Практическое использование авторизированного рабочего места учителя в начальной школе
Автор: Цылева Татьяна Вениаминовна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.
Дата публикации: 07.01.2020
Статья просмотрена: 1607 раз
Библиографическое описание:
Цылева, Т. В. Практическое использование авторизированного рабочего места учителя в начальной школе / Т. В. Цылева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4783/ (дата обращения: 15.11.2024).
Уроки с использованием АРМ учителя позволяют создать условия для глубокого и качественного усвоения учебного материала обучающимися. Изучив ЭОР и компьютерные технологии можно сделать вывод, что их применение возможно практически на любом школьном предмете и на любом этапе урока. В результате использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов.
Ключевые слова. автоматизированное рабочее место (АРМ), электронные образовательные ресурсы (ЭОР), электронные учебные пособия (ЭУП), программное обеспечение, цифровые образовательные ресурсы.
В. Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Эти слова сказаны давно, но их актуальность и сейчас подходит для современного учителя, который стремится двигаться вперед, осваивать новые технологии, повышать свою квалификацию и с успехом применять в практике своей работы с детьми.
Педагог ставит перед собой цель: практического использования ИКТ на уроках для успешного освоения учебного материала учащимися. Один из путей достижения образовательных результатов — практическое использование автоматизированного рабочего места (АРМ) учителя, электронных образовательных ресурсов (ЭОР), электронных учебных пособий (ЭУП), программного обеспечения.
Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих учеников искать, обрабатывать и осваивать информацию самостоятельно.
Функциональность АРМ учителя
Автоматизированное рабочее место (сокращённо АРМ) — совокупность программно-аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие человека с ЭВМ, предоставляет возможность ввода информации, и ее вывод. Чаще всего АРМ является частью автоматизированной системы управления (АСУ). АРМ объединяет программно-аппаратные средства, обеспечивающие взаимодействие человека с компьютером, предоставляет возможность ввода информации (через клавиатуру, компьютерную мышь, сканер и пр.) и её вывод на экран монитора, принтер, графопостроитель, звуковую карту — динамики или иные устройства вывода [1].
Автоматизированное рабочее место — индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста и обеспечивающий подготовку, редактирование, поиск и выдачу на экран, и печать необходимых ему документов и данных. Автоматизированное рабочее место обеспечивает оператора всеми средствами, необходимыми для выполнения определенных функций [2].
АРМ — рабочее место оператора, диспетчера, конструктора, технолога и др., оснащенное средствами вычислительной техники для автоматизации процессов переработки и отображения информации, необходимой для выполнения производственного задания [3].
Знание ИКТ значительно облегчает подготовку учителя к уроку. Делает уроки интересными, запоминающимися и более динамичными. АРМ учителя это не просто набор компьютерной техники, а совокупность компьютерной и оргтехники, а также программное обеспечение по учебным предметам. Для того, чтобы АРМ учителя было эффективным, необходимо доступность технических, информационных, программных и др. средств в конкретной сфере учебной деятельности.
Принципы освоения АРМ учителя:
− системность, она должна соответствовать поставленным целям и задачам конкретной темы учебной деятельности;
− гибкость, т. е. умение подбирать необходимую комплектацию для проведения урока;
− иметь выход в локальную сеть учреждения и в глобальную сеть Internet.
В состав АРМ входит:
Базовый уровень комплектации |
|
АРМ учителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АРМ ученика (из расчета 1 компьютер — 2 ученика) |
1. Мобильный компьютерный класс на 13 учеников (тележка-сейф, 13 нетбуков ученика) 2. Система интерактивного голосования на 13 учеников |
Обычно в состав АРМ входят:
− комплекс программных средств и программного обеспечения (прикладные и вспомогательные программы);
Программное обеспечение АРМ учителя должно обеспечивать:
- тематическое планирование;
- методическая работа;
- ведение классных журналов;
- разработку уроков;
- проведение уроков и контрольных работ с использованием ИКТ;
- получение результатов тестирования и возможность автоматического внесения отметок за тестирование в классный журнал;
- создание и проведение викторин, конкурсов и т. п.;
- поиск, сбор и хранение учебных материалов;
- доступ к информационным базам Online (при условии доступа в Интернет);
- формирование и печать отчетов;
- обучающие игры.
− комплекс информационного обеспечения.
Ученики имеют возможность:
- создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступление с аудио- и видео-сопровождением и графическим сопровождением)
- получение информации различными способами (поиск в сети Internet, работа в библиотеке и др.)
- проведение экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей;
- создание материальных объектов, в том числе произведений искусства;
- обработка материалов с использованием технологических инструментов, проектирования и конструирования.
Безопасное использование АРМ
Чтобы было комфортно работать и не нанести вред здоровью, нужно правильно организовать свое рабочее место. Следить за правильной позой осанки, избегать перенапряжения мышц, чтобы было хорошее дыхание и кровоток в сосудах.
Правильная рабочая поза:
− Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, и немного вперед;
− недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности;
− не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти — это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев;
− колени — на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц;
− нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу — это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу;
− необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов;
− монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15–20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 1500;
− экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60–70 см, но не ближе 50 см с учётом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов;
− не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы;
− поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.
Рекомендации при работе скомпьютером:
− дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;
− держать в расслабленном состоянии плечи и руки — в руках не будет напряжения, если плечи опущены;
− чаще моргать и смотреть вдаль. Моргание способствует не только увлажнению и очищению поверхности глаз, но и расслаблению лицевых, лобных мышц (без сдвигания бровей). Малая подвижность и длительное напряжение глазных мышц могут стать причиной нарушения аккомодации;
− при ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела, после чего задержите дыхание на 3–5 сек, и на выдохе расслабьтесь, затем можно повторить это упражнение;
− при ощущении усталости глаз следует в течение 2–3 минут окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть вдаль (в окно);
− если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране (покачивание, подергивание, рябь), следует немедленно сообщить об этом учителю. [4]
В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР).
Электронные учебные пособия
Для справки: ЭОР (ЦОР) — специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). [4]
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) являются неотъемлемой частью современного образования. Под электронным учебным пособием (ЭУП) понимают образовательный контент, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.
Как добиться успешности школьников за счёт внедрения ЭОР?
Особую помощь учителям окажут учебники с электронным приложением. Они помогут ответить на такие, всегда актуальные, вопросы:
− как обучать;
− как создать в классе соответствующую новому способу обучения образовательную среду;
− с помощью чего учить;
− как наиболее эффективно реализовать поставленные ФГОС задачи.
Поэтому применение электронных дидактических средств повышает эффективность самостоятельной познавательной деятельности обучаемых. Позволяет управлять обучением, контролировать выполнение учебной деятельности, вести диалоги. Электронные учебные пособия должны быть основной частью программно-методического комплекса, обеспечивающего возможность выполнения различных видов работ.
При помощиинтерактивной доски можно представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Это ценный инструмент для обучения всего класса, который помогает учителям преподносить новый материал увлекательно и динамично, комментировать материал и изучать его максимально подробно.
На доске можно использовать таблицы, легко изменять информацию или передвигать объекты, устанавливать связи. На уроке учитель может совмещать комментирование материала и иллюстрирование, привлекать учащихся в активном пользовании доской не только визуально, но и выполнять интерактивные операции с доской.
Электронное образование
В работе учителя начальных классов можно использовать следующие цифровые образовательные ресурсы:
ЕК ЦОР — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/); [6]
ФЦИОР — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/) [7].
Кроме вышеназванных федеральных образовательных порталов учитель может подбирать электронные образовательные ресурсы к своему уроку на любых доступных сайтах сети Интернет, использовать коммерческие электронные издания. При этом он должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивая найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн — эргономическим требованиям.
Таким образом, уроки с использованием ЭОР позволяют создать условия для глубокого и качественного усвоения учебного материала обучающимися. Это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Компьютерные технологии можно применить практически на любом школьном предмете. Позволяет педагогу сделать урок по-настоящему развивающим, познавательным и обучающим. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование ИКТ, в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, что способствует значительному повышению качества образования.
Литература:
- http://ru.wikipedia.org/wiki Автоматизированное_рабочее_место
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/19820 Словари и энциклопедии на Академике.
- http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl-term-2464.htm
- www.klayksa.net Информация о правилах пользования компьютером
- https://ru.wikipedia.org Средства обучения
- http://schoolcollection.edu.ru
- http://fcior.edu.ru/)
Ключевые слова
программное обеспечение, цифровые образовательные ресурсы, автоматизированное рабочее место (АРМ), электронные образовательные ресурсы (ЭОР), электронные учебные пособия (ЭУП)Похожие статьи
Использование технологической карты на уроках химии в условиях реализации ФГОС
Современный учитель химии — это педагог, который владеет такой формой планирования урока, как технологическая карта. Технологическая карта — это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем...
Применение ИКТ в дошкольном образовании
Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОО, освободив от рутинной ручной работы, сделать процесс обучения и развития детей простым и эффективным,...
Технология «безбумажного» обучения иностранным языкам в условиях информационно-обучающей среды
Рассматривается возможность интеграции технологии «безбумажного» обучения в процесс языковой подготовки студентов технического вуза. Данная технология является эффективным способом реализации функций информационно-обучающей среды современного учебног...
Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку
В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...
Эдьютеймент на уроках английского в школе: вовлечение и обучение
Качественного образования по предмету «Английский язык» можно добиться, используя технологию Edutainment. Данный подход к построению урока позволяет сделать обучение увлекательным и доступным, благодаря игровым форматам. Авторы статьи рассказывают о ...
Использование интернет-ресурса «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» в преподавании русского языка
В статье описываются разные виды электронных образовательных ресурсов сайта «Единая коллекция ЦОР». Показана актуальность, практическая значимость использования электронных образовательных ресурсов на разных этапах урока русского языка. ЭОР можно исп...
Актуальность использования цифровых образовательных ресурсов на современном уроке английского языка
Важнейшей особенностью для совершенствования и оптимизации учебного процесса в обучении детей иностранному языку является использование новых информационных технологий, которые позволяют разнообразить форму работы, сделать урок более интересным. Так ...
Требования к материально-техническому обеспечению, необходимому для создания и использования электронных образовательных ресурсов
Статья рассматривает актуальные требования к материально-техническому обеспечению, необходимому для успешного создания и использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в современном образовании. Исследование охватывает несколько ключевых ас...
Анализ практики использования средств мультимедиа в образовании школьников
В статье рассматривается практика использования мультимедиа на уроках, в том числе и ОБЖ, в общеобразовательных школах (на примере МКОУ гимназии № 177 г. Санкт-Петербург), которые оказывают наиболее эффективное воздействие на учащегося, который стано...
Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов
Данная статья акцентирует внимание на развитие самостоятельной работы студентов посредством использования ресурсов Интернет с целью улучшения процесса обучения иностранному языку. Особое внимание уделяется развитию критического мышления, аналитически...
Похожие статьи
Использование технологической карты на уроках химии в условиях реализации ФГОС
Современный учитель химии — это педагог, который владеет такой формой планирования урока, как технологическая карта. Технологическая карта — это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем...
Применение ИКТ в дошкольном образовании
Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОО, освободив от рутинной ручной работы, сделать процесс обучения и развития детей простым и эффективным,...
Технология «безбумажного» обучения иностранным языкам в условиях информационно-обучающей среды
Рассматривается возможность интеграции технологии «безбумажного» обучения в процесс языковой подготовки студентов технического вуза. Данная технология является эффективным способом реализации функций информационно-обучающей среды современного учебног...
Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку
В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...
Эдьютеймент на уроках английского в школе: вовлечение и обучение
Качественного образования по предмету «Английский язык» можно добиться, используя технологию Edutainment. Данный подход к построению урока позволяет сделать обучение увлекательным и доступным, благодаря игровым форматам. Авторы статьи рассказывают о ...
Использование интернет-ресурса «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» в преподавании русского языка
В статье описываются разные виды электронных образовательных ресурсов сайта «Единая коллекция ЦОР». Показана актуальность, практическая значимость использования электронных образовательных ресурсов на разных этапах урока русского языка. ЭОР можно исп...
Актуальность использования цифровых образовательных ресурсов на современном уроке английского языка
Важнейшей особенностью для совершенствования и оптимизации учебного процесса в обучении детей иностранному языку является использование новых информационных технологий, которые позволяют разнообразить форму работы, сделать урок более интересным. Так ...
Требования к материально-техническому обеспечению, необходимому для создания и использования электронных образовательных ресурсов
Статья рассматривает актуальные требования к материально-техническому обеспечению, необходимому для успешного создания и использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в современном образовании. Исследование охватывает несколько ключевых ас...
Анализ практики использования средств мультимедиа в образовании школьников
В статье рассматривается практика использования мультимедиа на уроках, в том числе и ОБЖ, в общеобразовательных школах (на примере МКОУ гимназии № 177 г. Санкт-Петербург), которые оказывают наиболее эффективное воздействие на учащегося, который стано...
Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов
Данная статья акцентирует внимание на развитие самостоятельной работы студентов посредством использования ресурсов Интернет с целью улучшения процесса обучения иностранному языку. Особое внимание уделяется развитию критического мышления, аналитически...