Инновационные технологии в преподавании иностранного языка в организациях среднего профессионального образования
Автор: Фёдорова Елена Викторовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
XLV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)
Дата публикации: 05.03.2023
Статья просмотрена: 93 раза
Библиографическое описание:
Фёдорова, Е. В. Инновационные технологии в преподавании иностранного языка в организациях среднего профессионального образования / Е. В. Фёдорова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 44-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/481/17828/ (дата обращения: 16.11.2024).
В последнее время вопрос о применении инновационных технологий в организациях среднего профессионального образования становится наиболее актуален. В эпоху динамичной информатизации современного общества все его сферы требуют определенных модификаций, в особенности система образования. Речь идет не только о новых технических средствах, но и о новых формах и методах преподавания, поиске новых подходов к процессу обучения.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся, в том числе и обучение практическому овладению иностранным языком. Первостепенная задача современного преподавателя состоит в создании условий практического овладения языком для каждого студента, в выборе таких методов обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою активность, креативность и творчество.
Основной целью обучения иностранному языку в системе среднего профессионального образования (далее СПО) является дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности студентов общаться с носителями языка в разных формах: устной и письменной. Эту цель можно достичь, если предоставить возможность устной практики речи с учетом индивидуальных возможностей и способностей каждого студента при правильном выборе образовательной технологии.
Технология обучения в сотрудничестве или обучение в малых группах наиболее благоприятна для использования в СПО. Современный выпускник СПО должен уметь выделять проблему и находить пути ее решения, самостоятельно производить отбор информации, аргументировать и отстаивать свою точку зрения и т. д. Развитию этих умений способствует именно технология обучения в сотрудничестве. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом индивидуальных особенностей и способностей студентов, их уровня обученности, склонностей и т. д.
Технологию обучения в сотрудничестве применяют и развивают преподаватели по всему миру. Основная идея данной технологии заключается в создании благоприятных и наиболее подходящих условий для совместной активной учебной деятельности обучающихся (студентов) в различных учебных ситуациях. Результаты тоже являются совместными: или студент добивается успешных результатов вместе со всей группой или парой или нет.
Существует несколько вариантов обучения в сотрудничестве:
- Обучение в команде — формируется группа, результат работы которой складывается из самостоятельной работы каждого члена группы и непосредственно активного взаимодействия между членами группы в процессе работы над определенной задачей, проблемой или темой, подлежащей изучению.
Обучение в сотрудничестве сводится ко двум основным принципам:
а) «награды» — группы получают ОДНУ на всех в виде балльной оценки, похвалы;
б) «индивидуальная» ответственность каждого студента означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее представителя. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой, приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по определенной проблеме;
- Jigsaw. Студенты организуются в группы по 4–6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Такая работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала. Каждый член группы находит материал по своей части. Например, после изучения языкового материала по географическому положению той или иной страны, каждая группа выполняет задания по отдельной стране.
Обучение в сотрудничестве предполагает, что студенты, усвоившие материал быстрее, могут помочь более слабым студентам. Кроме того, обучение в малых группах способствует созданию атмосферы доверия внутри групп и психологического комфорта участников, так как не каждый студент может обратиться за помощью к педагогу, но каждый может прояснить все непонятные моменты у более сильных товарищей по группе.
Несомненно, к группе самых интересных и благоприятных инновационных технологий для использования в СПО относится технология критического мышления. Технология критического мышления представляет собой комплекс обучающих приемов через чтение и письмо.
Данная технология позволяет преподавателю:
— повысить интерес к процессу обучения;
— сформировать навыки написания текстов различных жанров;
— развивать способности к самостоятельной работе с информацией любой сложности.
Технология критического мышления позволяет студентам:
— повысить эффективность восприятия информации;
— уметь работать в сотрудничестве с другими;
— уметь отделять главное от второстепенного в тексте или в речи.
В технологии критического мышления выделяют три этапа:
— Вызов;
— Осмысление содержания;
— Рефлексия.
Деятельность преподавателя на первом этапе направлена на вызов у студентов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу.
В это время студент вспоминает, что ему известно по этому материалу, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
Существуют следующие приемы этапа вызова :
— Составление списка «известной информации» (синквейн);
— Верные и неверные утверждения;
— «Толстые» и «тонкие» вопросы;
— Мозговой штурм.
Все вышеперечисленные приемы этапа вызова могут быть использованы на занятиях английского языка. На этапе осмысления содержания деятельность преподавателя направлена на поддержание интереса студентов к теме при работе с новой информацией. Студент читает текст, слушает, делает заметки на полях или ведет записи по мере освоения новой информации.
Выделяют следующие приемы этапа осмысления:
— Методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун», «пирамидная история»;
— Ведение дневников записей;
— Поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы.
На заключительном этапе рефлексии, преподаватель «возвращает» студентов к первоначальным записям и просит выполнить задания, пользуясь изученной информации.
Есть следующие приемы этапа рефлексии:
— Заполнение кластеров, таблиц;
— Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
— Ответы на поставленные вопросы;
— Организация устных и письменных круглых столов.
Благодаря данным приемам этапа рефлексии любой студент может сделать вывод по изучаемой теме занятия без помощи преподавателя. Технология развития критического мышления обладает огромным количеством приемов и стратегий. При правильных условиях применения данной технологии в системе СПО у студентов повышается ответственность за качество собственного обучения, развиваются необходимые навыки работы с текстами любого типа и формируется умение вырабатывать и аргументировать собственную точку зрения по определенной теме.
Литература:
- Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М.: Издательский центр «Академия», 2007–368 с.