В статье рассматриваются проблемы развития территориального общественного самоуправления в рамках организации деятельности местного самоуправления . Произведен анализ уровня информированности населения о тосовском движении и деятельности территориального общественного самоуправления в г. Чите. Изучены проблемы в деятельности территориального общественного самоуправления, препятствующие развитию гражданской инициативы населения по решению вопросов местного значения. Сформулированы рекомендации по повышению уровня политической и финансовой самостоятельности функционирования территориального общественного самоуправления. Выделены основные проблемы измерения гражданской активности в современной России и возможные формы взаимодействия органов территориального общественного самоуправления в сферах общественной безопасности, культуры, образования, спорта, ЖКХ, занятости населения и социальной защиты. Делается вывод о важности создания условий для самореализации молодёжи через участие в территориальном общественном самоуправлении, о необходимости изменения нормативно-правового регулирования органов территориального общественного самоуправления и возможности принятия специализированного Федерального закона . Предложены рекомендации по перспективному развитию территориального общественного самоуправления.
Ключевые слова: местное самоуправление , муниципальное образование , территориальное общественное самоуправление , формы непосредственной демократии , принцип дифференциации органов территориального общественного самоуправления, гражданская активность, формы взаимодействия, самоорганизация, волеизъявление народа, демократические ценности, гражданское общество, специализированный Федеральный закон .
Облик будущей страны зависит от усилий, вложенных в подрастающее поколение. Существует множество организаций, раскрывающих его умственный и физический потенциал, но в тоже время наблюдается большое количество неосвоенных площадок, чьи преимущества остаются без внимания вследствие отсутствия масштабности и существенного финансирования. Примером служат территориальные общественные самоуправления, которые обладают хорошей практикой привлечения молодёжи в свою деятельность. Территориально общественное самоуправление (далее ТОС) называют формой самоорганизации граждан на добровольной основе по месту их жительства, для реализации возможности самостоятельного решения вопросов местного значения. В настоящее время можно сказать, что ТОС является синонимом процесса самоорганизации. В ст. 27 ФЗ от 6 октября2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет ТОС как самоорганизацию граждан по месту их жительства на определенной части территории поселения, для того чтобы самостоятельно и под свою ответственность осуществлять собственные инициативы, касающиеся вопросов местного значения [1].
Органы местного самоуправления взаимодействуют с территориальным общественным управлением на уровне сотрудничества и сравнительного равенства, а муниципалитет обязан по мере своих сил оказывать определенную помощь в деятельности ТОС. Федеральный закон № 131-ФЗ не предоставляет возможности делегирования полномочий органов местного самоуправления территориальному общественному самоуправлению, но в тоже время прямого запрета также не имеется. Поэтому по собственной инициативе органов муниципалитета и при согласии органов территориального общественного самоуправления, данный вопрос может решаться на локальном уровне. То есть во многих уставах муниципальных образований содержится информация о возможности делегирования органами ТОС определенного объема полномочий, либо в уставе могут быть определены совместные области деятельности органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления. Исходя из этого нормативно закрепленного определения, ТОС называют неотъемлемой частью гражданского общества. Данная организация приставляет собой совокупность частных и групповых интересов, неформальных и формальных связей членов местного сообщества. В Забайкальском крае передано обобщить теорию и обосновать практические выводы по организационно-правовым вопросам самоорганизации и реализации права на самоуправление молодёжью самостоятельного решения вопросов оптимального долевого соотношения государственных полномочий и власти народа в Забайкальском крае. Развить в молодёжных объединениях с научной, практической и законодательной точек зрения, совместные области деятельности органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, выявление причин сложившейся ситуации и способов её ликвидации.
В настоящее время взаимоотношения народа и государства на протяжении долгих лет остаются острым вопросом, требующим постоянных дискуссий и привлечения специалистов ряда областей. Поиск оптимального долевого соотношения государственных полномочий и власти народа становится камнем преткновения в решении проблем различного масштаба. Обострение вопроса произошло на этапе формирования нового государства, условия которого кардинально отличались от привычного уклада жизни. Особенным образом изменения отразились на сознании молодого поколения, которое было вынуждено перестраивать своё ещё не до конца оформившееся мировоззрение. Его принадлежность к одной из наиболее нуждающихся в поддержке и самореализации категорий населения заставляет продолжать искать пути решения вопроса о передаче реальной возможности управления и обуславливает целесообразность исследования в данном направлении. Речь идёт о реализации права на самоуправление именно молодёжью с целью самостоятельного решения вопросов самоорганизации [2].
Как можно понять из сказанного ранее, начальные попытки наделить население будущего государства относительной самостоятельностью предпринимались незадолго до окончательного распада СССР. Начало законодательного закрепления института территориальных общественных самоуправлений было положено в 1991 с принятием Закона РФ от 06.07.1991 № 1550–1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации». Содержание данного закона содержало общие положения о системе ТОС, его основные полномочия, финансовые ресурсы, положения об экономической деятельности и другое [3]. В Забайкальском крае передано 21 государственное полномочие в сферах образования, жилья, опеки и попечительство несовершеннолетних, административных правонарушений, охраны труда, регистра муниципальных нормативных правовых актов, нотариальной и адвокатской помощи в труднодоступных и отдельных местностях. Существенным недостатком стало отсутствие конкретного понимания сущности института территориального общественного самоуправления, что в свою очередь могло стать почвой для использования образовавшегося пробела в личных, иногда недобросовестных, целях, но понимание проблемы не способствовало своему быстрому решению. Легальное определение появилось только спустя четыре года в Федеральном законе от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Сегодня федеральное законодательство устанавливает одиннадцать форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении [3]. Эти формы можно разделить на группы: одномоментные и системные.
К группе одномоментных можно отнести муниципальные выборы, местные референдумы, дополнительные голосования, сходы граждан, правотворческую инициативу граждан, обращения граждан, опрос граждан, конференцию граждан.
В группу системных можно выделить только ТОС. Системность этой формы непосредственного осуществления местного самоуправления заключается в создании и функционировании организации, имеющей определенную уставом или решением собрания (учредительной конференцией) гражданскую структуру. Следуя вышесказанному, мы можем говорить о значимости этого института непосредственной демократии.
Существуют разные подходы к определению сущности ТОС. Нормативно правовой подход определен Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Законодателем определено, что «ТОС — это добровольное объединение граждан на определенной территории с целью решения вопросов местного значения» [4].
Закрепленные в Конституции Российской Федерации права человека и гражданина определяют территориальное общественное самоуправление как механизм реализации конституционных прав граждан на объединение и проведение собраний по месту жительства с целью защиты общих интересов населения определенной территории. В работах Е. В. Раздъяконовой, Н. А. Желтуховой, Н. А. Соловьевой, Е. В. Булаха проводится анализ права на осуществление ТОС, сущности и механизма его реализации. В основе их анализа лежит проблематика уставной деятельности, правового режима имущества и реализации ТОС в городских округах, коллизии правового регулирования ТОС как субъекта муниципально-правовых отношений.
Выявлены и описаны различные подходы в определении ТОС — как формы непосредственной демократии и как части целостной системы местного самоуправления — в работах таких авторов, как Е. В. Белоусова, М. Маточкина.
В качестве объединяющего элемента местного сообщества ТОС выделил А. В. Алешкин [1]. Он определил ТОС как результат реализации конституционных прав отдельного гражданина, который повысил активность других граждан. В качестве формы муниципальной демократии ТОС представлено в исследованиях А. А. Сергеева. Возможность замены органов местного самоуправления на ТОС в сельских поселениях России исследовала Г. Г. Маркарян, так как представляла ТОС в виде единственной формы прямой демократии, при которой осуществляется непосредственное решение населением вопросов местного значения [7].
Ученые Л. Д. Морозова и Ю. С. Королева, определяли ТОС как некоммерческую организацию, которая закладывает основы развития гражданского самосознания в отдельных территориях муниципального образования и повышает степень активности жителей города в целом.
Сравнительно-правовой анализ федерального и регионального законодательства касающихся деятельности ТОС был изучен и описан В. Н. Федотовым прецедент правового закрепления ТОС в качестве структурной единицы исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления [10].
Подходя с практической точки зрения к определению сущности ТОС, можно говорить, что территориальное общественное самоуправление является разновидностью социально ориентированных некоммерческих организаций, главная роль которых заключается в объединении горожан по месту жительства для решения проблем данной территории [8].
Несмотря на некоторые корректировки, ТОС сохраняет свою жизнеспособность на протяжении многих лет. В настоящее время территориальное общественное самоуправление определяется как самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения [9]. С принятием Конституции 1993 г. право на самостоятельное решение населением вопросов местного значения переходит в разряд конституционных, что ставит его реализацию на первое место.
Правильное долевое соотношение возможностей, о котором говорилось вначале необходимо найти и в более обширной вертикали: власть — самоуправление — молодёжь. Редакция действующего сегодня закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подробно описывает механизмы создания и функционирования, территориального общественного самоуправления, одной из форм реализации народом Российской Федерации своей власти через непосредственное осуществление самоуправления на части территории муниципального образования, но не содержит не единого упоминания о молодёжном движении. При этом на практике можно наблюдать его успешное функционирование в некоторых территориальных общественных самоуправлениях города Читы и наличие результативных проектов.
Нельзя недооценивать многогранность этого института. На его базе возможна реализация множества задач и проектов. Для развития молодёжного движения именно в территориальном общественном самоуправлении требуется ряд последовательных мер, способствующих созданию благоприятной среды для воспитания и развития молодёжи.
Первоочередной задачей является разработка методических рекомендаций, разъясняющих основные положения об организации, деятельности и основных задачах, а также законодательное закрепление данного явления и тем самым создание подинститута. Это способно ликвидировать причину плохой организации молодёжных советов из-за непонимания некоторыми председателями советов территориального общественного самоуправления, важности организации у себя подразделения. Помимо возрастного различия в отношениях молодого поколения со старшим возникают противоречия интересов и взглядов на жизнь в целом, преодоление которых невозможно без конструктивного диалога. Поэтому узнать, что интересует молодое поколение можно только у самого молодого поколения. Соответственно принимать новые нормативно-правовые акты или вносить изменения в уже действующие необходимо с преимущественным участием молодёжного парламента и иных молодёжных организаций, основываясь на данных опросов, исследований и мнении ряда специалистов.
Представленный этап не лишён эффективности, однако вопрос осведомлённости населения о наличии действующего территориального общественного самоуправления и молодёжного совета при нём по-прежнему остаётся нерешённым. Проведя опрос, удалось выявить следующие данные:
Таблица 1
Осведомленность целевой аудитории
Возраст |
Знают о территориальном общественном самоуправлении и Молодёжном совете |
Не знают |
От 7 до 10 |
41 |
157 |
От 11 до 18 |
182 |
102 |
Oт 19 до 30 |
15 |
26 |
Выявленные результаты становятся вразрез с проблематикой исследования. Цифры напрямую указывают об осведомлённости 46 % опрошенных, в особенности 64 % целевой аудитории 11–18 лет. Однако из более детального анализа следует, что основным средством распространения информации до сих пор остаются устные рекомендации председателей совета территориального общественного самоуправления и активистов своим знакомым. Не развивая иные способы, невозможно достижение целей по созданию подинститута молодёжного движения при территориальном общественном самоуправлении. С помощью устной речи крайне сложно выйти за пределы отдельно взятого района или округа. Это является одним из ключевых аспектов слабого развития молодёжного движения. Необходимо это учесть и перейти в другое информационное поле. Посредствам сети Интернет, а именно социальных сетей, информирование населения выходит на принципиально новый уровень. Целевая аудитория сможет получать информацию в удобном и привычном для себя формате. Не вызывает сомнений утверждение в том, что современное молодое поколение большое количество своего времени проводит в социальных сетях. Превратившись из пагубной привычки в полезное информационное пространство интернет способен сформировать у молодёжи навыки общения, работы с информацией и тому подобное. Действующие молодёжные советы основываются исключительно на энтузиазме ограниченного круга лиц. Необходимо заинтересовать молодёжь и дать ей мотивацию, побуждающую действовать по собственной воле, а не по приказу. Перспектива реализации своих возможностей позволит подростками раскрыть свои таланты и испытать свои силы в различной деятельности. К примеру, участвуя в районном мероприятии, подопечный территориального общественного самоуправления сможет попробовать себя в качестве организатора, фотографа, ведущего и так далее.
Завершающие этапы взаимосвязаны и предполагают своё параллельное проведение. Уже образованный молодёжный совет нужно скооперировать со специалистами различных областей для реализации задач, о которых будет говориться далее. Помимо проведения специализированных бесед, специалисты упростят свою задачу по мониторингу обстановки и выявлению элементов с деструктивным поведением. Привлечённая к участию в различных мероприятиях молодёжь формирует у себя определённые ценности и жизненные ориентиры. Например, посещая ветеранов Великой Отечественной войны, молодые люди из первых уст узнают исторические факты, неискажённые современной информационной войной и учатся уважительно относиться к старшему поколению и подвигу своих предков. Периодическое участие в субботниках и экологических акциях формирует ответственное отношение к состоянию окружающей среды и заставляет критически относиться к своему поведению. Это лишь малая часть тех направление, которые уже реализуются молодёжными советами на базе территориальных общественных самоуправлений и могут стать ориентиром для деятельности последующих. В 2022 году деятельность молодёжного движения была привязана к году экологии, что обусловило усиление деятельности по пропаганде экологически правильного поведения.
Организовать реализацию обширного круга важных и полезных задач от пропаганды здорового образа жизни до снижения травматизма. Из практики действующих молодёжных советов можно привести несколько примеров их успешной реализации:
- Молодёжным советом «На волне» территориального общественного самоуправления «Чита — город молодых» Центрального района с целью воспитания уважения к законности и правопорядку через целенаправленную деятельность по правовому просвещению молодежи стартовал проект Совета молодежи при Главе городского округа «Город Чита» «Школа правовых знаний». В формате Правовой квест «Лучше знать, чем догадываться». Мероприятие проводилось в рамках «Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утвержденных Президентом РФ в 2011 году, соответствуя основным целям и принципам основ, ребятам рассказываются простые, но иногда забываемые правила формирования уровня своей правовой компетентности, права и обязанности, касающиеся каждого человека в повседневной жизни в сфере образования, здравоохранения, потребительских услуг. Продолжением проекта стала лекция «Привет из прошлого», направленная уже на старшее поколение. В ней основной целью является донесение той ответственности, которую несут родители, воспитывая детей своим примером. Две части проекта взаимодополняют друг друга и ускоряют достижение своей цели.
- Молодёжный актив центра детско-юношеского технического творчества выиграл грант и получил возможность организовать Кванториум, или школу юных техников на современный лад. Винтики и кубики в их руках не только обретают форму, но и получают жизнь. Из простого конструктора «Лего» с помощью специальной программы второклашки могут смастерить всё, что угодно. Излюбленная тема мальчишек — машины и бытовая техника. Сегодня, например, сделали дрель. У ребят постарше и вовсе всё серьёзно, они заняты изобретениями будущего. Забайкальский край сегодня вошёл в число 26 субъектов России, в котором в рамках федерального проекта откроется современный технопарк. Свои двери в Чите он распахнул уже 1 сентября 2019 года.
- Активно развивается молодёжная организация Забайкальского края «Патриот», выигравшая грант и получила возможность организовать крылатую гвардию из школьников и студентов. Уже три года в Забайкалье участники которой передают свои навыки подрастающему поколению. 2 августа в честь Дня воздушно-десантных войск бойцы клуба совместно с членами союза ВДВ Забайкалья организовали для детей лагеря «Чайка» патриотическую игру «Зарница». Все участники и даже девушки молодёжной организации «Патриот» хотят связать свою жизнь с армией. К тому же за дисциплину, выдержку и качественное, своевременное выполнение всех заданий наставники отмечают их работу и рекомендуют для поступления в военные училища.
- Проведённые весной этого года фестиваль посвященный вхождения Крыма в состав Российской Федерации позволил не только решить задачу, но и познакомить не многочисленный состав молодёжного актива города в приятной обстановке. В ходе мероприятия представители системы территориального общественного самоуправления осветили свою деятельность и наладили контакты со своими коллегами. Также в списке проектов этого молодёжного актива числится проект «Школа аниматоров», призванный помочь молодёжи территориального общественного самоуправления в проведении мероприятий различной направленности.
В сотрудничестве со многими структурами территориальные общественные самоуправления смогут заниматься пропагандой здорового образа жизни, правил дорожного движения, а также предотвращать криминализацию школьников, вызванную отсутствием занятости и примеров законопослушного поведения. Молодёжь является особой группой общества, для которой процесс первичной социализации в обществе не завершен. Для защиты от внешних неблагоприятных факторов у неё недостаточно опыта, что обуславливает высокий уровень восприимчивости к внешнему воздействию/ Первичные агенты социализации в лице семьи и школы не всегда успешно выполняют свою роль в силу ряда причин. Именно поэтому важно привлекать многих специалистов для работы с молодёжным движением.
Проведенный Всероссийский опрос, респондентами которого были должностные лица органов местного самоуправления и муниципальные служащие показал, что согласно полученным данным ответ был положительным в 67 % городских округов, 53 % городских поселений, 39 % муниципальных районов, 37 % сельский поселений [7]. Данные показатели говорят, что влияние и необходимости территориального общественного самоуправления велика на урбанизированных территориях, где между властью и населением существует дистанция.
Таким образом, можно сделать вывод, что полномочия ТОС определяются п. 7 ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». В вопросе взаимодействия ТОС с органами местного самоуправления должен соблюдаться баланс. Так, органы ТОС не должны вмешиваться в компетенцию местных властей, в то время как органы местного самоуправления должны поддерживать и развивать территориальное общественное самоуправление. ТОС жизнеспособен там, где есть поддержка со стороны местных властей.
Результаты исследования. С целью улучшения организации молодёжного движения именно при территориальных общественных самоуправлениях необходимо применить следующий алгоритм действий, который разделен нами на несколько этапов.
Необходимо:
1.Законодательно закрепить под институт молодёжного совета при институте территориальных общественных самоуправлений, тем самым образовав определённый перечень прав и обязанностей участников системы;
2.Доступным и приемлемым способом проинформировать население о наличии действующего молодёжного объединения и направлениях его деятельности;
3.Развить сотрудничество с представителями властных структур, а также организаций, имеющих своей целью развитие умственного и физического потенциала молодёжи;
4.Реализовать социально значимые проекты и направления, способствующие привлечению молодёжи к самостоятельному решению вопросов организации своей деятельности.
Отсутствие законодательной и научной разработки свидетельствует об актуальности вопроса, поставленного в исследовании. Термин «занятость» в данном случае означает не трудовую деятельность, а привлечение молодёжи к любому виду деятельности, направленному на её развитие, как гражданина и личности. На сегодняшний предполагаемый результат частично достигнут. Предпринимаемые попытки решения, свидетельствуют о действительном наличии внимания к данному вопросу. Потенциал данной площадки раскрывается благодаря территориальной доступности и психологической обстановке, сложившейся в её стенах. Подавляющее большинство председателей советов территориального общественного самоуправления имеют педагогическое образование или являются работниками образовательных учреждений. Понимание специфичной подростковой психологии и опыт работы непосредственно с целевой аудитории позволят эффективней содействовать организации и деятельности молодёжного объединения. Тот факт, что не все Председатели территориального общественного самоуправления представляют важность организации у себя подразделения возможно преодолеть с помощью разработки методических рекомендаций, законодательного закрепления и открытого диалога.
Кажется, что многочисленные объединения, позиционирующие себя как создателей благоприятной среды для воспитания молодёжи, исправят сложившуюся ситуацию. Но большинство из них некоторыми подростками воспринимаются как нечто масштабное, предполагающее большую ответственность и большое количество затраченного времени. Территориальная доступность территориального общественного самоуправления становится преимуществом. В каждом районе города существует по несколько территориальных общественных самоуправлений, которые находятся в шаговой доступности от образовательных учреждений.
Сложную на первый взгляд проблему по организации занятости молодёжи можно решить, совершив ряд последовательных, взаимосвязанных действий. Сфера воспитания молодёжи является зоной ответственности как государства, так и простых граждан. Формируя молодёжь, способную развиваться, нестандартно мыслить и претворять в жизнь новые идеи формируется облик будущего государства. Именно молодое поколение через один десяток лет встанет во главе руководящих органов и будет осуществлять внутреннюю и внешнюю политику страны. Данных факт в разы повышает важность вопроса, ведь будущее нашей страны напрямую зависит от качественного воспитания молодого поколения.
Литература:
- Алешкин А. В. Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления: дис. … канд. юрид. наук. М., 2011.
- Булах Е. В. Проблемы правового регулирования территориального общественного самоуправления как субъекта муниципально-правовых отношений // Материалы междунар. науч.-практ. конф. / АНО содействия развитию соврем. отечеств. науки. М.: Изд. дом «Науч. обозрение», 2013. С. 29–38.
- Королев Ю. С. Территориальное общественное самоуправление — элемент гражданского общества // Актуальные проблемы науки конституционного права: совершенствование федеративного устройства России, органов государственной власти и местного самоуправления: Конституционные чтения. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008. Вып. 4. С. 159–165.
- Маркарян Г. Г. Территориальное общественное самоуправление //Законность. 2005. № 6.
- Маточкина М. Территориальное общественное самоуправление как форма непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Роль права в формировании гражданского общества в Российской Федерации: материалы V меж вуз. науч. конф. студ. юрид. вузов и юрид. фак. образоват. Учреждений высш. проф. образования Сибири и Дальнего Востока. Омск, 2006. С. 64–67.
- Морозова Л. Д. Органы общественной самодеятельности среди других форм общественной активности граждан // Вестник Академии МВД. 2008. С.176
- Маточкина М. Территориальное общественное самоуправление как форма непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Роль права в формировании гражданского общества в Российской Федерации материалы V межвуз. науч. конф. студ. юрид. вузов и юрид. фак. образоват. учреждений высш. проф. образования Сибири и Дальнего Востока. Омск, 2006. С. 64–67.
- О внесении изменения в статью 31–1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]: законопроект от 10 апр. 2015 г. № 766322–6 // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности: офиц. Сайт Гос. Думы Федер. Собр. Рос. Федерации.URL:http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ %28SpravkaNew %29?OpenAgent&RN=766322–6&02 (дата обращения: 16.04.2015).
- Соловьева Н. А. Право граждан на участие в территориальном общественном самоуправлении: понятие и порядок реализации: дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2008.
- Федотов А. В. Территориальное общественное самоуправление: право и практика: конституционно-правовое исследование / под общ. ред. Ю. И. Скуратова. М.: Компания «Спутник+», 2006. С. 52.