Статья посвящена определению роли экономики в современном обществе. Изучены основные аспекты правового регулирования экономики с концептуальных точек зрения в обобщенном смысле. Кроме того, выявлены характерные черты публичного права и его роли в сфере регулирования экономики.
Ключевые слова: экономика, правовое регулирование, публичное регулирование, отношения.
Одно из самых важных мест в жизни общества отводится экономической сфере. Все то, что связано с производством, распределением, а также обменом и потреблением благ, созданных человеком, относится к экономической сфере.
Экономика — это система общественного производства, процесс создания материальных благ, являющихся необходимыми человеческому обществу для нормального существования, развития [5].
Экономика играет важнейшую роль в жизни общества, так как она призвана обеспечивать людей материальными условиями — питанием, жильем, одеждой, другими предметами потребления. Экономическая сфера — это основная сфера жизни общества, она определяет в целом все происходящие в нем процессы [3]. Столь важная сфера не может полноценно существовать без необходимого правового регулирования, определенного контроля, надзорной деятельности, без применения столь важных методов публично-правового регулирования. Поэтому сфера правового регулирования, в первую очередь публичного, очень важна, особенно в складывающихся социально-экономических условиях.
Правовое регулирование экономики заключается в разработке законов, призванных обеспечивать нормы функционирования рыночных структур, коммерции, предпринимательства, защиту интересов общества и прав покупателей, равноправие рыночных субъектов, посредничество между наемными работниками и предпринимателями, борьбу с теневой экономикой, многое другое. В системе подобных регулирующих норм особо видное значение имеет антимонопольное законодательство. Последнее впервые применительно к экономике было реализовано в Америке в виде весьма знаменитых «антитрестовских законов», которые позднее были восприняты всеми развитыми государствами [5].
Для отечественной экономики, с во многом характерным для нее уровнем монополизации производства, обращения и других процессов, антимонопольное регулирование превращается в основное условие перехода к цивилизованным рыночным отношениям.
Столь важная антимонопольная политика состоит из экономических и административных мера, оказывающих препятствие монополизации производства, торговли отдельными субъектами: контроль цен по отношению к предприятием-монополистам; поддержка конкуренции; дезинтеграция сверхкрупных производственных, управленческих и коммерческих структур; поощрение диверсификации; проведение антимонопольной экспертизы принимаемых законов [3].
Весьма актуальной является и дефляционная политика — стабилизация уровня цен, так как современной экономике характерны деформирующие инфляционные процессы [4].
С экономической точки зрения инфляция представляет собой рост цен в виде результата опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения.
Сложность антиинфляционной политики заключается в том, что первые два средства, которые по идеи должны привести к достижению наибольшего эффекта, являются очень болезненными с социальной точки зрения. Третье средство — это малоэффективная позиция, которая подталкивает предпринимателей к росту цен, а никак не производства [3].
Публичное право призвано защищать интересы общества в целом. Частное ориентировано в основном на индивидуальные интересы. Публичное право регулирует отношения субординации непосредственно путем предписаний, что влечет для граждан запреты и обязанности. Частное регулирует горизонтальные отношения, вступление в которые связано только с добровольной волей участников.
Результатом взаимодействия частного и публичного права является появление комплексных отраслей законодательства, наличие отраслей частного права со многими элементами публично-правового регулирования, как и наоборот.
Применение публично-правового регулирования в различных отраслях частного права может быть выражено в явной форме, когда в таких отношениях участие принимают органы государства или само государство. Вторая форма здесь является скрытой, она выражена в использовании механизмов публичного права, во введении ограничений, санкций, запретов.
Для правовых проблем экономики характерен обычно комплексный характер, этот спектр не может быть охвачен исключительно одной правовой отраслью.
Основу развивающейся сегодня экономики составляет частная собственность. Публичная собственность нужна для того, чтобы обеспечивать выполнение различных функций публичной власти.
Сказанное означает, что частное право ориентировано на регулирование отношений предпринимательства, собственности, использования природных ресурсов, трудовые отношения и пр.
Публичное право ответственно за охрану рынка, собственности, за обеспечение функционирования государства путем привлечения финансов.
Многие изменения, происходящие в обществе, существенно сказываются на разграничении права на частное и публичное, их отношение к экономике.
Границы частного и публичного весьма подвижны. Более того, публично-правовые элементы фактически отсутствуют в отраслях публичного права, как и наоборот. Все сказанное требует работы над коллизионными нормами, развития коллизионного права.
Для частного и публичного права характерно несколько основных процессов. Первый заключается в «публицизации» частного права — проникновение публичного права в сферу частного, на основе все в последнем появляется все большее количество норм императивного характера [6].
Сегодня публичное право не просто гарантирует применение частного права, оно еще и ограничивает, контролирует существующие виды экономической деятельности, а также предписывает обязательные виды договоров, ограничивая при этом право собственности.
В наиболее широком смысле этот процесс именуется «социализацией» права. Появляется социальное право, где частные и публичные элементы очень тесно переплетены друг с другом.
Второй процесс — это «приватизация» публичного права: расширяющееся регулирование нормами частного права отношений непосредственно с участием властных субъектов [4].
Публичное право активно заимствует частноправовые конструкции и институты, используя их в экономике, в государственном управлении.
Публичное право призвано осуществлять, кроме традиционно для нее характерного, новой функции по защите прав гражданина — обеспечение частных интересов последнего [1].
Правовое регулирование экономики сегодня требует по отношению к себе взаимодействия частного и публичного права в нескольких сферах. Но, в первую очередь, это взаимодействие должно реализовываться по отношению к отношениям собственности. Кроме того, взаимодействие должно быть ориентировано на обеспечение свободной конкуренции в качестве основы рынка — это одно из основных направлений государства в современной экономике [2].
Можно прийти к выводу о том, что экономика сегодня регулируется и частным, и публичным правом. Законодатель все чаще издает акты смешанного характера, где на один объект распространяются и императивные, и диспозитивные методы. Важно в данном случае проводить четкое разграничение отрасли права по методу и предмету, но их взаимодействие и взаимозависимость в регулировании экономических отношений очевидна — современное регулирование экономики невозможно представить без характерности принципа комплексности.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 7. — Ст. 851.
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. — 2017. — № 7. — Ст. 1383.
- Дорохин С. В. Деление права на публичное и частное. — М.: Логос, 2013. — 217 с.
- Талапина Э. В. Публичное право и экономика: курс лекций. — М., 2011. — 291 с.
- Экономика и финансы предприятия / Под ред.: Т. С. Новашиной. — М.: Синергия, 2014. — 344 с.
- Яковлев В. Ф., Талапина Э. В. Роль публичного и частного права в регулировании экономики // Власть. — 2015.