Развитие педагогических идей русского космизма в современной теории и практике образования
Автор: Корженко Ольга Михайловна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 418 раз
Библиографическое описание:
Корженко, О. М. Развитие педагогических идей русского космизма в современной теории и практике образования / О. М. Корженко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 43-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1024/ (дата обращения: 16.12.2024).
Педагогические идеи русского космизма принадлежат к общей линии гуманизма, которая развивается на протяжении всей человеческой культуры. Они находили и находят отклик в философии, литературе и, конечно, педагогике, реализуются, дополняются и переосмысливаются многими авторами. В то же время ряд российских педагогов (Ю.П.Азаров, Ш.А.Амонашвили, Б.П. Неменский, М.П. Щетинин и многие другие), даже, быть может, не называя себя наследниками учения русского космизма, разрабатывает сходные принципы и идеи. Что касается современной педагогики в целом, то в ней намечается космический взгляд на человека. Это связано с общей социокультурной тенденцией: «космизацией» сознания. Мы все более ощущаем себя космическими существами, причастными бытию Вселенной, являющимися его неотделимой частью. Активно дискутируется сегодня вопрос о космической миссии человека. Педагогика, рассматривающая процесс духовного воспитания с этих позиций, уже сама по себе является новаторской, и в ней, по нашему мнению, явно прослеживается связь с идеями русского космизма. Такая педагогика задается вопросом, сформулированным Ш.А. Амонашвили так: «Ребенок! Имею ли я право… прикасаться к тебе, если заранее не восполнюсь сознанием того, что ты есть безграничность и неповторимость? … сознавая, что ты несешь в себе особую миссию для себя и для людей…? Вот и нужен мне философский, а может быть, космический взгляд на ребенка» [1; с.10].
В частности, «космическая» педагогика пересматривает принципы воспитания одаренных детей. Люди – как звезды, и у каждого из них есть свое свечение – у одних более яркое, у других – тусклое. Тех, кто рождается с самым ярким свечением, называют одаренными; а вот бездарных людей нет в принципе – есть лишь те, чье свечение не нашло должной поддержки. В связи с этим педагоги делают ряд выводов: 1) «нет людей, которые пришли в мир без определенного набора энергетических лучей»; 2) «среди энергетических лучей, данных человеку, есть общие, одинаковые для всех людей, но есть и индивидуальные»; 3) «среди индивидуальных лучей есть самые яркие, гармоничные и особой тональности. Эти, последние, и определяют дар и способности человека» [2; с.101-102]. Отсюда следует, что задача всех воспитателей (родителей, школьных учителей и т.д.) - во-первых, обнаружить и выделить индивидуальный дар каждого ребенка, а во-вторых, создать условия для его самостоятельного развития. Под созданием условий понимается следующее: обеспечение учебно-воспитательного процесса необходимым инструментарием (наглядными, техническими и другими пособиями, материалами, инструментами); помощь ребенку в овладении различными способами деятельности; наконец, (и это – самое важное!) - создание энергетического поля любви, без которого невозможно нормальное развитие и рост творческой индивидуальности. Таким образом, отношение к ребенку как к микрокосму очень актуально для современной педагогики, практически применимо в ней.
Сегодня все более открыто изучается и популяризирует свои данные биоэнергетика человека. Исходя из того, что все в мире (включая и людей) обладает энергией, а любые жизненные процессы – это проявления ее бесконечного движения, биоэнергетика во многом меняет и педагогический смысл. Поскольку в основе Мироздания (Космоса, природы, социальных процессов, – в том числе педагогического) лежат постоянные колебательные энергетические движения, то и воспитание мы можем считать возбуждением, накоплением и расходованием энергии.
Итак, можно сделать вывод о том, что современная наука как бы заново открыла особый вид энергии – биоэнергию, а также духовность, или психическую энергию. Это – те самые каналы, с помощью которых мы взаимодействуем с Космосом. Потенциал психической энергии дан нам всем – важно лишь правильно им распорядиться. Если человечество будет его использовать не на разрушение, а на познание себя и окружающего мира, на исполнение своей миссии созидателя, оно будет восходить в развитии бесконечно. К тому же духовность способна накапливаться и умножаться при активном использовании, а вот из-за «лености души» она деградирует и сходит к нулю.
В подобном подходе мы наглядно видим воплощение таких идей русского космизма, как синтез науки и создание целостной «науки о жизни», а также – соборность: единство, взаимосвязь неповторимых человеческих индивидуальностей, всего социума, земной и космической природы. Законы и принципы биоэнергетики постепенно берутся на вооружение современными педагогами, что позволяет по-новому взглянуть на многие аспекты воспитательного процесса. Здесь имеются в виду и психоэнергетические особенности каждого отдельного ребенка, и такие же особенности учителя (прежде всего – его «положительная» или «отрицательная» заряженность), и, наконец, энергетика всего учебно-воспитательного учреждения или семьи. Все вышеперечисленное необходимо учитывать не менее внимательно, чем наличие учебных пособий, планов воспитательной работы и т.д. Учитель, обращающий внимание на «космический» аспект своей работы, всегда помнит, что «дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить» [1; с.11]. Из этого следует закономерный вывод: педагогика должна исходить из личностных особенностей ребенка, искать пути их максимальной реализации и вести воспитанника (при его активном участии!) по этим путям.
Подобный комплекс воспитательных взаимодействий получил название «педагогики сотрудничества» (один из ее ярчайших представителей – Ш.А. Амонашвили). Цель последней – «сделать ребенка нашим… добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты» [1; с.47-48]. Иначе говоря, педагогика сотрудничества предлагает новый взгляд на духовно-нравственное воспитание детей.
Как продолжение линии русского космизма можно рассматривать и педагогическую реализацию принципов ненасилия. Основные обоснования ненасильственной организации жизнедеятельности детей можно найти практически во всех гуманистических теориях воспитания, однако лишь космисты (прошлого и нынешнего времени) исходят здесь из представления о детях как неповторимых «галактиках», каждая из которых и отличается от других, и, в то же время, неразрывно связана с ними.
Надо заметить, что наступивший сегодня кризис духовности заставляет все большее число ученых, культурологов, педагогов обращаться к идее формирования целостной и творческой личности, обращаться к конкретному человеку, к его индивидуальным особенностям и задаткам. Эта линия, последовательно проводимая в русском космизме, имеет огромные перспективы развития в области воспитания.
Современная педагогика приходит к выводам, которые продолжают линию русского космизма, его идеи, касающиеся уникальной роли и места человека в мире, а также наших отличительных черт, связанных с ними. Всякий природный объект (и человек – в том числе) для чего-либо предназначен. Лишь при условии соответствия своему назначению он испытывает состояние комфорта, гармонии. Но люди, в отличие от остальных существ и предметов, имеют свободу воли, т.е. действуют самостоятельно, сами находят свое место в жизни. В этом – их специфика. Подобный подход к человеку и вопросам его воспитания мы с уверенностью можем назвать антропокосмическим и устремленным в будущее. Мудрый воспитатель всегда дальновиден. Он работает не ради кратковременных, сиюминутных результатов, а нацелен на перспективу. Если изначальные мотивы наших поступков, слов и мыслей будут созидательными, а жизнедеятельность – упорядоченной, активно-трудовой, направленной на развитие, то и результатом действия станет гармонизация, создание ноосферы. Воспитание и самовоспитание самым прямым образом ответственны за осуществление этой цепочки, за выполнение космоэволюционной функции человека.
Таким образом, плоды воспитания, с одной стороны, глобальны по своим масштабам, а с другой – вполне конкретны. Современная педагогика осуществляет преемственность идей русского космизма, и в перспективе такой процесс будет происходить не менее активно. Это подтверждает правоту взглядов русских космистов на воспитание и образование, а также их актуальность для нашего времени.
Литература:
Aмонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
2. Еремкин А.И. Педагогика «поющих звезд». //См.: Инновации в образовании: теория и практика. – Белгород, 1998.