Доверие как фактор социально-экономического развития в крупных городах Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 11.06.2017

Статья просмотрена: 905 раз

Библиографическое описание:

Боровинских, О. С. Доверие как фактор социально-экономического развития в крупных городах Российской Федерации / О. С. Боровинских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 236-240. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44430/ (дата обращения: 22.11.2024).



В эпоху трансформации мировой системы, политических и экономических потрясений особое значение приобретает вопрос о поддержании социального порядка. В понятие социального порядка входят две составляющее: во-первых, социальная интеграция, которая объединяет людей в единое целое через общезначимые ценности и символы, во-вторых, это система, включающая индивидов, взаимосвязи между ними, привычки, обычаи, способствующие деятельности, необходимой для успешного функционирования системы [1]. Все сферы жизнедеятельности общества взаимосвязаны, это давно доказано, в центре любой деятельности находится человек, индивид. А потому благосостояние общества зависит от желания людей сотрудничать, наращивать и развивать свой социальный капитал. Основой для построения успешных взаимосвязей становится именно доверие.

В результате дифференциации предметного поля социальных наук возникли различные направления исследования доверия, такие как исследования межличностного доверия, более характерные для социальной психологии, концепция генерализированного доверия, теория институционального доверия и социального капитала, возникшие при воздействии институциональной экономической теории и социологии.

World Values Survey является сообществом учёных по всему миру, которые изучают динамику социальных ценностей по всему миру и их влияние на социальную и политическую жизнь.

Это одна из немногих организаций, измеряющих уровень социального доверия в обществе. В России 66 % опрошенных считают, что следует быть аккуратными в отношениях с людьми. Первое место занимают Нидерланды, где 66 % считают, что большинству жителей их страны можно доверять. На втором месте находится Китай (60 % считают, что согражданам можно доверять). Эти данные расходятся с исследованием Ф.Фукуямы, который относил Китай к странам с фамилистическим доверием, а Японию, напротив, к странам с высоким уровнем доверия. По данным World Values Survey в Японии 57 % считают, что окружающим их людям доверять нельзя. На последнем месте по уровню доверия находятся Тринидад и Тобаго, Филиппины (по 3 %) и Колумбия (4 %).

Сопоставляя данные об уровне доверия в разных странах и данные Всемирного Банка об уровне ВВП стран, можно увидеть прямую зависимость между этими показателями (см. Рисунок 1). Для сопоставления страны были разделены на группы по готовности доверять другим людям, в этих группах было вычислено среднее значение ВВП в долларах США. Между странами со средним и высоким уровнем доверия разница небольшая, однако в странах с низким уровнем доверия показатель резко падает.

Рис. 1. Взаимосвязь уровня социального доверия и ВВП стран (млн.$)

В рамках Третьей ежегодной международной конференции «Культурные и экономические изменения в сравнительной перспективе», организованной Лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ в 2013 г., сотрудник Высшей школы социальных наук из Берлинского университета им. Гумбольдта Нильс Михальски провёл анализ социального доверия в европейских странах.

По данным Нильса Михальски по шкале от 1 до 10, где 10 означает, что большинству людей можно доверять, странами с наивысшим уровнем социального доверия являются Скандинавские страны: Дания, Норвегия, Финляндия. Среди лидеров находятся и Нидерланды, что совпадает с данными World Values Survey. Наименьшим социальным доверием обладают страны Восточной и Южной Европы: Турция, Болгария и Греция. В пятёрку стран с низким уровнем доверия вошла и Россия.

Под ценностями Ш.Шварц подразумевал потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества. Все ценности поделены автором на социальные и индивидуальные. В ходе опроса по методике Ш.Шварца респондент расставляет ценности по приоритету, как руководящие и не руководящие принципы в жизни.

Проведя корреляцию, Н. Михальски выяснил, что между предпочтением ценностей универсализма (социальной справедливости и равенства) и социальным доверием на индивидуальном уровне существует взаимосвязь.

В основу анализа автор заложил две основные концепции. Рациональная концепция утверждает, что доверие — это результат опыта, основывается на рационализме и корректируется на протяжении всей жизни индивида. Этот подход схож с экономическим подходом. Нормативная концепция подразумевает, что на доверие формируется под влиянием моральных норм, ценностей и отношений, которые в свою очередь формируются культурой общества. Люди, в которых доверие заложено на культурном уровне через социализацию, сами ведут себя открыто, честно и доброжелательно по отношению к окружающим. Для этой концепции автор использует термин «моралистическое доверие». То есть людям моралью предписано обращаться с другими как людьми надёжными.

Возвращаясь к результатам исследования Н.Михальски, доверие, связанное с предпочтением универсализма — моралистическое. Оно преобладает северных странах, а в восточных и южных европейских странах (особенно в Португалии, на Кипре и в Чехии).

Среди тех респондентов, у кого в приоритете находятся ценности взаимопомощи и доброжелательности, оказался малый радиус доверия. Этот показатель свидетельствует о высокой внутригрупповой ориентации. Ф.Фукуляма такие общества называл фамилистическими.

Наименьший уровень доверия зафиксирован у людей, которые отдают свои предпочтения ценностям безопасности и социального порядка. Доверие в этих случаях понимается как рациональное. Это проявляется сильнее всего в Центральной Европе.

В ноябре 2013 года Фонд общественного мнения провёл опрос «Доверие в обществе» [2], посвящённый социальному, межличностному доверию и готовности объединяться для совместных действий. Опрос был проведён в рамках проекта «ФОМнибус» методом интервью в режиме face-to-face по месту жительства респондентов, было опрошено 1500 респондентов в 100 населенных пунктах 43 субъектах РФ.

Оценки уровня доверия в современной России расходятся. Одни исследователи говорят об умеренно положительной ситуации, другие утверждают, что низкий уровень доверия превращается в доминирующую социальную норму, становится тотальным. Большинство признает, что сужение “поля” доверия влечет за собой серьезные социальные проблемы — от различных форм напряженности и отчуждения до открытых конфликтов.

По данным опроса на 2013 год, большинство россиян (77 %) считают, что следует быть осторожными в отношениях с людьми. Данный показатель не опускался ниже 70 % за последние 6 лет. Такая динамика подтверждает, что низкий уровень социального доверия — это норма. Данное распределение ответов характерно для всех поло-возрастных групп с различным уровнем образования, проживающих в различных типах населённых пунктов.

Характерно и то, что низкий уровень доверия присущ людям, которые готовы объединяться для достижения общей цели (см. Рисунок 2). А между тем, доверие является неотъемлемым условием для развития и функционирования гражданского общества. На сегодняшний день гражданское общество является предметом повышенного аналитического и политического внимания во всем мире. Доверие в гражданском обществе выполняют специфические функции [3]. Доверие выступает центральным звеном самоорганизации, взаимодействия людей, способствует поддержанию моральных устоев и социальных норм; обеспечивает социальную интеграцию, определенный уровень коммуникации граждан и их общностей. Существующий уровень доверия в определенной ситуации формирует перцептивную установку на ее восприятие. Недоверие в свою очередь призвано защищать от нежелательных результатов совместных действий, вызывает отторжение или отчуждение и, как итог, низкий уровень стабильности и сплоченности в обществе.

Рис. 2. Взаимосвязь социального доверия и готовности объединяться ради достижения общей цели (на основе данных ФОМ) [Источник данных: «ФОМнибус»– опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 17 ноября 2013. 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6 %]

По данным авторского исследования, проведённого в январе 2017 года, среди городов, участвовавших в опросе, наиболее высокий показатель уровня доверия зафиксирован в Новосибирске (см. Рисунок 3). Большинство опрошенных (63 %), проживающих там, согласились с тем, что большинству людей в их городе можно доверять. Также высокий уровень доверия показали жители Екатеринбурга (58 %) и Омска (по 57 %).

Наименьший показатель доверия зафиксирован среди опрошенных Москвы (35 %), Красноярска (40 %) и Уфы (43 %). Менее половины опрошенных в этих населённых пунктах отметили, что большинству сограждан можно доверять.

Рис. 3. Количество жителей, согласных с тем, что большинству людей в их городе можно доверять по городам (% от ответивших)

Развитие доверия оказалось в пятёрке факторов, которые по мнению опрошенных необходимы для улучшения качества жизни россиянам (см. Рисунок 4). Чтобы жить лучше, по мнению опрошенных, россиянам необходимо получать более качественное образование в ВУЗах России (16 %), больше и лучше работать и искать новую работу (15 %), придерживаться высоких моральных ценностей (12 %), участвовать в общественной и политической жизни, улучшать жизнь в своем городе и стране в целом (11 %), а также развивать доверие и терпимость к ближним (10 %).

Рис. 4. Оценка факторов необходимых для повышения качества жизни россиян

Таким образом, социологические теории и эмпирические исследования показывают, что основной городской стратегией в развитых странах остается экономический рост, для достижения которого создаются общественные объединения. Таким образом, крупные города являются производителями экономического роста для регионов и страны в целом. А свою очередь экономический рост в городах генерируется за счёт концентрации социального капитала, основанного на доверии.

Литература:

  1. Социологическая энциклопедия. В 2 т. — М.: Мысль, 2003, 2 т., с.233
  2. Фонд общественного мнения провёл опрос «Доверие в обществе»// ФОМнибус. URL: http://fom.ru/TSennosti/11253 (доступно на 08.05.2017)
  3. Удовицкий П. В., Швец Л. Г. Роль доверия в гражданском обществе // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 789–791.
  4. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004
Основные термины (генерируются автоматически): социальное доверие, уровень доверия, доверие, большинство людей, высокий уровень доверия, гражданское общество, данные, социальный капитал, социальный порядок, экономический рост.


Похожие статьи

Доверительные взаимоотношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности

Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях России

Инвестиционная привлекательность как средство реализации экономической политики Республики Дагестан

Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии Белгородской области

Фактор конкурентоспособности как обязательная составляющая стратегии развития малого предпринимательства

Сетевая организация бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий

Качество продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности современных бизнес-структур

Корпоративная социальная ответственность как направление реализации социальной функции банков

Потребительский рынок как фактор институционально устойчивого развития Ставропольского края

Похожие статьи

Доверительные взаимоотношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности

Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях России

Инвестиционная привлекательность как средство реализации экономической политики Республики Дагестан

Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии Белгородской области

Фактор конкурентоспособности как обязательная составляющая стратегии развития малого предпринимательства

Сетевая организация бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий

Качество продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности современных бизнес-структур

Корпоративная социальная ответственность как направление реализации социальной функции банков

Потребительский рынок как фактор институционально устойчивого развития Ставропольского края

Задать вопрос