеют возможность опубликовать их в Интернете, поделиться и получить отзыв); 3) быстрое и своевременное оценивание результатов учебной деятельности студентов; 4) вовлечение студентов в практическую деятельность (изученный учебный материал находится в быстром и свободном доступе, всегда есть возможность его повторения и закрепления); 5) связь со всем миром (возможность общаться со студентами и преподавателями со всего мира, вступать в различные учебные сетевые сообщества); 6) удобная организация учебного плана и расписания (приложение Google Forms) [4].
Отметим, что, прежде всего, при организации учебного процесса с использованием технологии «безбумажного» обучения необходимо учитывать принцип педагогической целесообразности применения в обучении информационно-коммуникационных средств. Большинство педагогов пришли к выводу о том, что «целесообразность компьютеризации определяется мерой достижения педагогической, методической и экономической эффективности по сравнению с традиционными формами учебной работы» [5]. Имеется ввиду, что каждый педагог, собирающийся использовать современные информационные технологии в рамках своей дисциплины, должен, во-первых, знать методику их применения, во-вторых, иметь четкое методическое обоснование такой интеграции, в-третьих, уметь, при необходимости, изменять или адаптировать существующие методики и технологии применения информационных технологий с учетом специфики своего учебного курса. Большинство педагогов, использующие технологии «безбумажного» обучения, также пришли к выводу о том, что к данному формату занятия нужно подходить постепенно. До того как преподаватель будет уверен, что доступ к необходимому учебному материалу в электронном виде полностью обеспечен, рекомендуется делать бумажные копии всех источников учебной информации.
Существует несколько способов создания «безбумажного» занятия по иностранному языку. Для его эффективности и результативности требуется соблюдение нескольких условий. Во-первых, обязательным техническим условием является наличие у каждого участника образовательного процесса компьютерного устройства с выходом в Интернет. Во-вторых, необходимо создать платформу для публикации, хранения и обмена учебной информации и материалов. В качестве такой платформы мы видим учебный блог. Его легко создать, это бесплатно и, при этом, блог дает возможность преподавателям и студентам возможность вести образовательную деятельность, не используя бумажные учебные материалы. В качестве основных учебных материалов «безбумажного» обучения иностранному языку мы предлагаем электронные учебники, в основе создания которых лежит использование технологии гипертекста. Суть понятия «гипертекст» была раскрыта еще в 80-ые годы прошлого столетия зарубежными педагогами, которые определяли гипертекст, как механизм, дающий возможность связать отрывки текста или осуществить переход от одного текста к другому, что делает подачу информации нелинейной. Гипертекстовая технология в обучении, в свою очередь, представляет собой особую форму подачи и структурирования учебного текста, в котором «лексические единицы представлены не только линейной последовательностью, но и ассоциативными связями между ними, определенными знаниями о предметной области» [6]. Электронные учебные пособия по обучению иностранным языкам, созданные по гипертекстовой технологии, обладают, на наш взгляд, рядом преимуществ. Прежде всего, это возможность структуризации и иерархического способа организации учебной информации при внешней «незагруженности» текста. Нелинейная подача учебной информации способствует реализации принципа наглядности: переход по ссылкам дает возможность изучить то или иное понятие или предмет с помощью графических образов или видеоматериалов. При этом, несомненно, происходит повышение интереса и мотивации студентов к изучаемому материалу, а также появляется возможность самостоятельно выстроить собственную траекторию его усвоения. Говоря о преимуществах гипертекста, многие педагоги отмечают модульность информации и возможность ее совместного использования всеми участниками учебного процесса. Помимо электронных учебников в Интернете существует большое разнообразие учебных программ и приложений, способных значительно оптимизировать процесс обучения иностранным языкам. Из наиболее зарекомендовавших себя можно выделить TeachYa! (сайт, на котором собраны ссылки на всевозможные бесплатные учебные Интернет ресурсы); Lingualeo (на сайте содержится большое количество упражнений, разделенных по уровням сложности и нацеленных на развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности, видеоуроки, подасты и т. п.; мобильное приложение «Английский язык с English Cards Free» (эффективный тренажер для заучивания новой лексики); Breaking News English (сайт с готовыми, разработанными по уровням сложности, уроками, в основе которых использованы актуальные мировые новости) и др. В заключение, хотелось бы отметить недавно появившуюся службу Google — «Класс» (“Google Classroom”). Google Classroom представляет из себя образовательную платформу, созданную в виде электронного журнала и позволяющую преподавателям организовать обучение с помощью онлайн-сервисов. В Classroom можно вести отчетность, давать и проверять домашние задания в электронном виде, выставлять отметки с комментариями, давать консультации, вывешивать объявления и т. д. Класс тесно интегрирован с другими онлайн-сервисами Google: задания и материалы даются в электронном виде с помощью Google Docs, а вся информация хранится на Google Drive. [7]. Один из создателей Google Classroom Z. Yeskel говорит о том, что в основе данного приложение лежит идея сделать инструменты обучения более простыми и легкими в использовании для того, чтобы у преподавателей было больше времени на обучение студентов, а у студентов, в свою очередь, было больше времени на изучение предмета [8].
Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что технология «безбумажного» обучения иностранным языкам, основанная преимущественно на использовании электронных учебников и Интернет приложений, не является образовательной панацеей, а лишь инструментом, способствующим модернизации и повышению эффективности учебного процесса. Как сказал T. Heick, «любой студент со смартфоном сейчас может получить доступ к большему количеству информации, чем могла бы получить целая империя три тысячи лет тому назад» [9], поэтому целью педагогов является научить современных студентов максимально использовать информационные технологии для эффективного решения учебных задач.
Литература:
1. Бакало Д. И., Шишковская Ю. В. Информационно-обучающая среда вуза в контексте Интернет-образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 64–67.
2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. — М. 1999. С. 17.
3. Carley, H. Going green: The Paperless Classroom // Global Issues in Language Education. Newsletter Issue. № 91, April 2014. P. 10–13.
4. Miller, M. 20 Features of a Great Paperless Classroom. Feb., 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ditchthattextbook.com/2014/02/20/20-features-of-a-great-paperless-classroom/ (дата обращения 28.05.2015).
5. Reeves, T. C. Evaluating what really matters in computer-based education, 1994. P. 73.
6. Шемакин Ю. И. Начала компьютерной лингвистики: Учеб. пособие, М.: Изд-во МГОУ, 1992, 116 с.
7. Муцко, А. Google запустила проект для учителей Classroom. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://chezasite.com/news/google-zapustila-proekt-dlya-uc-82572.html (дата обращения: 28.05.2015).
8. Steele, B. Google Classroom helps teachers easily organize assignments, offer feedback. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.engadget.com/2014/05/06/google-classroom-preview/
9. Heick, T. (2012) How 21st Century Thinking is Just Different, URL: http://www.teachthought.com/learning/how-21st-century-thinking-is-different/ (дата обращения: 08.12.2014).