Из опыта практики взаимодействия НКО и органов местного самоуправления (на примере Тулы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 01.12.2020

Статья просмотрена: 242 раза

Библиографическое описание:

Ермаков, В. В. Из опыта практики взаимодействия НКО и органов местного самоуправления (на примере Тулы) / В. В. Ермаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75949/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлена актуальная информация об успешных практиках взаимодействия таких институтов гражданского общества как органы местного самоуправления и некоммерческие организации на примерах реализации муниципальной программы «Поддержка и развитие общественных организаций, повышение эффективности молодежной политики в муниципальном образовании город Тула», а так же взаимодействия НКО, возглавляемого автором, с Общественным ресурсным центром города Тула.

Ключевые слова: Тула, местное самоуправление, Общественный ресурсный центр, муниципальное образование, государственная власть, муниципальная программа.

Гражданское общество является одной из основных составляющих демократического, правового государства. Некоммерческие организации (НКО) играют одну из ключевых ролей в формировании гармонично развивающегося гражданского общества. Это вызвано рядом факторов:

– граждане объединяются по общности интересов, для решения каких либо проблем, поддержки тех или иных категорий (волонтеры, ветераны, чернобыльцы, солдатские матери, экологи и тд);

– ежегодно регистрируются новые объединения граждан;

– участники НКО видят проблемы общества изнутри и знают, какие меры могут решить их, а зачастую способны самостоятельно это сделать;

– участники НКО зачастую являются экспертами в тех или иных вопросах сферы деятельности организации и могут привлекаться для консультация органами государственной власти, местного самоуправления и СМИ.

Конституция Российской Федерации в статье 30 закрепляет право граждан на объединение и гарантирует свободу деятельности общественных объединений [1]. По данным Управления Министерства юстиции по Тульской области на сегодняшний день в городе Тула зарегистрированы более 500 общественных организаций, а в регионе в целом — свыше 1600 НКО.

Для поддержки НКО в муниципальном образовании город Тула по поручению Губернатора Тульской области была принята муниципальная программа муниципального образования город Тула «Поддержка и развитие общественных организаций, повышение эффективности молодежной политики в муниципальном образовании город Тула» на 2018 -2022 годы [2].

Целью реализации муниципальной программы муниципального образования город Тула «Поддержка и развитие общественных организаций, повышение эффективности молодежной политики в муниципальном образовании город Тула» является развитие института территориальных общественных самоуправлений, общественных объединений, вовлечение большего количества жителей муниципального образования город Тула в деятельность местного самоуправления, повышение качества предоставления муниципальных услуг в сфере молодежной политики, содействие самореализации молодежи.

Достижение цели обеспечивается за счет решения задач муниципальной программы:

  1. Создание условий для повышения эффективности взаимодействия администрации города Тулы, общественных объединений и территориальных общественных самоуправлений;
  2. Создание условий для самореализации молодежи и повышения качества предоставления муниципальных услуг в сфере молодежной политики.

Решение указанных задач обеспечивается через систему мероприятий, предусмотренных в следующих подпрограммах:

  1. Подпрограмма «Поддержка и развитие территориального общественного самоуправления и общественных объединений в муниципальном образовании город Тула».
  2. Подпрограмма «Молодежь муниципального образования город Тула» [3].

Ответственным исполнителем данной программы является Управление по местному самоуправлению и молодежной политике администрации города Тулы, соисполнителями Управление физической культуры и спорта администрации города Тулы, Управление культуры и туризма администрации города Тулы, а также главные управления администрации города Тула по пяти территориальным округам [4].

Рассмотрим несколько мероприятий, проводимых Управлением по местному самоуправлению и молодежной политике администрации города Тулы в целях реализации вышеуказанной программы.

В ноябре 2019 года в атриуме Тульского кремля прошел Тульский городской общественный форум «Гражданское общество 71». Это уже пятый форум общественных организаций, который проходит в форме слета представителей действующих общественных объединений, а также активной части населения по актуальным вопросам развития города Тулы. В форуме приняли участие более 600 представителей некоммерческих организаций.

Программа форума включила работу ряда секций, таких как:

Диалог на равных «Социальная активность как молодёжный тренд».

Взаимодействие СМИ и НКО «Акцент на социальную журналистику».

Взаимодействие бизнеса и НКО «Диалог устойчивых партнёров».

«Институты общественного самоуправления как механизм формирования устойчивых городов».

В работе секций приняли участие эксперты федерального уровня, представители государственной власти и бизнеса, модераторами работы секций выступили сотрудники Управления по местному самоуправлению и молодежной политике администрации города Тула, представители законодательного собрания города.

Экспертами федерального уровня для активистов и участников НКО были проведены ряд мастер-классов.

Еще одной площадкой форума стала Тульская выставка-ярмарка общественных проектов. Выставка-ярмарка проводится в Туле вот уже 9 раз и статистика показывает положительную динамику роста социальной активности граждан. Так, в 2011 году было представлено 37 социально-значимых проектов, а в 2019 году было представлено уже 90 проектов от 72 общественных объединений. Всего за девять лет презентовано более 400 проектов по различным социально-значимым направлениям, ориентированных на разные целевые и возрастные группы. Организации-участники выставки-ярмарки продемонстрировали представителям органов государственной власти и местного самоуправления, коллегам из других НКО, представителям прессы и другим гостям форума свои успешные практики. Рост количества проектов, представленных на выставке, мы можем увидеть на рисунке 1.

Количественный рост числа проектов, представленных на выставке-ярмарке общественных проектов

Рис. 1. Количественный рост числа проектов, представленных на выставке-ярмарке общественных проектов

Для поддержки НКО по различным направлениям и в рамках муниципальной программы в 2018 году начал свою работу Общественный ресурсный центр города Тулы, который обеспечивает создание для ТОС, НКО и гражданских активистов условий для устойчивой и продуктивной работы, конструктивного взаимодействия, обмена опытом, развития профессиональных навыков, обучения. Менее чем за два года на базе ОРЦ проведено 625 мероприятий, в которых приняли участие свыше 10 000 человек, сотрудниками центра проведено свыше 500 консультаций. Работает уникальная образовательная практика Клуб «Устойчивое развитие ТОС», в которой приняли участие представители 15 ТОС города [5].

Только в 2019 г. на базе ОРЦ проведено 436 мероприятий, в которых приняли участие свыше 5000 человек. Услугами коворкинг-центра воспользовались 297 раз. Сотрудниками центра проведено свыше 650 консультаций.

В 2019 г. помещениями Общественного ресурсного центра города Тулы воспользовались более 400 раз. Приятно отметить, что ряд НКО используют помещения ОРЦ для реализации своих проектов на постоянной основе:

Федерация спортивного туризма Тульской области проводит «Школу туризма» по двум направлениям (пеший и велосипедный туризм), МамКомпания реализует проект для будущих родителей и родителей малышей до года «Городской семинар для беременных», включающий в себя курс лекций, благодаря которым участники обучения могут разобраться в различных вопросах, связанных с беременностью, родами и последующим уходом за малышом, «Маленькая страна — Мы есть» проводит бесплатный курс тренингов для родителей, которые только столкнулись с диагнозом аутизм, занятия включают в себя психологическую поддержку, консультирование, общение с другими семьями. Клуб «Наследие Левши» проводит бесплатные занятия для детей по стендовому моделизму и росписи военно-исторической миниатюры. Организация «МОГУ!» — тренинги для людей с ограниченными возможностями, школу инклюзивного творчества «Добрые люди», школу социального волонтерства; «Лиза Алерт» проводит обучение волонтеров, инфоргов, старших поисковых групп, встречи с активом.

Более 70 организаций пользуются помещениями Общественного ресурсного центра города Тулы: проводят организационные собрания с активом организаций, обучающие мероприятия, конференции, круглые столы. На базе общественного ресурсного центра так же проводятся заседания координационного Совета общественных объединений города Тула. На базе ОРЦ также оказывается образовательная поддержка, которая включает в себя проведение различных семинаров по правовым, экономическим, организационным и иным вопросам ведения деятельности НКО, курсы по социальному проектированию и разработке социально значимых проектов.

Так, в 2019 г., на базе ОРЦ для представителей более 30 НКО было проведено: 4 семинара-практикума по социальному проектированию; 4 семинара-тренинга на темы «Работа с командой» и «Привлечение партнеров»; 2 образовательных курса «НКО-поставщик качественных социальных услуг» и «ТОС-поставщик качественных социальных услуг»; 8 проектных мастерских. Проводятся консультации от вопросов по бухгалтерскому, юридическому сопровождению деятельности до участия в конкурсах на предоставление субсидий на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Также Общественный ресурсный центр города Тула оказывает некоммерческим организациям и информационную поддержку, которая включает в себя предоставление информационной площадки на сайте ОРЦ и сайте администрации города Тулы, а также в группах ОРЦ в социальных сетях. На сайте ОРЦ любая общественная организация может зарегистрировать карточки с информацией о себе, в которой размещаются актуальные данные о НКО и информация о её деятельности.

Таким образом, на примере взаимодействия Управления по местному самоуправлению и молодежной политике администрации города Тула с некоммерческими организациями мы видим, что количество социально-активных граждан и их объединений растет, равно как и количество позитивных практик взаимодействия НКО и органов местного самоуправления [6, с.26]. Можно также отметить непрерывный рост значения НКО в развитии гражданского общества регионов.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Постановление администрации г. Тула от 12.12.2017г. № 4132 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Тула «Поддержка и развитие общественных организаций, повышение эффективности молодежной политики в муниципальном образовании город Тула».

3. Приложение к Постановлению администрации г. Тула от 12.12.2017г. № 4132 «Муниципальная программа муниципального образования город Тула «Поддержка и развитие общественных организаций, повышение эффективности молодежной политики в муниципальном образовании город Тула».

4. Официальный сайт администрации города Тула https://www.tula.ru/

5. Официальный сайт Общественного ресурсного центра г. Тула https://xn--71-emci4a.xn--p1ai/

6. Брежнев, Д. А. Проблемы и опыт развития социальной сферы муниципальных образований / Д. А. Брежнев, А. И. Левин. — Текст: непосредственный // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2014. — № 4. — С. 26–28.

Основные термины (генерируются автоматически): Тула, местное самоуправление, муниципальное образование, Общественный ресурсный центр, муниципальная программа, город, государственная власть, Гражданское общество, молодежная политика, федеральный уровень.


Похожие статьи

Оценивание эффективности реализации молодежных общественных инициатив клубными учреждениями сельского поселения России

Данная статья посвящена рассмотрению понятия «молодежные общественные инициативы» на примере российских клубных учреждений. Особое внимание уделяется технологиям оценки эффективности молодежных общественных инициатив в деятельности клубных учреждений...

Реализация проекта электронного правительства в условиях административной реформы в Российской Федерации (на примере Московской области)

В данной статье рассматривается тема внедрения механизмов электронного правительства в повседневную жизнь в ходе проводимой административной реформы в Российской Федерации. Методика применения электронной формы взаимодействия обеспечивает прозрачност...

Центр профессионального развития сотрудников как инструмент оптимизации работы на примере автономного учреждения Курской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг»

В статье приведен пример успешной практики внедрения изменений в процесс обучения новых сотрудников АУ КО «МФЦ». Концепция учебного центра предусматривает создание на основе принципов бережливого производства эффективного инструмента профессиональног...

Изучение деятельности сельских клубных учреждений Московской области по организации молодежных общественных инициатив

Данная статья посвящена рассмотрению деятельности сельских клубных учреждений Московской области по организации молодежных общественных инициатив. Особое внимание уделяется месту молодежи и ее взаимодействию с клубными учреждениями по реализации обще...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Многофункциональный центр как форма предоставления государственных услуг (на примере ГБУ Курганской области «МФЦ»)

В статье авторами освещена тема предоставления государственных услуг органами исполнительной власти на базе ГБУ Курганской области «МФЦ». Затрагивается актуальные в настоящее время проблемы межведомственного взаимодействия между органами исполнительн...

Реализация государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне

Статья посвящена исследованию роли местных органов власти в реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне управления. Проведен анализ реализации государственной политики в сфере общего образования на примере Кировгра...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье автор анализирует актуальные организационно-правовые подходы административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многоф...

Направления совершенствования молодежной политики в регионе на примере деятельности Комитета по делам культуры, молодёжи и спорта Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район»

В статье определена роль молодежной политики в муниципальной политики региона. Рассмотрены основные технологии и направления формирования программ по молодежной политике в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район». На основании и...

Похожие статьи

Оценивание эффективности реализации молодежных общественных инициатив клубными учреждениями сельского поселения России

Данная статья посвящена рассмотрению понятия «молодежные общественные инициативы» на примере российских клубных учреждений. Особое внимание уделяется технологиям оценки эффективности молодежных общественных инициатив в деятельности клубных учреждений...

Реализация проекта электронного правительства в условиях административной реформы в Российской Федерации (на примере Московской области)

В данной статье рассматривается тема внедрения механизмов электронного правительства в повседневную жизнь в ходе проводимой административной реформы в Российской Федерации. Методика применения электронной формы взаимодействия обеспечивает прозрачност...

Центр профессионального развития сотрудников как инструмент оптимизации работы на примере автономного учреждения Курской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг»

В статье приведен пример успешной практики внедрения изменений в процесс обучения новых сотрудников АУ КО «МФЦ». Концепция учебного центра предусматривает создание на основе принципов бережливого производства эффективного инструмента профессиональног...

Изучение деятельности сельских клубных учреждений Московской области по организации молодежных общественных инициатив

Данная статья посвящена рассмотрению деятельности сельских клубных учреждений Московской области по организации молодежных общественных инициатив. Особое внимание уделяется месту молодежи и ее взаимодействию с клубными учреждениями по реализации обще...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Многофункциональный центр как форма предоставления государственных услуг (на примере ГБУ Курганской области «МФЦ»)

В статье авторами освещена тема предоставления государственных услуг органами исполнительной власти на базе ГБУ Курганской области «МФЦ». Затрагивается актуальные в настоящее время проблемы межведомственного взаимодействия между органами исполнительн...

Реализация государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне

Статья посвящена исследованию роли местных органов власти в реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне управления. Проведен анализ реализации государственной политики в сфере общего образования на примере Кировгра...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье автор анализирует актуальные организационно-правовые подходы административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многоф...

Направления совершенствования молодежной политики в регионе на примере деятельности Комитета по делам культуры, молодёжи и спорта Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район»

В статье определена роль молодежной политики в муниципальной политики региона. Рассмотрены основные технологии и направления формирования программ по молодежной политике в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район». На основании и...

Задать вопрос