В статье исследованы формы взаимодействия органов государственного управления и институтов гражданского общества. Проанализированы основные модели и их особенности, формы поддержки деятельности некоммерческих организаций. Изучены и определены дополнительные меры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, к которым отнесены и организации культуры.
Ключевые слова: гражданское общество, некоммерческие организации, органы государственного управления.
The article examines the forms of interaction between public administration bodies and civil society institutions. The main models and their features, forms of support for the activities of non-profit organizations are analyzed. Additional measures to support socially oriented non-profit organizations, which include cultural organizations, have been studied and identified.
Keywords : civil society, non-profit organizations, public administration bodies.
Российская Федерация является демократическим социальным государством, направленным на построение гражданского общества. По прошествии 29 лет данный процесс продолжается и не последнюю роль в нем играют органы государственного управления. Осуществляя взаимодействие с институтами гражданского общества, они создают фундаментальную основу для построения социального государства.
Наибольшую эффективность данного сотрудничества можно лишь в процессе постоянного взаимодействия, консолидации общих усилий. Определение модели взаимодействия необходимо для выбора наиболее подходящей в зависимости от внутренних и внешних условий.
На сегодняшний день отечественными и зарубежными исследователями выделяются следующие модели взаимодействия [4].
Модель партнерского взаимодействия основана на поддержке деятельности институтов гражданского общества. В рамках данной деятельности со стороны органов государственного управления принимаются нормативные и правовые акты, способствующие появлению новых общественных объединений, удовлетворяющих запросы общества и потребности органов государственного управления.
При такой модели органы государственной власти, осознавая необходимость институтов гражданского общества, вместе с тем не вмешиваются в их деятельность, обеспечивая свое участие путем создания переговорных площадок, иных форм взаимодействия, основанных на диалоге. Основная особенность в данном случае заключается именно в осознании необходимости диалога с общественными структурами.
Высшей степенью развития партнерского взаимодействия является «модель архитектора», которая обеспечивает участие институтов гражданского общества в формировании и реализации государственной политики, осуществляют функцию общественного контроля над деятельностью органов государственной власти и должностных лиц.
Следующая форма взаимодействия — доминирование властных институтов. В данной форме взаимодействия мы можем выделить две основные модели: патерналистскую и «приводных ремней».
В случае существования патерналистской модели органы государственной власти в обмен на лояльность со стороны институтов гражданского общества предоставляют имущество, финансы, получение грантовой поддержки становится более легкой.
Модель «приводных ремней» был наиболее распространен в Советской России, когда все общественные организации воспринимались как составная часть партийного аппарата, а следовательно никакой речи о самостоятельности не могло идти. Вся их деятельность строилась под контролем руководителей партийных структур.
Есть синтезирующая форма взаимодействия — игнорирование. В данном случае деятельность некоммерческого сектора не ограничивается, но вместе с тем не осуществляется их поддержка. Такая модель наиболее распространена в тех случаях, когда имеются формы негосударственной поддержки институтов гражданского общества.
Наиболее неблагоприятной моделью является конфронтация, в рамках которой органы государственного управления видят в институтах гражданского общества угрозу своего существования, поэтому их деятельность ограничивается или вовсе запрещается. А получение иностранного финансирования из международных фондов приводят к получению статуса «иностранного агента».
Что касается современной российской действительности, то сложно выделить одну модель, имеется наличие нескольких видов, но мы можем определить преобладающую форму — патерналистскую форму. В качестве примера можно привести ситуацию с открытым письмом представителей некоммерческих организаций с призывом прекратить специальную военную операцию на территории Украины. По итогу из 136 организаций, подписавших обращение и в дальнейшем отправивших грантовые заявки на конкурс Президентских грантов, обладателями гранта стали только 30 организаций.
Как показывает практика, на сегодняшний день, заметны качественные изменения во взаимодействии органов государственного управления и институтов гражданского общества, представленных в первую очередь социально ориентированными некоммерческими организациями. Если во времена Советской России речь идет об игнорировании общественных объединений, их включение в общую партийную систему, то сегодня речь идет в первую очередь о патерналистском характере взаимодействия. На смену излишней эмоциональности и популизма пришел конструктивный диалог на различных общественных площадках. Это свидетельствует о том, что модель взаимодействия продолжает трансформироваться и приближается к партнерскому взаимодействию основанного на равноправии, значимости институтов гражданского общества. Созданная сегодня в стране нормативная база в полной мере отвечает данному направлению.
Стоит отметить, что на сегодняшний день, создаваемые некоммерческие организации в значительной мере отличаются от ранее создаваемых, у них иная степень вовлеченности в реализацию государственной политики, инновационных подходов в управлении. Все более востребованной формой становится использование социальных медиа с целью консолидации общих усилий. Все большее значение получают такие формы выражения гражданского мнения как петиции, электронные подписи.
Но вместе с тем, большее взаимодействие осуществляется с точки зрения ресурсной поддержки НКО, в связи с этим перед большинством из них стоит непростая задача: оказывать услуги, финансируемые органами государственной власти; осуществлять социальное предпринимательство или сокращать используемый бюджет и собственные проекты, программы. Таким образом, мы можем сделать вывод, что основные формы поддержки институтов гражданского общества — экономическая и информационная.
На дополнительную поддержку могут рассчитывать социально ориентированные некоммерческие организации, которые подчеркивают их особую социальную значимость для государства [2, с. 84]. В свою очередь данные организации должны соблюдать некоторые условия и осуществлять конкретные виды деятельности:
- Социальное обслуживание граждан;
- Помощь пострадавшим от стихийных бедствий;
- Благотворительность;
- Охрана окружающей среды;
- Образовательная деятельность.
Кроме того, к данным организациям могут быть отнесены те, которые содействуют духовному и культурному развитию через систему мероприятий, направленных на улучшение морального и психологического здоровья [1, с. 247].
Такой особый статус предоставляет организациям получить дополнительную поддержку на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. На федеральном уровне возможно субсидирование исследовательских работ, направленных на развитие некоммерческого сектора за счет средств федерального бюджета, освещение в федеральных СМИ деятельности СО НКО.
На региональном уровне оказывается поддержка в развитии межрегионального сотрудничества, оказывается поддержка реализации муниципальных программ по развитию некоммерческого сектора.
На муниципальном уровне создаются программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом территориальных особенностей муниципального образования.
Таким образом, в рамках исследовательской статьи нами были определены основные формы взаимодействия органов государственного управления и институтов гражданского общества, к числу которых можно отнести:
- Партнерское взаимодействие;
- Доминирование властных институтов;
- Игнорирование;
- Конфронтация.
Определено, что в Российской Федерации смешанный тип, трансформирующийся в партнерское взаимодействие. На сегодняшний день в рамках взаимодействия оказывается финансовая и информационная поддержка лояльным институтам гражданского общества. Кроме того, на дополнительную поддержку могут рассчитывать социально ориентированные некоммерческие организации, к числу которых отнесены организации культуры. Определены дополнительные меры поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Литература:
- Андриенко А. И. Социально ориентированные некоммерческие организации как форма реализации конституционного права на объединение // Сибирское юридическое обозрение. — 2019. — № 2. — С. 245–249.
- Лига Е. М. Институализация социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) // Общество: философия, история, культура. — 2021. — № 12. — С. 83–87.
- Орлова А. Н. Взаимодействие государства и некоммерческих организаций по оказанию социальных услуг населению (теоретико-правовой аспект): автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Саратов, 2021. — 27 с.
- Сулимов К. А. Взаимодействие НКО и власти / К. А. Сулимов. — М.: Агентство социальной информации, 2020. — 72 с.