Продуктивные педагогические технологии в процессе освоения учебной дисциплины
Автор: Богинь Елена Николаевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)
Дата публикации: 07.10.2013
Статья просмотрена: 1174 раза
Библиографическое описание:
Богинь, Е. Н. Продуктивные педагогические технологии в процессе освоения учебной дисциплины / Е. Н. Богинь. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 109-110. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4272/ (дата обращения: 16.12.2024).
Информационный бум, сопровождающий нас сегодня, заставляет педагогов пересматривать традиционные формы работы, переосмысливать содержание образования.
Федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы и Концепцией развития профессионального образования Красноярского края до 2020 года предусмотрены такие приоритеты образования, как доступность, качество, эффективность.
Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации, то есть новые знания, приёмы, подходы, технологии для получения результата.
В последние десятилетия в педагогической практике начали широко применяться различные технологии.
В данной статье под педагогической технологией понимается набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.
Для повышения качества подготовки специалиста, активизации познавательной деятельности студентов, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности в Ачинском педагогическом колледже на занятиях педагогики применяются такие педагогические технологии, как дискуссия в учебном процессе, технология «Образ и мысль», проблемно-диалогическая технология и игровые технологии.
С целью контроля знаний применяются следующие педагогические технологии: конференция однородных групп, мнемотурнир, ученики-учителя, шольц-методика (опрос семерых).
Остановимся подробнее на технологии «мнемотурнир», направленной на восстановление в памяти, повторение и закрепление ранее воспринятой информации, формирование связей между отдельными частями информации. Помимо названного выше технология выполняет следующие функции:
- Развитие памяти слушателей.
- Активизация обучающей функции контроля знаний.
- Активизация стимулирующей функции опроса.
- Формирование законопослушания.
Мнемотурнир позволяет сделать опрос более интересным как для преподавателей, так и для студентов, избавить преподавателей от рутинности проверочной работы, сделать оценки более объективными и эффективными, устранить конфликтную ситуацию, которая может возникнуть между преподавателем и обучающимся, развить их речь.
Данный вид бесконфликтного опроса использую в педагогической практике по следующему алгоритму:
1.Сообщается тема. 2.Определяются эксперты. 3.Формируются подгруппы. 4. Преподаватель задает первый вопрос. 5. Каждый учащийся самостоятельно обдумывает вопрос и отвечает на него. Заносит ответ в карточку в колонку «я». По истечении времени студенты должны поставить после последнего слова скобки и в них вписать цифру, которая определяет его степень уверенности: 0 — не уверен; 1 — сомневаюсь; 2 — уверен. Если ответа нет, то необходимо поставить прочерк напротив цифры вопроса. 6. На следующем этапе после самостоятельного выполнения можно проконсультироваться в группе. Ответ вносится в листок самоконтроля в колонку «группа». Ставится балл степени уверенности.
Я |
Группа |
Эталон |
Балл |
1. Ответ (2) |
1. Ответ (2) |
1. Запись эталона |
от 0 до 1 |
7. Отвечает устно подгруппа или отдельный учащийся. Этот этап предполагает развитие устной речи. 8. Преподаватель сообщает правильный ответ (эталон ответа). Этот ответ вносят в карточку в третью колонку. 9. Последовательно предъявляются все вопросы мнемотурнира. 10. После предъявления всех вопросов каждый учащийся суммирует все баллы по каждому вопросу. 11. Эксперты собирают листки контроля и подсчитывают среднее арифметическое правильных ответов в группе. 12. Преподаватель эмоционально, коротко подводит итоги и обобщает результаты: какова успешность усвоения материала, на что обратить внимание и т. п.
Продуктивные педагогические технологии позволяют не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, а также проводить своевременный и полноценный контроль полученных знаний и умений студентов.
Такие формы «снимают» традиционность с занятия, оживляют его. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у студентов интереса к предмету.
Литература:
1. Катханов М. В. и др. Методика разработки и внедрения рейтинг — контроля умений и знаний студентов: Учебное пособие. — М., 1991.
2. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб., 2002.
3. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. — Ростов-на-Дону, 2001.
4. Педагогическая технология: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/под общ. ред. В. С. Кукушкина. — Ростов-на-Дону, 2010.
5. Трайнев В. А., Трайнев И. В. Информационные коммуникационные педагогические технологии. — М.: ИТК «Дашков и Ко», 2009