В статье автор исследует вопросы взаимодействия государства и населения.
Ключевые слова: государство, население, взаимодействие.
Взаимодействие государства и населения
Люди всегда оценивают государство, исходя из того, соответствует ли оно их представлениям о справедливом социальном порядке или нет. В одном случае они готовы поддержать вас, в другом — пассивно реагировать на ваши действия, в третьем — и вовсе противостоять вам. Это отношение зависит от того, создает ли государство благоприятные условия для человеческого благополучия, выстраивает ли оно систему отношений, основанную на уважении прав человека, учитывает ли оно мнения людей и их желание участвовать в управлении государством.
Эти встречные процессы согласования стремлений, целей, настроений наиболее эффективно и результативно осуществляются на местном уровне, ведь большинству людей все равно, что происходит на вершинах власти, на федеральном или региональном уровне, у них в лучшем случае субъективное, абстрактное мнение, но в то же время они утверждают, что знают, что происходит там, где они работают и живут, и в какой конкретной форме они представляют законы и нормативные акты [2].
Одной из форм прямого взаимодействия власти и гражданина является референдум и выборы.
Референдум — прямое волеизъявление народа с целью определения степень поддержки фундаментальных изменений, затрагивающих фундаментальные проблемы общества и государства (или их отдельных частей). Выборы же связаны с реализацией всеобщего избирательного права при тайном голосовании по выборам высшей законодательной и исполнительной власти.
Взаимодействие государства с населением предполагает оказание гражданам государственных услуг либо непосредственно в виде защиты прав, государственного страхования, охраны и безопасности, либо путем частичной оплаты из государственного бюджета культурных, образовательных, медицинских и экологических услуг.
С другой стороны, население обеспечивает государство рабочей силой для работы в государственном аппарате, а также вносит свой вклад в казну, предусмотренную законом о налогах и коммунальных платежах.
Что касается правового государства, то право, также как и его выражение через закрепление в законах, осуществляется, как известно, через деятельность людей.
При этом государство осуществляет надзор за деятельностью как сотрудников государственных органов, так и всех граждан, принуждая всех к исполнению законов и наказывая за их нарушение. Из этого следует, что в формировании правового государства и общества ведущая роль принадлежит государству.
Взаимодействие государства с населением является процессом закономерным и естественным. Без взаимодействия не будет ни общества, ни государства в их привычном понимании [4].
Организация взаимодействия органов власти с населением
Взаимодействие органов государственной власти было предопределено многими вещами, потому что это в равной степени общественное действие, предопределенное самому себе для того, чтобы вызвать определенное движение партнера (т. е. государства).
Население надеется обеспечить достойные условия жизни в заявленных властями пределах. Это взаимодействие наполнено комбинированными действиями обоих партнеров друг с другом, скоординированными и возобновляемыми, характеризующимися постоянным интересом к ответным действиям партнера. Граждане могу обращаться в органы власти с предложениями, изменениями и жалобами по вопросам, касаемых всех сфер жизни общества.
Чем более развитым будет этот механизм, чем больше у населения будет возможностей выражать свои мнения, предложения и жалобы и чем лучше он будет учитываться, контролироваться и применяться, тем эффективнее будут происходить изменения в обществе.
Органы государственной власти в России, являясь координаторами политической жизни, несут ответственность за соблюдение не только государственных, но и общественных интересов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 3) единственным носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране является народ, но народные органы государственной власти в России, являясь координаторами политической жизни, несут ответственность за соблюдение не только государственных, но и общественных интересов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане должны осуществлять свою власть, в том числе через органы государственной власти. Органы власти не только координируют политическую жизнь в стране, но и несут ответственность за соблюдение общественных интересов.
Совершенствование работы с населением в правовом государстве
Современный этап развития и функционирования демократических институтов, как в мире в целом, так и в России, свидетельствует о совершенно новой роли населения в жизни государства, что обуславливает необходимость их активного участия в управлении общественными делами.
Граждане, являясь носителями политических прав, должны занимать активную гражданскую позицию, повышать свою политическую и правовую культуру.
Сегодня местное самоуправление является неотъемлемой чертой верховенства закона и демократии, а также права населения самостоятельно решать проблемы местного значения.
В связи с этим я считаю, что именно само население, в первую очередь, должно заниматься вопросами местного значения, создавая при этом определенную правовую базу и основу для осуществления такой деятельности. Однако в настоящее время в большинстве муниципалитетов нет соответствующих условий для этого — ни юридической, ни организационной.
Все вышеобозначенное определяет необходимость создания определенных условий для активного и плодотворного участия граждан, проживающих в муниципальных образованиях, в правотворческом процессе на муниципальном уровне [3].
Для этого необходимо:
1) Реализовать ряд для повышения правовой культуры населения;
2) Создать условия для реализации инициативы граждан (у граждан нет ни материального положения и возможностей, ни степени правовой и иной необходимой подготовки местных граждан для реализации таких инициатив);
3) Откорректировать нормативную базу, регламентирующую данный вопрос (чтобы население могло эффективно решать местные вопросы в своем муниципалитете);
4) целесообразно проводить агитационно-разъяснительную работу среди населения как со стороны, которая агитирует за положительное решение вопроса, так и с другой стороны (в целях правильного и обоснованного принятия решения по вопросам, рассматриваемых на референдуме);
Второе по значимости совершенствование, по-моему мнению, является изменениями в области работы с обращениями граждан.
Одним из способов «связи» являются обращения граждан, которые помогают свести к минимуму «скрытость» правительства и расширить возможности граждан участвовать в управлении общественными делами. Они особенно важны для процесса укрепления связи между населением и государственным аппаратом и чрезвычайно важны в решении проблем общества.
Для повышения эффективности и совершенствования работы можно предложить создание на сайтах, которые отражают деятельность органов власти, специализированных окон, где граждане могли бы оставить отзыв о работе сотрудника. Это обеспечит более эффективную работу с жителями, повысится качество обслуживания населения, уменьшится количество жалоб на ответы, так как граждане заранее будут знать с каким вопросом необходимо подходить к тому или иному государственному служащему, сократится срок рассмотрения обращений.
Так как мы проживаем в эпоху технологий, в эпоху информационного общества, то можно реализовать ряд мероприятий, которые бы увеличили участие граждан в делах государства. На примере информационного взаимодействия:
1) оказание государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
2) электронная форма обращения граждан в органы государственной власти;
3) электронное голосование и референдум (интернет-выборы);
4) механизмы формирования онлайн-сообществ, включая механизмы планирования и реализации гражданских инициатив и проектов коллективных действий;
5) механизмы сетевой коммуникации граждан с органами власти, включая инструменты воздействия на принятие решений и гражданский контроль за деятельностью органов власти.
Основными формами информационного взаимодействия можно считать предоставление государственных и муниципальных услуг, работу со средствами массовой информации, обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти в сети «Интернет» [6].
Заключение
Совершенствование работы с обращениями граждан, как письменными, так и устными, является приоритетным направлением деятельности всех уровней органов власти.
Под формами информационного взаимодействия органов государственной власти с населением понимают разного рода механизмы коммуникации, направленные на решение социально значимых вопросов жизнедеятельности государства и общества.
Обозначенные организационно-правовые мероприятия должны способствовать совершенствованию работы с населением в правовом государстве.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — Консультант-Плюс
- Бычкова Е. И. Актуальные вопросы участия населения в муниципальном правотворчестве // Проблемы права. — 2015. — № 3. — С. 55–57.
- Липчанская М. А. Участие граждан в управлении делами государства: традиционные формы и современные тенденции // Ленинградский юридический журнал. — 2013. — № 6. — С. 124–133.
- Писарев А. Н. Формы взаимодействия государства и гражданского общества в российской Федерации: учеб. пособие. — М.: РГУП, 2017. — 220 с.
- Савоськин А. В. Обращение граждан как правовая категория // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, 2017. — 215 с.
- Телешина Н. Н. Современные формы взаимодействия населения и органов власти// Право и государство: теория и практика. — 2013. — № 12. — С. 128–131.