Автором обоснована необходимость участия граждан в оценке деятельности СО НКО на этапе принятия решения о федеральной и региональной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.
Это связано с тем, что деятельность СО НКО затрагивает конституционные права граждан, такие как: право на образование, на бесплатную медицинскую помощь, право на свободу мысли и слова, на охрану окружающей среды и другие.
Ежедневно происходят нарушения этих прав и здесь возникает важная роль СО НКО не только как неотъемлемой части гражданского общества, но и института по защите конституционных прав и свобод граждан.
Исходя из положения статьи 32, пункта 1 Конституции РФ «Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».
По мнению автора, необходимо предоставить гражданам возможность выбирать путем прямого голосования лучшие социальные практики, претендующие на государственную поддержку. Такие меры в то же время способны качественно повысить информированность граждан о работе социально ориентированных некоммерческих организациях.
Принятый в 2015 году закон об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации дал возможность социально ориентированным НКО включаться в процесс оказания социальных услуг. [1]
Примечательно, что социально ориентированные некоммерческие организации, как отдельный вид некоммерческих организаций, через законодательное закрепление получают полномочия от первого сектора — государственной власти выступать «поставщиками» социальных услуг, выполнять социальные полномочия власти. Это новая сфера для деятельности СО НКО, имеющая ряд проблем и трудностей, но и значительные перспективы для влияния на качество жизни граждан и направления развития гражданского общества.
Необходимо отметить еще одну проблему — в России до сих пор присутствует низкая информированность граждан о работе социально ориентированных некоммерческих организаций.
Несмотря на появление большего количества разнообразной информации о некоммерческом секторе, и власть, и общество по-прежнему мало знают и плохо понимают суть деятельности и миссию гражданского общества и это при том важном обстоятельстве, что в поле деятельности СО НКО лежат конституционные права граждан. Опрос Фонда «Общественное мнение» в сентябре 2015 года показал, что узнаваемость понятия «гражданское общество» мало изменилось за 15 лет.
В сентябре 2015 г. знают о гражданском обществе — 22 %, 30 % что-то слышали, 33 % слышат впервые, а 15 % затрудняются с ответом.
Идентификация гражданского общества представляет для граждан большую проблему: в 2015 г. 56 % не могут ответить на вопрос, есть оно в стране или нет. Среди ответов на открытый вопрос, что такое гражданское общество, самый популярный — «население страны, граждане, общество, все мы». [2]
А ведь социально ориентированные некоммерческие организации часто выступают эффективным поставщиком социальных услуг, в первую очередь для незащищенных групп населения — малоимущих, инвалидов, пенсионеров, бездомных, беженцев, детей из групп риска. Граждане активно участвуют в работе СО НКО обычно на добровольной основе, причем сразу во многих организациях. В итоге третий сектор, социально ориентированных некоммерческих организаций становится важнейшим сектором экономики и обеспечивает в развитых странах до 5–7 % ВВП и немалое количество рабочих мест.
Очевидно, здесь можно выделить еще одну важную роль и особенность СО НКО — область деятельности СО НКО затрагивает и обращена на соблюдение конституционных прав граждан в Российской Федерации: защиту прав и свобод человека, право на образование, право на бесплатную медицинскую помощь, право на охрану окружающей среды, право на свободу мысли и слова.
Ежедневно происходят нарушения этих прав и здесь не всегда государство выступает гарантом их соблюдения. Отсюда возникает важная роль СО НКО не только как неотъемлемой части гражданского общества, но и института по защите конституционных прав и свобод общества.
Анализ текущего состояния соблюдения основных прав и свобод человека, основанный на результатах ежегодных докладов международных и национальных правозащитных организаций, омбудсменов Европы и стран СНГ, а также специальных исследований в рассматриваемой сфере, свидетельствует, что в мире появились новые вызовы правам и свободам человека, угрожающие не только отдельным государствам, но и самому существованию человеческого сообщества [3].
Перечислим основные из них:
– глобальный финансово-экономический и продовольственный кризис;
– бедность, голод;
– увеличение разрыва в уровнях социально-экономического развития как между странами, так и в границах стран, порождающее потоки неконтролируемой миграции; рост ксенофобии, различные формы нетерпимости, насилие, торговля людьми — особенно женщинами и детьми;
– обострение международных конфликтов, в том числе военных, в связи с борьбой за энергетические и сырьевые ресурсы;
– усиление милитаризации мира, ведение войн, международные конфликты, обострение международного терроризма, лишающие людей главного права — права на жизнь;
– дегуманизация общества, ограничивающая возможности духовного развития, самобытности и мультикультурализма.
К негативным факторам, отмеченным в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 и 2015 годы [4], прямо или косвенно влияющим на состояние прав человека в России, относятся:
– избирательность правосудия, выражающаяся в неравенстве возмоностей для «избранных» и «рядовых» граждан при реализации права на защиту в суде;
– слабость социальных лифтов; дефицит доверия и отсутствие обратной связи между органами власти разных уровней и населением, порождающий гражданскую пассивность и отсутствие веры в возможность полноценной самореализации;
– расцвет «правоограничительного» законотворчества, посягающего на личные права и свободы граждан и оказывающего на них избыточное нормотворческое давление;
– рост агрессивного поведения, непримиримости и неприятия иной точки зрения в противостоянии разного рода групп гражданских активистов по мировоззренческим, политическим и иным мотивам;
– проблема бедности и углубляющееся расслоение общества.
Примечательно, что при таком многообразии социальных проблем и задач, с которыми работает некоммерческий сектор в России, общество, к которому обращены усилия СО НКО, имеет низкое представление о деятельности СО НКО.
Кроме того, гражданское общество ограниченно государством в вопросах влияния на развитие третьего сектора: не участвует в процессе определения лучших практик СО НКО, не получает информацию о работе НКО в должном объеме из привычных информационных источников, а «судьбу» СО НКО решают так называемые «эксперты», которых определяют операторы конкурсов и грантов.
В то время, как одним из критериев эффективности работы СО НКО должен быть так называемый «социальный эффект» — изменения в структуре той или иной социальной проблемы. Если у деятельности НКО есть результат, то можно надеяться и на долгосрочные, структурные изменения. Поэтом так важно, на наш взгляд, обеспечить доступ к оценке эффективности работы СО НКО со стороны представители целевых групп гражданского общества, с которыми работают СО НКО. Развитие СО НКО и гражданского общества достижимо при наличии качественного взаимодействия между СО НКО, потребителями их благ и органами государственной власти.
Литература:
- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/
- URL: http://fom.ru/TSennosti/12375
- URL: European heart of human rights: Monography / ed. by N. Karpachova,J. Siegele. Kyiv: «Noviy druck» LTD, 2015.
- Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http//www.ombudsmanrf.org (дата обращения: 10.02.2017).