МГПИ был создан в 1930 году на базе педагогического факультета 2 МГУ. Факультет был образован по инициативе психолога Корнилова К. Н., действовавшего в согласовании с Наркомпросом. Примечательна личность этого ученого, до конца дней своих заведовавшего кафедрой психологии Института.
Карнилов К. Н. был одним из создателей экспериментальной психологии. В дискуссии с И. П. Павловым и В. М. Бехтеревым он отстоял перед государственными органами СССР психологию как самостоятельную науку, придав ей материалистическое толкование. Будучи дважды директором первого в России Психологического института, он привел туда Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурию, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, всемирно прославивших отечественную школу психологов. В то же время К. Н. Корнилов был первым педагогом-психологом, разрабатывавшим психологию для учителей и родителей. Он не только инициировал организацию МГПИ — крупнейшего педагогического ВУЗа страны, флагмана других пединститутов, научно-теоретической и практической кузнецы науки о воспитании миллионов советских людей и подготовки важнейшей массовой профессии — учительства, ставшего к тому же также примером решения проблемы массового высшего женского образования. Не удивительно, что поэтому в 1940-х годах по инициативе преподавателей МГПИ создается Академия педагогических наук РСФСР, а Корнилов становится ее первым вице-президентом. Он пишет и издает книги и учебники для студентов и учителей, становится главным редактором журнала «Семья и школа». Бессменно избирается депутатом Моссовета. После смерти К. Н. Корнилова его ученик, академик В. А. Сластенин создает факультет педагогики и психологии МГПИ, ставший образцом для многих подобных факультетов РФ. Там успешно продолжают работать его ученики и соратники: д.п.н., профессора В. А. Леванова, И. П. Клемантович, Т. В. Пушкарева, С. Б. Серякова, член-корреспондент РАО Мудрик А. В. и другие.
Деятельность К. Н. Корнилова получила всемирную известность и признание. О нем помещены справки-статьи в крупнейших и авторитетнейших энциклопедиях развитых стран: БСЭ, Британской энциклопедии и т. д.
Но в МПГУ (МПГИ) было достаточно много факультетов, которые в несколько измененном виде сохранились и сегодня. Там работало значительное количество ученых (филологов, историков, дефектологов, математиков и т. д.), внесших значительный вклад не только в российскую, но и мировую культуру. Их научные школы не следует забывать, т. к. фундаментальные направления исследований с трудом поддаются восстановлению. Очень хорошо, что у нас имеется кафедра инновационных образовательных систем, помогающая развивать все указанные направления в образовании.
Обобщая все изложенное выше, отметим 3 важные положения:
- МГПИ (МПГУ) сыграл роль лидера в организации и развитии широкой сети педагогических институтов в стране, а тем самым всей системы всеобщего и обязательного среднего образования. Несмотря на все признанные сейчас недостатки советской системы образования, особенно в области гуманитарных наук, идеологически-пропагандистская обработка преподносимого обучающимся учебного материала не смогла погасить просвечиваемую через нее духовно-нравственную мощь и житейскую мудрость российской и мировой культуры. Поэтому организация системы массового среднего и высшего образования имеет важное историческое значение и для других стран мира. Без этого не была бы возможна наша победа в годы Великой Отечественной войны, покорение космоса, развитие промышленности, освоения целины. Поэтому мы считаем, что при создании современной демократической школы в РФ не следует зачеркивать предшествующий опыт, а брать и критически заимствовать из него лучшее. В том числе из истории МГПИ.
- В МГПИ продолжали развиваться лучшие традиции Высших женских курсов, на базе которых он был создан. В дореволюционной России эти курсы были образцом не только для страны, но и всей Европы в решении проблемы получения высшего образования женщинами. Как известно, с созданием педагогических институтов учительская профессия стала «женской». Как и врачебная (по преимуществу). И в наше время эти важнейшие для сохранения жизни и человеческой цивилизации профессии являются преимущественно женскими. Проблема женского образования и сегодня не снята. Именно ныне варварские удары террористов из ИГИЛ особенно тяжело сказываются на женщинах Европы, которым мы все глубоко сочувствуем.
Президент и Правительство РФ даже в трудные годы так называемых экономических санкций стараются не оставить женщин без помощи, выделяют материнский капитал. Очевидно, профессорско-преподавательский состав МПГУ может и должен создать «педагогический» материнский капитал в помощь женщинам-матерям. Многое можно взять из опыта подготовки учителей, сделав многочисленные современные дополнения (о подготовке к семейной жизни и рождению детей, генетических консультациях, психологической поддержке беременных женщин, о перинатальных центрах, специалисты которых являются не только акушерскими и педиатрами, но и используют консультации педагогов и психологов и т. д.)
- Мы считаем, что деятельность К. Н. Корнилова и других ученых МГПИ, действовавших в сотрудничестве с дирекцией Института и органами государственной власти, является образцом успешного взаимодействия управляющих государственных систем и научно-теоретической и практической работы профессорско-преподавательского состава. Это надо продолжить делать и в нынешнее время.
В современную эпоху глобализма Россия, как и другие страны мира, проходит через большие испытания. Серьезным ударам международного терроризма, не имеющего ни религии, ни национальности, подвергается европейская цивилизация. В то же время, между странами Запада и Россией нет согласия. Президент В. В. Путин справедливо заявил, что в основе культуры наших стран лежит христианство, а в политике дело не обходится без военной конфронтации. Мы не против развития демократии и рыночных отношений, но хотим обсуждать пути развития общества в этом направлении с США и странами ЕС на равной основе.
Эти заявления Президента РФ можно только поддерживать. Действительно, многие действия на Западе, задуманные как борьба против фашизма, за права человека, нередко принимают спорные формы и насильственно насаждаются в других странах. Оправдываются не только для России, но и стран Запада слова В.Черномырдина: «Хотели, как лучше, а вышло, как всегда». Как определить правильность принимаемых решений? Конечно, через практику. Но она бывает длительной, с трудом поддающейся быстрому определению и оценке. Помочь могут науки о человеческом организме и его мозге. Когда создавались космические корабли, то в аванпроект закладывались не только требования к космонавту, но и требования к автоматическим системам, работа с которыми должна соответствовать возможностям человека, его успешной деятельности.
На современном историческом этапе развития человечества такую прогнозирующую и оценочную деятельность призваны выполнить бурно развивающиеся науки о мозге (нейронауки). В США осознана важность и необходимость их развития. В 2013 году там принята президентская программа «Карта мозга». На нее сразу в качестве первичного взноса выделено из бюджета 100 млн. долларов. Над разработкой этой программы 10 лет работали Нобелевские лауреаты всех специальностей. Полученные научные данные должны лечь в основу политики государства во всех областях. Эта программа считается для страны даже более важной, чем освоение космоса в прошлом веке.
Сегодня результаты исследований нейронаук используются на мастер-классах во многих сферах жизни в развитых странах мира. Однако пока отсутствуют четко сформулированная и официально принятая нейропедагогика. Эта теория и технология воспитания и обучения детей и взрослых, основанные на использовании данных различных нейронаук. А между тем, их использование позволяет существенно поднять эффективность умственного воспитания (когнитивные технологии), значительно способствовать развитию способностей и одаренности (креативность), разумному управлению эмоциями (эмоциональный интеллект) и т. д. Внедрение указанных технологий нейронаук в образование различных стран, в том числе России, поможет воспитанию разумных и разносторонне развитых поколений людей, которые встанут на путь эволюционного, а не революционного изменения и развития общества.
Основы нейронаук заложены трудами И. П. Павлова, В. М. Бехтерева. Открытия, касающиеся функциональной асимметрии мозга человека, изложены в «Реактологии» К. Н. Корнилова. Мы в течение долгих лет жизни продолжали эту линию исследований своего первого научного руководителя. При этом большое влияние на нас оказали труды его ближайших сподвижников, после смерти Константина Николаевича заведовавшие его кафедрой в МГПИ: профессора Н. Д. Левитов и Е. И. Игнатьев.
Наши исследования продолжались уже по более современным методикам, с использованием новейшей экспериментальной аппаратуры и средств регистрации. Они были частью комплексных исследований с участием специалистов Института проблем передачи информации РАН, Института автоматики и телемеханики (Института управления РАН), Института медико-биологических проблем РАН, Института ВНД и нейрофизиологии РАН и других. По указанной проблематике издано 5 книг. Последняя, обобщающая, издана в 2013 году под названием «Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация» издательством «Академический Проект».
В них впервые дано наиболее полное описание когнитивных процессов при создании зрительных образов (а зрение является ведущим анализатором для человека). Под нашим руководством аспирантами, магистрантами с участием дипломников разработаны указанные ниже когнитивные технологии в образовании:
- Обучение математике младших школьников и взрослых (к.пс.наук Алешина Т. Н. и Павлова Т. Л.).
- Обучение иностранным языкам (д.пс.наук Бауэр Е. А.).
- Обучение истории (к.пс.наук Ремеева А. Ф.).
- «Правополушарная» и «левополушарная» реклама для подростков и взрослых (к.пс.наук Лещук Н. С.).
- Обучение подростков изобразительному искусству (аспирантка МПГУ Борисова А. И.).
- Подготовка к школе детей с отставанием в развитии (магистрантка МПГУ Сорокина Л. И.).
- Развитие креативности у подростков (к.пс.наук Курбатова Л. М.).
- Проблемы принятия (выбора) решения школьниками и студентами в зависимости от латеральности мозга (д.м.н. Чилингарян Л. И., д.б.н. Мержанова Г. Х., проф. Степанов В. Г., Дроздова П.).
- Выбор профессии в зависимости от латеральности головного мозга (проф. Степанов В. Г.).
- Развитие эмоционального интеллекта (д.п.н. Клемантович И. П., проф.Степанов В. Г.).
- Когнитивные технологии в обучении детей РФ и ЮАР (соискатель О.фан Ниекерк).
Авторы этих технологий готовы при моем участии познакомить с ними на мастер-классах всех желающих преподавателей и студентов соответствующих факультетов (математического, иностранных языков, истории, изобразительного искусства) в порядке курсов повышения квалификации.
В МПГУ имеются и другие специалисты по нейронаукам и ТСО, с которыми было бы весьма желательно скооперироваться. Хочется надеяться на открытие магистратуры на кафедре социальной педагогики и психологии (заведует кафедрой проф. Леванова Е. А.), где имеются кадры преподавателей весьма высокой компетенции по предлагаемым проблемам.
Мы уверены, что профессорско-преподавательский состав МПГУ примет к внедрению и дальнейшей эффективной разработке когнитивные технологии в образовании, как об этом говорится в проекте «Стратегического развития МПГУ до 2020 года».
Литература:
- Игнатов Е. И. Соч.: Психология изобразительной деятельности детей. 2-е издание. М.,1961.
- Корнилов К. Н. Соч.: Очерки психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1917.
- Учение о реакциях человека с психологической точки зрения. («Реактология»). Государственное издательство. М., 1922.
- Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма. М., 1934.
- Психология. Учебник для педагогических училищ. М., 1946.
- Корнилов К. Н., Смирнов А. А., Теплов Б. М. (редакторы). Психология. Учебное пособие. М., 1948.
- Левитов Н. Д. Очерки педагогической психологии. М., 1946.
- Психология старшего школьника. М., 1955.
- Детская и педагогическая психология. Учебное пособие для педагогических институтов. М., 1958.
- О психических состояниях человека. М.,1964.
- Психология характера. 3-е издание. М., 1969.
- Степанов В. Г. «Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, образование, творчество, профориентация». М.: «Академический Проект», 2013.