В эпоху трансформации мировой системы, политических и экономических потрясений особое значение приобретает вопрос о поддержании социального порядка. В понятие социального порядка входят две составляющее: во-первых, социальная интеграция, которая объединяет людей в единое целое через общезначимые ценности и символы, во-вторых, это система, включающая индивидов, взаимосвязи между ними, привычки, обычаи, способствующие деятельности, необходимой для успешного функционирования системы [1]. Все сферы жизнедеятельности общества взаимосвязаны, это давно доказано, в центре любой деятельности находится человек, индивид. А потому благосостояние общества зависит от желания людей сотрудничать, наращивать и развивать свой социальный капитал. Основой для построения успешных взаимосвязей становится именно доверие.
В результате дифференциации предметного поля социальных наук возникли различные направления исследования доверия, такие как исследования межличностного доверия, более характерные для социальной психологии, концепция генерализированного доверия, теория институционального доверия и социального капитала, возникшие при воздействии институциональной экономической теории и социологии.
World Values Survey является сообществом учёных по всему миру, которые изучают динамику социальных ценностей по всему миру и их влияние на социальную и политическую жизнь.
Это одна из немногих организаций, измеряющих уровень социального доверия в обществе. В России 66 % опрошенных считают, что следует быть аккуратными в отношениях с людьми. Первое место занимают Нидерланды, где 66 % считают, что большинству жителей их страны можно доверять. На втором месте находится Китай (60 % считают, что согражданам можно доверять). Эти данные расходятся с исследованием Ф.Фукуямы, который относил Китай к странам с фамилистическим доверием, а Японию, напротив, к странам с высоким уровнем доверия. По данным World Values Survey в Японии 57 % считают, что окружающим их людям доверять нельзя. На последнем месте по уровню доверия находятся Тринидад и Тобаго, Филиппины (по 3 %) и Колумбия (4 %).
Сопоставляя данные об уровне доверия в разных странах и данные Всемирного Банка об уровне ВВП стран, можно увидеть прямую зависимость между этими показателями (см. Рисунок 1). Для сопоставления страны были разделены на группы по готовности доверять другим людям, в этих группах было вычислено среднее значение ВВП в долларах США. Между странами со средним и высоким уровнем доверия разница небольшая, однако в странах с низким уровнем доверия показатель резко падает.
Рис. 1. Взаимосвязь уровня социального доверия и ВВП стран (млн.$)
В рамках Третьей ежегодной международной конференции «Культурные и экономические изменения в сравнительной перспективе», организованной Лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ в 2013 г., сотрудник Высшей школы социальных наук из Берлинского университета им. Гумбольдта Нильс Михальски провёл анализ социального доверия в европейских странах.
По данным Нильса Михальски по шкале от 1 до 10, где 10 означает, что большинству людей можно доверять, странами с наивысшим уровнем социального доверия являются Скандинавские страны: Дания, Норвегия, Финляндия. Среди лидеров находятся и Нидерланды, что совпадает с данными World Values Survey. Наименьшим социальным доверием обладают страны Восточной и Южной Европы: Турция, Болгария и Греция. В пятёрку стран с низким уровнем доверия вошла и Россия.
Под ценностями Ш.Шварц подразумевал потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества. Все ценности поделены автором на социальные и индивидуальные. В ходе опроса по методике Ш.Шварца респондент расставляет ценности по приоритету, как руководящие и не руководящие принципы в жизни.
Проведя корреляцию, Н. Михальски выяснил, что между предпочтением ценностей универсализма (социальной справедливости и равенства) и социальным доверием на индивидуальном уровне существует взаимосвязь.
В основу анализа автор заложил две основные концепции. Рациональная концепция утверждает, что доверие — это результат опыта, основывается на рационализме и корректируется на протяжении всей жизни индивида. Этот подход схож с экономическим подходом. Нормативная концепция подразумевает, что на доверие формируется под влиянием моральных норм, ценностей и отношений, которые в свою очередь формируются культурой общества. Люди, в которых доверие заложено на культурном уровне через социализацию, сами ведут себя открыто, честно и доброжелательно по отношению к окружающим. Для этой концепции автор использует термин «моралистическое доверие». То есть людям моралью предписано обращаться с другими как людьми надёжными.
Возвращаясь к результатам исследования Н.Михальски, доверие, связанное с предпочтением универсализма — моралистическое. Оно преобладает северных странах, а в восточных и южных европейских странах (особенно в Португалии, на Кипре и в Чехии).
Среди тех респондентов, у кого в приоритете находятся ценности взаимопомощи и доброжелательности, оказался малый радиус доверия. Этот показатель свидетельствует о высокой внутригрупповой ориентации. Ф.Фукуляма такие общества называл фамилистическими.
Наименьший уровень доверия зафиксирован у людей, которые отдают свои предпочтения ценностям безопасности и социального порядка. Доверие в этих случаях понимается как рациональное. Это проявляется сильнее всего в Центральной Европе.
В ноябре 2013 года Фонд общественного мнения провёл опрос «Доверие в обществе» [2], посвящённый социальному, межличностному доверию и готовности объединяться для совместных действий. Опрос был проведён в рамках проекта «ФОМнибус» методом интервью в режиме face-to-face по месту жительства респондентов, было опрошено 1500 респондентов в 100 населенных пунктах 43 субъектах РФ.
Оценки уровня доверия в современной России расходятся. Одни исследователи говорят об умеренно положительной ситуации, другие утверждают, что низкий уровень доверия превращается в доминирующую социальную норму, становится тотальным. Большинство признает, что сужение “поля” доверия влечет за собой серьезные социальные проблемы — от различных форм напряженности и отчуждения до открытых конфликтов.
По данным опроса на 2013 год, большинство россиян (77 %) считают, что следует быть осторожными в отношениях с людьми. Данный показатель не опускался ниже 70 % за последние 6 лет. Такая динамика подтверждает, что низкий уровень социального доверия — это норма. Данное распределение ответов характерно для всех поло-возрастных групп с различным уровнем образования, проживающих в различных типах населённых пунктов.
Характерно и то, что низкий уровень доверия присущ людям, которые готовы объединяться для достижения общей цели (см. Рисунок 2). А между тем, доверие является неотъемлемым условием для развития и функционирования гражданского общества. На сегодняшний день гражданское общество является предметом повышенного аналитического и политического внимания во всем мире. Доверие в гражданском обществе выполняют специфические функции [3]. Доверие выступает центральным звеном самоорганизации, взаимодействия людей, способствует поддержанию моральных устоев и социальных норм; обеспечивает социальную интеграцию, определенный уровень коммуникации граждан и их общностей. Существующий уровень доверия в определенной ситуации формирует перцептивную установку на ее восприятие. Недоверие в свою очередь призвано защищать от нежелательных результатов совместных действий, вызывает отторжение или отчуждение и, как итог, низкий уровень стабильности и сплоченности в обществе.
Рис. 2. Взаимосвязь социального доверия и готовности объединяться ради достижения общей цели (на основе данных ФОМ) [Источник данных: «ФОМнибус»– опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 17 ноября 2013. 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6 %]
По данным авторского исследования, проведённого в январе 2017 года, среди городов, участвовавших в опросе, наиболее высокий показатель уровня доверия зафиксирован в Новосибирске (см. Рисунок 3). Большинство опрошенных (63 %), проживающих там, согласились с тем, что большинству людей в их городе можно доверять. Также высокий уровень доверия показали жители Екатеринбурга (58 %) и Омска (по 57 %).
Наименьший показатель доверия зафиксирован среди опрошенных Москвы (35 %), Красноярска (40 %) и Уфы (43 %). Менее половины опрошенных в этих населённых пунктах отметили, что большинству сограждан можно доверять.
Рис. 3. Количество жителей, согласных с тем, что большинству людей в их городе можно доверять по городам (% от ответивших)
Развитие доверия оказалось в пятёрке факторов, которые по мнению опрошенных необходимы для улучшения качества жизни россиянам (см. Рисунок 4). Чтобы жить лучше, по мнению опрошенных, россиянам необходимо получать более качественное образование в ВУЗах России (16 %), больше и лучше работать и искать новую работу (15 %), придерживаться высоких моральных ценностей (12 %), участвовать в общественной и политической жизни, улучшать жизнь в своем городе и стране в целом (11 %), а также развивать доверие и терпимость к ближним (10 %).
Рис. 4. Оценка факторов необходимых для повышения качества жизни россиян
Таким образом, социологические теории и эмпирические исследования показывают, что основной городской стратегией в развитых странах остается экономический рост, для достижения которого создаются общественные объединения. Таким образом, крупные города являются производителями экономического роста для регионов и страны в целом. А свою очередь экономический рост в городах генерируется за счёт концентрации социального капитала, основанного на доверии.
Литература:
- Социологическая энциклопедия. В 2 т. — М.: Мысль, 2003, 2 т., с.233
- Фонд общественного мнения провёл опрос «Доверие в обществе»// ФОМнибус. URL: http://fom.ru/TSennosti/11253 (доступно на 08.05.2017)
- Удовицкий П. В., Швец Л. Г. Роль доверия в гражданском обществе // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 789–791.
- Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004