Развитие гражданского общества и системы местного самоуправления в городском округе Самара | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 15.01.2023

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Сидорова, К. Ю. Развитие гражданского общества и системы местного самоуправления в городском округе Самара / К. Ю. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98953/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье проведен анализ развития гражданского общества и системы местного самоуправления посредством территориального общественного самоуправления, цели и задачи его развития, описаны меры поддержки ТОС.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление.

Конституцией Российской Федерации за гражданами закреплено право на осуществление местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации «местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления граждан, через выборные и иные органы местного самоуправления» [1].

Одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (ТОС).

Через территориальное общественное самоуправление граждане имеют возможность решать возникающие проблемы в процессе проживания на конкретной территории. Территориальное общественное самоуправление — это первичная, наиболее простая для населения форма решения местных проблем, затрагивающих и индивидуальные, и коллективные интересы граждан. ТОС — это способ самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории города.

В городском округе Самара осуществляют свою деятельность Советы территориального общественного самоуправления, общественные советы микрорайонов и другие общественные организации. В состав этих общественных организаций входят активные жители районов города.

В настоящее время деятельность территориальных общественных самоуправлений регламентируется: Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3], Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [2], Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Уставом Самарской области.

Цели и задачи ТОС:

1) создание условий для комфортного проживания граждан на территории ТОС;

2) представление интересов населения, проживающего на территории ТОС;

3) взаимодействие с муниципальными органами власти;

4) обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

5) осуществление деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан проживающих на территории ТОС;

6) организация участия населения в решении вопросов местного значения на соответствующей территории;

7) изучение потребностей жителей, проживающих на соответствующей территории;

8) оказание содействия правоохранительным органам в охране правопорядка;

9) участие в организации и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, а также досуга проживающего населения;

10) участие в разработке предложений по развитию соответствующих территорий;

11) участие в организации работы с детьми и подростками.

Органы ТОС и ОСМ привлекаются к информированию населения по различным вопросам:

– об оказании услуг муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями;

– о мерах по профилактике терроризма и экстремизма,

– о возникновении чрезвычайных ситуаций

– о профилактике пожаров и т. д.

Органы ТОС активно участвуют в организации досуга населения, организации в праздничные дни спортивных и культурных мероприятий для различных категорий граждан (детей, молодежи, пожилых людей), организации обустройства мест отдыха населения. Организуются и проводятся дворовые праздничные мероприятия на территориях микрорайонов (День защиты детей, День физкультурника, Здравствуй школа, Новогодние праздники и т. д.).

Организуются и проводятся семинары для жителей (председатели МКД, ТСЖ, члены ОСМ) для участия в Проекте «Мой — дом!».

Членами ТОС и управляющими микрорайонами организован мониторинг санитарного состояния территории района и передача информации, в том числе фотоматериалов, в Администрацию.

Обеспечивается реализация инициатив граждан по проектам муниципальных правовых актов в пределах компетенции.

Существенный вклад органы ТОС вносят в работу по благоустройству, озеленению территории города. В том числе привлекаются жители в проведении субботников на территории микрорайонов. Подготавливаются совместно с жителями общественные проекты для участия в государственных программах.

Поддержка формирования и развития ТОС оказывается, как и на региональном уровне, так и как на муниципальном уровнях.

Целью государственной поддержки ТОС является создание благоприятных условий и стимулов для развития ТОС как одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления на территории Самарской области и города Самара в частности.

Задачами государственной поддержки ТОС являются:

– вовлечение населения в процессы эффективного решения вопросов местного значения через институт ТОС;

– совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области с органами ТОС в целях реализации социально значимых инициатив населения;

– повышение уровня информированности населения о деятельности ТОС, обеспечение свободного доступа к информации о ТОС;

– повышение квалификации специалистов органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей и активистов ТОС в целях повышения роли ТОС в социально-экономическом развитии региона.

Администрациями внутригородских районов города Самара проводятся:

– рабочие еженедельные совещания с председателями ТОС и управляющими микрорайонов по вопросам, затрагивающим интересы населения соответствующей территории;

– совместные встречи с населением соответствующей территории по проблемным вопросам;

– собрания граждан;

– встречи с инициативными группами жителей по осуществлению контроля за благоустройством дворовых территорий;

– оказывается содействие и консультативная помощь в подготовке пакетов документов ТОС на субсидии.

На территории Самарской области реализуются следующие государственные программы, предусматривающие финансовую поддержку ТОСов: Программа Самарской области «Поддержка инициатив населения муниципальных образований в Самарской области», Губернаторский проект «СОдействие», конкурс общественных инициатив «Твой конструктор двора», конкурс Президентских грантов.

В рамках государственной программы Самарской области «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области» на 2014–2022 годы» члены ТОСов путем организации и проведения собраний определяют приоритетное направление реализации общественного проекта в соответствии с государственной программой, разрабатывают проектные решения. Так, в 2019 году ТОС «Перспектива» Промышленного района городского округа Самара получил грант в форме субсидии на реализацию проекта «Сохраним свой уголок земли для будущих поколений» в размере 849 440 рублей.

В период с 2020 по 2022 годы по итогам участия в региональной программе «СОдействие» ТОСами было получено софинансирование из областного бюджета на реализацию социально значимых проектов на общую сумму 188 663 609 рублей, что позволило реализовать 79 проектов по благоустройству.

В рамках конкурса «Твой конструктор двора» с 2019 по 2021 год ТОСами было выдвинуто 2273 проекта благоустройства, из них 542 стали победителями. Общая сумма выделенных средств составляет 80 419 992 рублей.

Особое внимание уделяется методической поддержке ТОСов, вопросам совершенствования системы обучения представителей ТОСов социальному проектированию и последующему сопровождению участников конкурсов Фонда президентских грантов (далее — ФПГ).

Фонд на конкурсной основе выделяет гранты Президента Российской Федерации на реализацию социально значимых проектов некоммерческих неправительственных организаций и способствует развитию сектора таких организаций, благотворительности, добровольчества, в том числе через софинансирование поддержки общественных инициатив.

В период с 2017 по 2019 гг. поддержку получило три проекта ТОСа Промышленного района на общую сумму в размере 2 430 009 рублей, что говорит о результативности выстроенного процесса обучения по социальному проектированию и последующему сопровождению участников конкурсов.

Поддержка деятельности ТОСов городского округа Самара осуществляется ежегодно в виде предоставления субсидий в соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 28.05.2019 № 323 «Об утверждении Порядка определения объёма и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, осуществляющим территориальное общественное самоуправление на территории городского округа Самара» [5].

В 2020 году ТОСы городского округа Самара получили из бюджета городского округа Самара на осуществление уставной деятельности 37 000 000 рублей.

Система ТОС может полноценно функционировать только там, где поддерживается органами муниципальной власти. В связи с этим, основными задачами, которые решаются Администрацией города Самары в сфере развития гражданского общества и системы местного самоуправления являются:

– создание действенных механизмов взаимодействия общественных организаций, отдельных граждан с Администрацией города и внутригородских районов для решения общих проблем;

– развитие формы общественного контроля соблюдения прав и интересов граждан;

– увеличение количества социальных проектов по реализации гражданских инициатив в целях повышения активности населения;

– повышение правовой культуры населения по вопросам организации местного самоуправления на территории района для выстраивания конструктивного диалога между органами власти и населением.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  4. Закон Самарской области от 06.07.2015 № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов».
  5. Постановление Администрации городского округа Самара от 28.05.2019 № 323 «Об утверждении Порядка определения объёма и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, осуществляющим территориальное общественное самоуправление на территории городского округа Самара».
  6. Губернаторский проект «СОдействие» — Государственная программа Самарской области «Поддержка инициатив населения муниципальных образований в Самарской области» на 2017–2025 годы https://www.samregion.ru/open_government/institutions-gubernatorskij-proekt-sodejstvie/
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Самарская область, территориальное общественное самоуправление, городской округ Самара, Российская Федерация, соответствующая территория, общая сумма, орган, проект, территория.


Похожие статьи

Территориальное общественное самоуправление как способ организации занятости молодежи

В статье рассматриваются проблемы развития территориального общественного самоуправления в рамках организации деятельности местного самоуправления. Произведен анализ уровня информированности населения о тосовском движении и деятельности территориальн...

Основные направления повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением

В статье автор раскрывает основные аспекты повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением и описывает механизмы реализации этой работы.

Особенности стратегического управления развитием муниципального образования

В статье дано определение стратегического планирования, раскрыта его сущность. Так же раскрыты особенности стратегического управления развитием муниципального образования. Рассмотрены виды деятельности, предполагаемые стратегическим планированием, а ...

Взаимодействие населения и местной власти: современное состояние и перспективы

В данной статье подробно рассмотрены формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Приводится количественная статистика о причинах низкого уровня гражданской активности населения, которые не позволяют принимать участие в осуществле...

Взаимодействие некоммерческих организаций с органами местного самоуправления

В статье проводится анализ взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления, в которых реализуется конституционное право граждан на объединение. Рассматриваются основные формы взаимодействия, которые реализуются и применяю...

Аспекты организации местного самоуправления и управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Автором в рамках настоящей статьи рассматриваются понятие и содержание муниципального образования, выявляются вопросы организации местного самоуправления и управления социально-экономическим развитием муниципального образования, предлагается в качест...

Региональная модель и перспектива развития Территориального общественного самоуправления

Статья рассказывает о анализе нормативных правовых актов федеральных органов власти и местного самоуправления, определяющие структуру органов местного самоуправления в муниципальном образовании, подходы к структуре органов местного самоуправления в ю...

Представительная демократия в местном самоуправлении: теоретико-правовые аспекты, перспективы развития

Статья посвящена изучению действующего законодательства в сфере осуществления представительной муниципальной демократии; проведен анализ правового регулирования представительной демократии в местном самоуправлении, рассмотрены перспективы развития и ...

Территориальное общественное самоуправление как институт становления и развития гражданского общества

В данной статье проанализирована сущность территориального общественного самоуправления. Рассмотрено влияние ТОС на становление и развитие гражданского общества.

Развитие органов местного самоуправления в РФ с учётом имеющихся социальных проблем

В статье анализируется вопрос развития местного самоуправления с учетом имеющихся социальных проблем. Рассматриваются отношения государства, населения и местного самоуправления. Предлагается создать структуры, позволяющие населению более активно при...

Похожие статьи

Территориальное общественное самоуправление как способ организации занятости молодежи

В статье рассматриваются проблемы развития территориального общественного самоуправления в рамках организации деятельности местного самоуправления. Произведен анализ уровня информированности населения о тосовском движении и деятельности территориальн...

Основные направления повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением

В статье автор раскрывает основные аспекты повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением и описывает механизмы реализации этой работы.

Особенности стратегического управления развитием муниципального образования

В статье дано определение стратегического планирования, раскрыта его сущность. Так же раскрыты особенности стратегического управления развитием муниципального образования. Рассмотрены виды деятельности, предполагаемые стратегическим планированием, а ...

Взаимодействие населения и местной власти: современное состояние и перспективы

В данной статье подробно рассмотрены формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Приводится количественная статистика о причинах низкого уровня гражданской активности населения, которые не позволяют принимать участие в осуществле...

Взаимодействие некоммерческих организаций с органами местного самоуправления

В статье проводится анализ взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления, в которых реализуется конституционное право граждан на объединение. Рассматриваются основные формы взаимодействия, которые реализуются и применяю...

Аспекты организации местного самоуправления и управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Автором в рамках настоящей статьи рассматриваются понятие и содержание муниципального образования, выявляются вопросы организации местного самоуправления и управления социально-экономическим развитием муниципального образования, предлагается в качест...

Региональная модель и перспектива развития Территориального общественного самоуправления

Статья рассказывает о анализе нормативных правовых актов федеральных органов власти и местного самоуправления, определяющие структуру органов местного самоуправления в муниципальном образовании, подходы к структуре органов местного самоуправления в ю...

Представительная демократия в местном самоуправлении: теоретико-правовые аспекты, перспективы развития

Статья посвящена изучению действующего законодательства в сфере осуществления представительной муниципальной демократии; проведен анализ правового регулирования представительной демократии в местном самоуправлении, рассмотрены перспективы развития и ...

Территориальное общественное самоуправление как институт становления и развития гражданского общества

В данной статье проанализирована сущность территориального общественного самоуправления. Рассмотрено влияние ТОС на становление и развитие гражданского общества.

Развитие органов местного самоуправления в РФ с учётом имеющихся социальных проблем

В статье анализируется вопрос развития местного самоуправления с учетом имеющихся социальных проблем. Рассматриваются отношения государства, населения и местного самоуправления. Предлагается создать структуры, позволяющие населению более активно при...

Задать вопрос