В статье рассматривается роль некоммерческих организаций в государственном секторе. Сущность взаимодействия населения и некоммерческих организаций, информированность населения о целях некоммерческих организаций и их роль в социальной жизни. Выработка ряда мероприятий для решения проблемы взаимодействия с населением в социальной деятельности некоммерческих организаций.
Ключевые слова: некоммерческие организации, форма объединения, контроль, законодательство Российской Федерации.
В Российской Федерации деятельность некоммерческих организаций регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Также законом определены основные цели создания некоммерческих организаций, некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ [1].
В современном гражданском обществе можно выделить три общественных сектора: коммерческий, публичный и некоммерческий [2]. В данном случае некоммерческие организации выступают в роли звена, который объединяет коммерческий и государственный сектор в гражданском обществе. На сегодняшний день становление некоммерческих организаций в России пока еще не находится на завершающем этапе. В отличие от двух с первых секторов, этот сектор более молодой. В связи с недостаточной информированностью населения о существовании таких организаций есть проблема неполного доверия общества к ним.
Современный некоммерческий сектор — это система относительно независимых от государства и самоуправляемых негосударственных неправительственных некоммерческих организаций неполитического и политического характера. Некоммерческие организации являются оформленными официальными объединениями граждан, деятельность которых соответствует их уставным принципам, целям и задачам. Некоммерческие организации выполняют роль индикатора уровня развития общества, выражают его различные свойства — национальную специфику, наличие и остроту существующих общественных проблем [3, с. 6].
Отсутствие доверия к некоммерческим организациям со стороны населения также является одной из острейших проблем на сегодняшний день в России. Это во многом связано с неудовлетворительным качеством оказания услуг и решением социальных вопросов со стороны некоммерческого сектора. Свою роль в подобном положении дел сыграло и информационное воздействие, направленное на разоблачение деятельности некоммерческих организаций. Недостаток доверия к некоммерческим организациям является одним из мощных застоев в развитии гражданского общества.
Для выявления у населения интереса к данному сектору гражданского общества, мной был проведен опрос учебной группы 2 курса магистратуры профиль юриспруденция, из учащихся 15 человек. По результатам опроса было выявлено, что более половины студентов ничего не слышали о некоммерческих организациях, занимающиеся решением острых социальных проблем. Вопрос об информированности о конкретных некоммерческих организация действующих в городе Новосибирск, то студенты не смогли назвать ни одной организации.
Даже анализ ответов малой группы студентов, который ведут активную социальную жизнь, может свидетельствовать о том, что молодежь современной России еще мало информирована и включена в деятельность некоммерческих организации. Учредители и руководители некоммерческих организаций называют наиболее важной причиной неучастия граждан в вопросе улучшение социальной жизни населения посредством некоммерческих организаций — это то, что у граждан отсутствует потребность помогать ближним, за исключением знакомых и родственников.
Проанализировав результаты собственного малого исследования, можно сделать вывод о том, что население в современной России нуждается в информировании о действующих некоммерческих организациях, о проводимых ими проектах, акциях, о сущности их жизнедеятельности для населения в целом.
Для иллюстрации конкретных проблем во взаимодействии некоммерческих организаций и населения, целесообразно привести пример конкретной организации.
При обсуждении данной проблемы с учредителем Автономной некоммерческой организации Центр социальной адаптации и реабилитации «РОДНИК» условно можно разделить проблему на несколько категорий:
- Отсутствие правового сознания граждан: при приме обращений граждане не в состоянии четко определить причину своего визита, отсутствие минимально необходимых документов для определения последующих действий, а так же, зачастую, полное неприятие предложенных вариантов, считая, что по ТВ (радио, соседка) знают лучше. Бывают случаи обращения граждан с различным психоэмоциональным состоянием.
- Отсутствие узких специалистов для оказания помощи (оказание услуг) в виду низкого финансирования деятельности некоммерческой организации (в основном работа проводится добровольцами). Привлечение более компетентных специалистов требует материальных затрат.
- Недостаточное материальное обеспечение, особенно на начальном этапе работы некоммерческой организации, гранты очень сложно получить, в основном они выдаются заранее определенному кругу организаций.
Для разрешения такой проблемы как взаимодействия с населением в социальной деятельности некоммерческих организаций необходимо провести ряд мероприятий, для лучшего понимания роли некоммерческих организаций в жизни населением, такие например как:
‒ Расширить информационную осведомленность населения посредством социальной рекламы в средствах массовой информации (статьи в местных газетах, радиопередачи и местное телевидение);
‒ Проводить мероприятия со специалистами Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области отдела по делам некоммерческих организаций и руководителями некоммерческих организаций для разработки стратегии взаимодействия с населения, чтобы разъяснить для каких целей существует та или иная некоммерческая организация;
‒ На уровне местного самоуправления проводить агитационные мероприятия о значимости некоммерческих организаций для населения на данной территории, размещать информацию о проводимых мероприятиях некоммерческими организациями на информационных стендах.
Предложенный комплекс мероприятия позволит повысить уровень информированности населения о роли некоммерческих организаций в жизни населения.
Литература:
- О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 03.07.2016.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 3. — Ст. 145.
- Третий сектор в России: текущее состояние и возможные модели развития [Электронный ресурс] // Фонд развития гражданского общества. — URL: http://civilfund.ru/mat/view/20.
- Бурцева А. А. Гражданское общество и некоммерческие организации /А. А. Бурцева// Труда СГА. Юриспруденция. Образование. Психология. Экономика. Философия. — М: Издательство СГУ, 2010. — с. 17