Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мартьянов, Е. Ю. Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность / Е. Ю. Мартьянов, С. О. Лерер. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/6028/ (дата обращения: 21.12.2024).

Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом и настоящем. Исследователями постулируется необходимость развития межшкольного учебного комбината г. Тулы как ресурсного центра, объединяющего образовательные учреждения основного и высшего образования, предприятия, а также учреждения дополнительного профессионального образования Тулы и области.

Ключевые слова:учебный комбинат, МУК г. Тулы, профориентация, образовательная система, профессиональное образование.

Модернизация системы образования в России, подчас, не учитывает огромного опыта, накопленного учебно-производственными комбинатами. Актуальное состояние образовательной системы не предусматривает качественного развития и поддержания учебно-производственных комбинатов. Современное положение дел в прикладных педагогических исследованиях и модернизационных проектах в отношении учебно-производственных комбинатов можно охарактеризовать как стагнацию. Однако, результаты деятельности отдельных подразделений учебно-производственных комбинатов г. Тулы, плодотворная работа по взаимодействию с общеобразовательными школами и учреждениями высшего профессионального образования позволяют сделать вывод о том, что развитие деятельности межшкольного учебного комбината г. Тулы идет вопреки современным тенденциям в отечественном образовании. Детальное рассмотрение последней редакции закона об образовании [1] позволяет сделать вывод о том, что к окончательному вступлению в силу данного закона в 2016 году из образовательной среды исчезнут такие понятия как «учебно-производственный комбинат», «гимназия», «лицей», в связи с заменой их единым понятием «организация». Исчезают из текста закона и возможность общеобразовательного учреждения осуществлять допрофессиональную и профессиональную подготовку учащихся. К подобной унификации необходимо относиться с большой осторожностью, поскольку потеря образовательными учреждениями индивидуальной специфики приведет к снижению уровня подготовки учащихся при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения.

Таким образом, необходимо отметить, что в современных условиях образовательной среды учебным комбинатам приходиться вести деятельность в сложных условиях, которые заставляют доказывать необходимость и эффективность работы образовательного учреждения каждый день. Примером подобной успешной работы может стать деятельность межшкольного учебного комбината № 4 города Тулы, ныне главной кадровой и технической базы объединенного межшкольного комбината. Целью данной статьи является обзор истории деятельности комбината, а также определение его значительной роли в образовательной среде зареченского района города Тулы, городской образовательной системы в целом, а также образовательной системы области.

Открытие учебно-производственного комбината г. Тулы состоялось 21 июля 1981 года. В основе идеи открытия комбината лежало желание создать крупную учебно-материальную базу обучения школьников, а также овладения начальной профессиональной деятельностью учащимися. [2] Уже в 1981 году в комбинате обучалось 1080 человек, которые могли получить 14 специальностей. Ориентация образовательного процесса на потребности предприятий города Тулы определила ключевую роль комбината в процессе интеграции школы и предприятий начальной трудовой деятельности выпускников. Деятельность комбината была тесно связана с крупными предприятиями города. Заводы г. Тулы регулярно присылали заказы на выпуск продукции, а комбинат обеспечивал предприятия города продукцией и молодыми квалифицированными кадрами. С развитием материально-технической базы в комбинате были открыты специальности, связанные с ЭВМ. Таким образом, учебный комбинат представлял собой центральное звено начальной профессиональной подготовки учеников в СССР, — большая материально-техническая база, квалифицированные педагогические кадры, интеграция с ведущими предприятиями города и области определили значимую роль комбината в образовательной системе города Тулы. Обращаясь к истории учебного комбината № 4 города Тулы, нельзя не упомянуть о книге почетных гостей комбината, которая содержит отзывы многочисленных международных делегаций рабочих и преподавателей, которые посещали учебный комбинат для ознакомления с производственно-педагогическим процессом и обмена опытом. Делегации Чехословакии, Вьетнама, Китая и многих других стран. Многочисленные свидетельства о высоких оценках деятельности учебного комбината определяют те значительные связи, которые комбинат играл в процессе обучения и интеграции в трудовую жизнь молодого поколения.

Однако, прекращение начальной профессиональной подготовки учащихся поставило целесообразность деятельности комбинатов под большой вопрос. Сложилась парадоксальная ситуация: большая учебно-материальная база, обширные учебно-производственные территории, квалифицированный преподавательский состав фактически остался никому не нужным. Стагнация в деятельности некоторых учебных комбинатах продолжается и сегодня. Четвертый учебный комбинат г. Тулы благополучно пережил данный период после прихода в 2005 году к руководству О. А. Лерера. Талант нового директора к эффективному менеджменту образовательным учреждением оказался весьма полезен. Одна из главных проблем, которая встала перед учебными комбинатами после снятия функций по начальной профессиональной подготовке учащихся, — недостаточная наполненность учащимися, была быстро и эффективно решена новым руководителем. По инициативе О. А. Лерера были получены лицензии на введение образовательной деятельности по предметам «технология» и «информатика и ИКТ». Наличие учебно-материальной базы, а также квалифицированный кадровый коллектив позволили директору организовать выгодное сотрудничество между учебными заведениями района и комбинатом.

Создание образовательного учреждения, ведущего преподавание таких специфических дисциплин как технология и информатика, требующих особой учебно-материальной базы и квалификации педагогических кадров оказалось жизненно необходимым для образовательных учреждений района, не имевших достаточных учебно-производственных площадей и необходимого кадрового состава. Преподавание технологии требует наличия особого оборудования и мастерских, также как и информационно-коммуникационных технологий.

Говоря о роли межшкольного учебного комбината в образовательной системе зареченского района нельзя не сказать о той разгрузке, которую выполняет комбинат, ежедневно принимая контингент обучающихся школ района. Стремление обеспечить непрерывность образовательного процесса, а также высокий уровень учебно-материального оборудования комбината позволили гармонично организовать день учащихся, которые изучают технологию и информатику, а также другие образовательные предметы на базе комбината. Зареченский учебно-производственный комбинат является базовой площадкой организации и проведения научно-методических мероприятий института повышения квалификация и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области. На базе учебного комбината регулярно проводятся научно-методические мероприятия и региональные педагогические мастерские, объединяющие учителей Тулы и области. Так 18 февраля 2014 году в учебном комбинате проходила региональная педагогическая мастерская «Формирование универсальных учебных действий учащихся в ходе выполнения исследовательских проектов в процессе обучения технологии». В ее работе приняли участие 40 учителей технологии из образовательных учреждений г. Тулы и 16 районов Тульской области. [3] Один из ведущих докладов конференции, посвященный актуальным разработкам проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии, принадлежал Вешниковой В. Г., преподавателю межшкольного учебного комбината. При участии преподавателя учебного комбината Елагиной Л. И. и специалистов тульского колледжа профессиональных технологий и сервиса на базе комбината проходят мастер-классы по косметологии и визажу. Высокий уровень квалификации педагогических кадров комбината позволил директору О. А. Лереру организовать взаимовыгодное сотрудничество учебного комбината и Тульского государственного университета. В 2013–2014 учебном году под руководством С. Б. Выголовского и К. В. Максимова проходили практики студентов очного отделения механико-технологического факультета тульского государственного университета. Среди постоянных партнеров учебного комбината можно отметить образовательные учреждения и предприятия зареченского района, центр психологической помощи молодежи «Шанс», государственное учреждение Тульской области «Центр занятости населения города Тулы». На городском уровне комбинат осуществляет сотрудничество с МУП «Тулгорэлектротранс», ОАО НПО «НИИ «Стрела»», ОАО «Тулпассажиртранс».

Подобный высокий уровень квалификации педагогических кадров комбината достигается грамотной методической работой внутри учреждения: методические объединения учителей технологии и информатики определяют и корректируют учебную и научно-методическую организацию образовательного процесса на учебный год. Усилиями методистов комбината в 2009–2010 учебном году в образовательную систему комбината были внедрены программы профильного обучения 10 классов по индустриально-технологическому профилю, включающему в себя направления технологии, а также черчения и графики.

Возвращаясь к уровню материально-технического оснащения комбината, нельзя не отметить, что наличие трех кабинетов преподавания информационно-коммуникационных технологий, мастерских обработки металла и дерева, кабинетов радиотехнологии, обработки тканей, делопроизводства и документоведения, косметологии позволяет организовать уникальное образовательное пространство, ориентированное на профориентационную работу с учащимися. Профильная оснащение кабинетов позволило организовать и успешно внедрять ряд курсов по выбору, таких как «домашний косметолог», «основы медицинских знаний», «удивительная электроника», «обработка информации на компьютере», «человек и профессия». Помимо курсов по выбору в профориентационной среде комбината существуют элективные курсы: «Экономика и предпринимательство», «Декорирование трикотажных изделий», «Современный дизайн интерьера», «Металлорежущие станки и комплексы», «Электрорадиотехнологическая системотехника». В рамках профориентационной работы комбинат осуществляет сотрудничество с образовательными учреждениями зареченского района по созданию школьных кабинетов и уголков профориентации. В профориентационной системе учебного комбината существуют мощные информационно-коммуникативные комплексы, программное обеспечение которых позволяет транслировать информацию об учебных профессиях, а также проводить профориентационные мероприятия с обучающимися, родителями и профессиональными учебными заведениями. Стимулированию профессиональной ориентации учащихся способствуют и многочисленные экскурсии, проводимые комбинатом в технические колледжи и предприятия города.

Профориентационная система учебного комбината включает в себя направления по информированию, консультации и организации работы с учениками и учебными заведениями района.

В своей работе мы дали лишь краткую характеристику деятельности межшкольного учебного комбината города Тулы в прошлом и настоящем. Нельзя не согласиться с тем, что учебный комбинат играет огромную роль в образовательной системе района и города. Сотрудничество с образовательными учреждениями и предприятиями района и города, большая учебно-методическая база, квалифицированный педагогический коллектив, — все эти факторы обеспечивают еженедельный прием более двух тысяч учащихся образовательных учреждений зареченского района в неделю. Не смотря на то, что начальное профессиональное образование школьников осталось в прошлом, профориентационной работе с учениками в современной образовательной системе уделяется огромное внимание. Межшкольный учебный комбинат в современной образовательной среде стал тем ресурсным центром профессиональной ориентации учащихся, который был жизненно необходим образовательной системе Тулы.

Литература:

1.       Федеральный закон об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 21.06.2014)

2.       Сайт межшкольного учебного комбината г. Тулы [Электронный ресурс] // URL: http://mou-muk4.ucoz.ru/ (дата обращения: 28.06.2014)

3.       Сайт института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области [Электронный ресурс] // URL: http://ипк-тула.рф/index.php/123/regionalnye-pedagogicheskie-masterskie-rpm/593–18-fevralya-2014-goda-regionalnaya-pedagogicheskaya-masterskaya-formirovanie-universalnykh-uchebnykh-dejstvij-uchashchikhsya-v-khode-vypolneniya-issledovatelskikh-proektov-v-protsesse-obucheniya-tekhnologii (дата обращения: 28.06.2014)

Основные термины (генерируются автоматически): учебный комбинат, тула, межшкольный учебный комбинат, комбинат, зареченский район, образовательная система, образовательное учреждение, начальная профессиональная подготовка, образовательная среда, Тульская область.

Ключевые слова

профессиональное образование, профориентация, образовательная система, учебный комбинат, МУК г. Тулы, профессиональное образование.

Похожие статьи

Опыт применения свободного программного обеспечения на уроках информатики в образовательной среде межшкольного учебного комбината г. Тулы

Статья представляет собой опыт анализа внедрения информационных комплексов свободного программного обеспечения в образовательную среду мужшкольного учебного комбината г. Тулы. Авторы предпринимают попытку показать не только особенности использования ...

Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона)

В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.

Система и содержание профессионального образования в колледжах

В статье изучены проблемы системного подхода к содержанию и процессу практического профессионального образования в колледжах, конкретного установления его составных частей, правильного определения содержания выполняемых работ, в том числе системного ...

Исследование профессиональной самостоятельности обучающихся университетского учебного комплекса

В статье представлен анализ результатов исследования профессиональной самостоятельности обучающихся Университетского учебного комплекса. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (обр...

Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации

В данной статье рассматривается понятие спортивно-оздоровительного туризма, его цели и задачи. Анализируются предпосылки возникновения спортивно-оздоровительного туризма в России, а также особенности его развития и состояния на современном этапе. Про...

Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного образования как составляющих системы непрерывного образования

В статье рассматриваются особенности развития среднего профессионального образования в России, отражаются преимущества факультетов СПО как структурного подразделения вуза перед интегрированными (вуз-ссуз) моделями учебных заведений; раскрывается соде...

Процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча в 1918–1939 гг.

В статье на основании архивных источников рассматривается процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча. Исследователем описывается создание окружного совета по физической культуре, его работа и деятельность в физкультурном движении с...

Из опыта практики взаимодействия НКО и органов местного самоуправления (на примере Тулы)

В статье представлена актуальная информация об успешных практиках взаимодействия таких институтов гражданского общества как органы местного самоуправления и некоммерческие организации на примерах реализации муниципальной программы «Поддержка и развит...

Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности

В статье авторы указывают на значимость дошкольного детства в дальнейшем становлении каждого человека, концентрируя внимание на вопросах управления дошкольной образовательной организацией. Представлена характеристика наиболее ценных качеств современн...

Сайт образовательного учреждения как инструмент реализации государственной по-литики в сфере образования

В статье автор дает обоснование и описание процесса создания сайта образовательного учреждения как необходимого компонента открытого информационного взаимодействия организации и общественности. На примере поэтапного создания сайта Детской школы искус...

Похожие статьи

Опыт применения свободного программного обеспечения на уроках информатики в образовательной среде межшкольного учебного комбината г. Тулы

Статья представляет собой опыт анализа внедрения информационных комплексов свободного программного обеспечения в образовательную среду мужшкольного учебного комбината г. Тулы. Авторы предпринимают попытку показать не только особенности использования ...

Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона)

В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.

Система и содержание профессионального образования в колледжах

В статье изучены проблемы системного подхода к содержанию и процессу практического профессионального образования в колледжах, конкретного установления его составных частей, правильного определения содержания выполняемых работ, в том числе системного ...

Исследование профессиональной самостоятельности обучающихся университетского учебного комплекса

В статье представлен анализ результатов исследования профессиональной самостоятельности обучающихся Университетского учебного комплекса. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (обр...

Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации

В данной статье рассматривается понятие спортивно-оздоровительного туризма, его цели и задачи. Анализируются предпосылки возникновения спортивно-оздоровительного туризма в России, а также особенности его развития и состояния на современном этапе. Про...

Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного образования как составляющих системы непрерывного образования

В статье рассматриваются особенности развития среднего профессионального образования в России, отражаются преимущества факультетов СПО как структурного подразделения вуза перед интегрированными (вуз-ссуз) моделями учебных заведений; раскрывается соде...

Процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча в 1918–1939 гг.

В статье на основании архивных источников рассматривается процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча. Исследователем описывается создание окружного совета по физической культуре, его работа и деятельность в физкультурном движении с...

Из опыта практики взаимодействия НКО и органов местного самоуправления (на примере Тулы)

В статье представлена актуальная информация об успешных практиках взаимодействия таких институтов гражданского общества как органы местного самоуправления и некоммерческие организации на примерах реализации муниципальной программы «Поддержка и развит...

Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности

В статье авторы указывают на значимость дошкольного детства в дальнейшем становлении каждого человека, концентрируя внимание на вопросах управления дошкольной образовательной организацией. Представлена характеристика наиболее ценных качеств современн...

Сайт образовательного учреждения как инструмент реализации государственной по-литики в сфере образования

В статье автор дает обоснование и описание процесса создания сайта образовательного учреждения как необходимого компонента открытого информационного взаимодействия организации и общественности. На примере поэтапного создания сайта Детской школы искус...