Подходы к пониманию прав граждан в сфере государственного управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 июля, печатный экземпляр отправим 24 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (527) июль 2024 г.

Дата публикации: 09.07.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Данишевская, Е. В. Подходы к пониманию прав граждан в сфере государственного управления / Е. В. Данишевская, К. П. Гордова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — URL: https://moluch.ru/archive/527/116534/ (дата обращения: 12.07.2024).

Препринт статьи



В статье авторы анализируют правовые, социологические и политологические аспекты взаимоотношений между гражданами и государственными учреждениями. Особое внимание уделяется анализу различных теоретических подходов к правам граждан.

Ключевые слова: права граждан, Конституция, категории прав, государственное управление.

Государственное управление — тот вид управления, которое осуществляется государством через государственные органы через воздействие на общество как на объект управления. Права же являются неотъемлемой частью управления, поскольку предоставляют возможность объекту управления защищать свои законные интересы и их возможности в случаях их нарушения. Также важно отметить, что права гражданина являются частью его административно-правового статуса — то есть оформленного и юридически закрепленного правового положения гражданина, включающего в себя конкретные права и обязанности, которые реализуются в сфере государственного управления и защищаются государством через правовые гарантии и иные средства защиты. Однако, подходы к пониманию прав граждан варьируются в зависимости от разных теоретических рамок, культурных и политических контекстов.

Единого мнения среди правоведов насчёт количества этих прав нет, также, как и нет закрепления всех этих прав в одном нормативном акте. Однако все их можно условно поделить на 3 блока: те, что необходимы гражданам для участия в управлении делами государства; те, что могут быть реализованы при помощи деятельности органов государственного управления и те, что помогают гражданам участвовать в этой деятельности органов исполнительной власти [1, с.736].

Первостепенную важность в любом случае имеют права, относящиеся, как раз, к первому блоку. Так, согласно ч.1 ст.32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государство как непосредственно, так и через своих представителей [2]. Это право подчёркивает суверенитет народа Российской Федерации, который, согласно всё той же Конституции, является единственным источником власти. Применительно к административно-правовому статусу личности это право проявляется в том, что граждане, например, имеют равный доступ к государственной службе, хотя некоторые выделяют это право отдельно. Права и свободы, которые рассматриваются как элементы (составляющие) общего права, — это право на свободу совести и религии, закрепленное в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека [3, с. 143].

Ко второй группе прав также относятся в основном те, что закреплены Основным законом государства. В ряде статей закрепляется, что у граждан есть право на возмещение вреда, который причинили органы государственной власти или должностными лицами, объединяться, лично или, по своему усмотрению, через представителей, обращаться в государственные органы, а также участвовать в управлении через проведение различных публичных мероприятий, таких как демонстрации, митинги, собрания [2]. Все эти возможности также являются одновременно и гарантиями, с помощью которых органы помогают с реализацией этих прав. Так, они обязаны в довольно быстрые сроки рассмотреть, принять и отреагировать на обращение граждан, не препятствовать в проведении демонстраций, если они являются законными, а также не препятствовать деятельности объединений.

Последний блок, как уже было упомянуто, связан с возможностью граждан участвовать в деятельности органов управления. Как известно, в таких органах есть свои органы управления и осуществления деятельности, в лице, например, консультативных советов и внештатных инспекторов, членами которых как раз могут быть обычные граждане.

Стоит отметить, что это не единственное деление прав на категории. А. С. Телегин придерживается позиции, что права можно поделить на безусловные и относительные с использованием такого критерия, как механизм реализации. Безусловными, или, по-другому, абсолютными, гражданин может пользоваться так, как позволит его волеизъявление. В частности, в эту группу можно отнести право на подачу административной жалобе, порядок которого регламентирован Кодексом об Административных правонарушениях [4]. То есть данное право в любом случае зависит именно от желания гражданина. К таким же правам можно отнести право на неприкосновенность личности и право на медицинскую помощь.

В относительных правах не последнюю роль играют органы власти, которые принимают решение с учётом воли заинтересованного в этом решении лица. Примером может считаться приказ, который издаётся для того, чтобы подтвердить утверждение в должности гражданина. То есть гражданин выражает желание стать государственным служащим, проводит все необходимые процедуры, но решение остаётся за органом власти с учётом соблюдения закона.

Также права можно поделить на две очевидные группы: те, что зафиксированы в Конституции и те, которые закрепляются в иных законах и возможных подзаконных актов. У последних есть ещё два подвида — те, что получили самое первичное закрепление исключительно в административных законах и те, что нужны только для помощи в исполнении конституционных. К первым можно отнести, скажем, право на управление какими-либо транспортными средствами или право на ношение оружия, а ко вторым просто более подробную регламентацию порядка обращения в государственные органы.

Интересным в аспекте таких вторичных прав представляется такой способ участия граждан в управлении государством — создание такой системы, в которой цифровым способом готовятся различные проекты нормативных правовых актов, поскольку она реализуется через сеть Интернет. Такому праву, кстати, корреспондирует обязанность федерального органа исполнительной власти разместить на специально указанном сайте уведомления, в котором будет указана информация о создании нового проекта нормативного акта, сроков такого создания и сроков на проведение общественного обсуждения, в котором, как раз, граждане вправе принять своё участие, а потом вправе узнать информацию рассмотрения и обсуждения и акта.

Различные подходы к пониманию прав граждан в сфере государственного управления раскрывают глубину и сложность этой темы. Независимо от теоретического основания, общим остается стремление к защите и поддержке прав граждан, обеспечению их участия в управлении и созданию условий для процветания общества. На практике это требует комплексного и интегративного подхода, учитывающего множество факторов и контекстов.

Литература:

1. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Норма: Информа-М, 2023.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 01.07.2020, N 31. ст. 4398.

3. Д. Н. Бахрах Административное право России: учебник. М.: Эксмо, 2020.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1.



Задать вопрос