Принципы, методы и формы антикоррупционного воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 29.05.2023

Статья просмотрена: 593 раза

Библиографическое описание:

Кондратьев, М. И. Принципы, методы и формы антикоррупционного воспитания / М. И. Кондратьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 408-409. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103381/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье автор рассматривает принципы, формы и методы антикоррупционного воспитания, применяемые в настоящее время в российском обществе.

Ключевые слова : антикоррупционное воспитание, правовое воспитание, формирование, антикоррупционное мировоззрение, внеурочная деятельность, основной метод, российское общество, метод поощрения, метод принуждения, проблема коррупции, мнение.

Возрастающий уровень коррупции в современном обществе без оговорок о том, российское общество мы рассматриваем или мировое сообщество в целом, требует максимального внимания к решению к данной проблеме и одной из возможностей ее решения можно рассматривать развитие системы антикоррупционного воспитания и просвещения граждан.

Антикоррупционное воспитание входит в систему правового воспитания и направлено на формирование личности, которая характеризуется высоким уровнем правосознания. В настоящее время антикоррупционное воспитание является одним из основных направлений в деятельности образовательных организаций и организаций, осуществляющих просветительскую деятельность, и его результаты должны способствовать повышению уровня неприятия коррупции в российском обществе.

Антикоррупционное воспитание по мнению А. И. Поповой и С. В. Посадсковой является «долговременным, стратегическим, но в тоже время самым эффективным по своим возможным последствиям проектом» [3]. Можно согласиться с данной позицией, только через внедрение новых форм антикоррупционного воспитания и актуализации ранее применяемых, мы можем заложить плацдарм для формирования поколения граждан, категорически не приемлющих коррупцию как явление.

В современной науке употребляются два термина «антикоррупционное воспитание» и «антикоррупционное просвещение». Очень часто они используются синонимично, но хотелось бы сосредоточиться на имеющихся отличиях в содержании действий. Когда мы говорим об антикоррупционном просвещении, мы рассматриваем только один из аспектов антикоррупционного образования в целом — это действия, направленные на формирование антикоррупционного мировоззрения у гражданина.

Антикоррупционное воспитание же в свою очередь представляет действия, направленные не только на формирование антикоррупционного мировоззрения, но и связано с получением новых знаний и формирует определенные навыки.

Антикоррупционное воспитание строится на соблюдении ряда принципов, а именно: принцип индивидуального подхода, учитывающий особенности личности воспитуемых; принцип самовоспитания, который предполагает действия, направленные на внутреннее развитие личности; принцип системности, определяющий поступательное непрерывное развитие личности и представлений о вреде коррупции; принцип превентивности, направленный на предупреждение и пресечение коррупционного поведения личности; принцип интегрированности, который позволяет вовлекать в антикоррупционное воспитание все субъекты, участвующие в социализации личности.

В науке выделяются следующие задачи, которые реализуются посредством мероприятий по антикоррупционному воспитанию: систематизация теоретических знаний о коррупции; предложение направлений противодействия коррупции во всех сферах отношений; формирование в обществе негативного образа коррупции; формирование негативного отношения к любым коррупционным проявлениям; формирование антикоррупционных ценностей.

Как уже отмечалось ранее, антикоррупционное воспитание является частью правового воспитания личности, и как отмечает в своих работах М. В. Саакян: «Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое воспитание — целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения» [4].

Методы правового, включающего в себя антикоррупционное, воспитания представляют собой, по мнению М. М. Галимова: «совокупность определённых приёмов и способов воспитательной работы, применяемых в целях развития мотивации, взглядов и убеждений, привычек поведения и выработке навыков правового поведения граждан» [1].

Как отмечает в своих исследованиях С. С. Крыгин, основа правового воспитания базируется на двух группах методов: «метод прямого воздействия, результатом которого является формирование правовой психологии, правовых установок, активной гражданской позиции личности, групп, коллективов, и метод опосредованного воздействия, осуществляемый посредством средств массовой информации, через механизмы общественного мнения» [2].

Как отмечает Т. А. Стефановская «средства воспитания — это виды деятельности, характерные для определённого возраста; предметы, приспособления для осуществления какой — либо деятельности, среда в педагогическом плане (микросреда)» [5].

При планировании процесса антикоррупционного воспитания, необходимо учитывать то, в какой степени используемые методы совместимы с теми или иными формами и средствами правового воспитания.

Проведенный в работе анализ теоретических, методологических подходов к проблеме антикоррупционного воспитания, дал нам возможность выявить несколько аспектов организации антикоррупционного воспитания в стране в целом: при формировании программ антикоррупционного воспитания активно учитывается опыт региональных и иностранных практик противодействия коррупции; происходит серьезное нормативно-правовое закрепление требований к формированию и осуществлению программ антикоррупционного воспитания на всех уровнях нашего образования; к реализации практико-ориентированных программ антикоррупционного воспитания привлекается все большее количество представителей правоохранительных органов и судебной системы.

Литература:

  1. Галимов, М. М. Система правового воспитания трудящихся в развитом социалистическом обществе / М. М. Галимов. — Москва: Мысль, 1995. — 185 c. — Текст: непосредственный.
  2. Крыгин, С. С. Правовоспитательная функция современного Российского государства: специальность 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Крыгин С. С.; Кубанский государственный аграрный университет. — Краснодар, 2009. — 79 c. — Текст: непосредственный.
  3. Попова, А. И. Антикоррупционное воспитание / А. И. Попова, С. В. Посадскова. — Текст: непосредственный // Наука. Общество. Государство. — 2021. —Т.9, № 1. — С. 109–116.
  4. Саакян, М. В. Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой культуры / М. В. Саакян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2009. — № 3. — С. 107–110.
  5. Стефановская, Т. А. Педагогика как наука и искусство / Т. А. Стефановская. — Москва: Совершенство, 1998. — 798 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): антикоррупционное воспитание, правовое воспитание, российское общество, антикоррупционное мировоззрение, формирование.


Ключевые слова

формирование, правовое воспитание, внеурочная деятельность, мнение, российское общество, антикоррупционное воспитание, антикоррупционное мировоззрение, основной метод, метод поощрения, метод принуждения, проблема коррупции

Похожие статьи

Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования

В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.

Правовое просвещение современной российской молодежи: проблемы и пути решения

В статье автор исследует формирование правового просвещения подрастающего поколения и обозначает роль образовательных организаций, семьи и СМИ в формировании правового просвещения и правосознания современной российской молодежи.

Роль педагога в формировании антикоррупционного мировоззрения обучающихся

В статье автор предлагает рекомендации для успешной реализации антикоррупционного воспитания подростков в школе.

Мысли и размышления современного педагога

В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.

Проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области

В статье раскрыто понятие правовой культуры с точки зрения социологии, рассматриваются характерные черты правовой культуры личности, представлены результаты исследования.

Гуманизация как направление современной уголовной политики в России: проблемы и противоречия

В статье рассматриваются теоретические и практические основы гуманизации, как направления современной уголовной политики России. Выделен ряд проблем и противоречий гуманизации уголовного законодательства. Исследована проблема практического применения...

Понятие, причины и формы проявления коррупции в Российской Федерации в настоящее время

В статье автор исследует доктринальное и нормативное понятие явлении «коррупция», формы ее проявления в объективной реальности и теоретические обоснования причин существования коррупционной деятельности, а также то какое место в правовом поле российс...

Роль прокуратуры в антикоррупционном просвещении как средстве предупреждения преступности

В статье приводится анализ статистики преступлений коррупционной направленности, раскрывается роль прокуратуры в антикоррупционном просвещении в качестве меры предупреждения преступности, освещаются существующие проблемы и предлагаются пути их решени...

Роль и значение борьбы с коррупцией при реформировании страны

Данная статья посвящена изучению проблем, порождающих коррупцию. В статье раскрывается теоретическое понятие «коррупции», приведены политические мысли руководителей страны, проведен анализ нормативно-правовых актов, принятых в стране по противодейств...

Антикоррупционное воспитание как средство профилактики коррупционных преступлений

В статье автор раскрывает проблему антикоррупционного воспитания среди молодежи и предлагают пути устранения указанной проблемы.

Похожие статьи

Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования

В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.

Правовое просвещение современной российской молодежи: проблемы и пути решения

В статье автор исследует формирование правового просвещения подрастающего поколения и обозначает роль образовательных организаций, семьи и СМИ в формировании правового просвещения и правосознания современной российской молодежи.

Роль педагога в формировании антикоррупционного мировоззрения обучающихся

В статье автор предлагает рекомендации для успешной реализации антикоррупционного воспитания подростков в школе.

Мысли и размышления современного педагога

В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.

Проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области

В статье раскрыто понятие правовой культуры с точки зрения социологии, рассматриваются характерные черты правовой культуры личности, представлены результаты исследования.

Гуманизация как направление современной уголовной политики в России: проблемы и противоречия

В статье рассматриваются теоретические и практические основы гуманизации, как направления современной уголовной политики России. Выделен ряд проблем и противоречий гуманизации уголовного законодательства. Исследована проблема практического применения...

Понятие, причины и формы проявления коррупции в Российской Федерации в настоящее время

В статье автор исследует доктринальное и нормативное понятие явлении «коррупция», формы ее проявления в объективной реальности и теоретические обоснования причин существования коррупционной деятельности, а также то какое место в правовом поле российс...

Роль прокуратуры в антикоррупционном просвещении как средстве предупреждения преступности

В статье приводится анализ статистики преступлений коррупционной направленности, раскрывается роль прокуратуры в антикоррупционном просвещении в качестве меры предупреждения преступности, освещаются существующие проблемы и предлагаются пути их решени...

Роль и значение борьбы с коррупцией при реформировании страны

Данная статья посвящена изучению проблем, порождающих коррупцию. В статье раскрывается теоретическое понятие «коррупции», приведены политические мысли руководителей страны, проведен анализ нормативно-правовых актов, принятых в стране по противодейств...

Антикоррупционное воспитание как средство профилактики коррупционных преступлений

В статье автор раскрывает проблему антикоррупционного воспитания среди молодежи и предлагают пути устранения указанной проблемы.

Задать вопрос